Что понимается под собственными доходами бюджета?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

Файлы: 1 файл

Что понимается под собственными доходами бюджета.docx

— 20.73 Кб (Скачать файл)

Что понимается под собственными доходами бюджета?

Доходы бюджета представляют собой  денежные средства, поступающие в  бюджеты органов государственной  власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном  порядке, в соответствии с действующим  законодательством.

Построение системы доходов  бюджетов осуществляется в соответствии с определенными требованиями, которым  она должна удовлетворять:

·  достаточности доходов, как условия выполнения функций и задач, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления;

·  стабильности поступления доходов в бюджетную систему, как условия устойчивого и эффективного функционирования бюджетной системы в составе финансовой системы государства;

·  соответствия форм изъятия бюджетных доходов формам и методам хозяйствования, как условия взаимного согласования интересов и целей деятельности государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Доходы бюджетов характеризуются  на основе различных критериев, которые  позволяют оценить их состав, структуру, динамику формирования, тенденции и  перспективы развития и т.д.

В составе доходов выделяют налоговые  поступления, неналоговые поступления  и иные безвозмездные, безвозвратные  перечисления. Основное значение для  бюджетов имеют налоговые поступления, образуемые при мобилизации различных  видов налогов и сборов. Неналоговые  поступления обеспечивают значительно  меньший объем доходов бюджетов. В состав неналоговых доходов включаются следующие виды поступлений:

·  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.;

·  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления;

·  доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

·  иные неналоговые доходы.

 Доходы в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений  образуются преимущественно в  результате перераспределения доходов  между бюджетами в процессе  межбюджетного регулирования. Перераспределение  доходов осуществляется главным  образом с верхнего уровня  бюджетной системы на ее нижние  уровни, так что основной объем  указанных доходов сосредоточен  в местных бюджетах. Безвозмездные и безвозвратные перечисления формируют бюджеты наряду с налоговыми и неналоговыми доходами. Они включают следующие виды перечислений:

·  финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

·  субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

·  субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

·  иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

·  безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

·  безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. 

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

В доходах бюджетов выделяют собственные  доходы, за счет которых обеспечиваются расходные обязательства, принятые в пределах компетенции соответствующих  органов власти. Собственные доходы не могут быть использованы для обеспечения  расходных обязательств, обусловленных  дополнительными полномочиями, возложенными на органы власти, поскольку по действующему законодательству дополнительные полномочия финансируются из доходов бюджетов того уровня, с которого переданы указанные  полномочия.

Наконец, система доходов бюджетов оценивается по совокупности применяемых  налогов, сборов и иных обязательных платежей. При этом отмечают состав и структуру федеральных, региональных и местных налогов (центральных  и местных налогов), соотношение  прямых и косвенных налогов, виды и масштаб используемых налогов, и другие характеристики.

Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов (центральных и местных налогов) являются важнейшими характеристиками системы доходов бюджетов. В них  отражаются особенности бюджетного устройства и бюджетной системы  государства, в том числе применяемые  методы разграничения налогов, пропорции  распределения налоговых доходов  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы, степень самостоятельности  органов власти и местного самоуправления в сфере формирования доходов, а  также используемые для их финансового  обеспечения виды налогов и т.д.

Соотношение прямых и косвенных  налогов является показательным  с точки зрения стабильности поступлений  налогов в бюджетную систему. Прямые налоги достаточно чутко реагируют  на смену фаз экономической конъюнктуры  и поэтому представляют собой  циклически нестабильный источник налоговых  доходов. В отличие от них косвенные  налоги, также следуя в целом за фазами экономического цикла, более  устойчивы к колебаниям конъюнктуры.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это — примеры косвенных налогов.

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.).

Примером реального налога является единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика  за вычетом потенциально необходимых  затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п. Плательщиками  налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса — физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую  деятельность по оказанию услуг, при  оплате которых преимущественно  используются наличные деньги (бытовые  услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается  законодательными актами субъектов  Федерации с учетом методик, рекомендуемых  Правительством РФ. 

Также показательными при оценке системы  доходов бюджетов являются виды и  масштабы применяемых налогов. Помимо прямой зависимости функционирования бюджетной системы от выбора форм бюджетных изъятий и механизма  их установления, следует отметить обусловленность методов разграничения  налогов и степени налоговой  автономии органов власти и местного самоуправления от масштабов применяемых  налогов. Построение налоговой системы  с опорой на крупные налоги, с  широко распространенной налоговой  базой, обусловливает использование  при разграничении налогов метода их совместного использования, с  ограничением налоговой автономии  указанных органов. Вместе с тем, выбор форм налоговых изъятий  во многом зависит от социально-экономического развития страны, обусловливающим наличие  или отсутствие налоговой базы по соответствующим налогам, что и  обеспечивает их применение или отмену в конкретных социально-экономических условиях.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с  доходными полномочиями органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Установление доходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется на основе разграничения  между ними налоговых полномочий.

Налоговые полномочия представляют собой  права органов власти и местного самоуправления вводить налоги, получать за счет них доходы и администрировать налоги. Соответственно выделяют следующие  элементы налоговых полномочий:

·  полномочия по нормативно-правовому регулированию налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления вводить те или иные налоги, устанавливать по ним налоговые ставки, уточнять налоговую базу и т.д.;

·  полномочия на получение доходов от налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления формировать доходы соответствующих бюджетов за счет тех или иных налогов;

·  полномочия по администрированию налогов, которые предоставляют права органам власти осуществлять их мобилизацию. При разграничении налогов определяются налоговые полномочия соответствующих органов власти по каждому налогу. При этом элементы налоговых полномочий по одному и тому же налогу могут быть распределены между разными органами власти и местного самоуправления или переданы в компетенцию только одному.

В доходах бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов, которые образуются за счет доходов целевого назначения или  в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или  иных поступлений.

Формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы  РФ имеет свои особенности. При этом основной объем доходов бюджетной  системы РФ сосредоточен в федеральном  бюджете.

Налоговые доходы федерального бюджета  образуются за счет федеральных налогов  и сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляемых  в порядке, предусмотренном действующим  законодательством. В составе федеральных  налогов учитываются: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налог на прибыль организаций; государственная  пошлина; налог на наследование или  дарение; водный налог; сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов.

В их число также входят налоги, взимаемые в соответствии со специальными налоговыми режимами.

К специальным налоговым режимам  относятся: система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

В состав неналоговых доходов  федерального бюджета, включаются доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от использования имущества  и продажи материальных и нематериальных активов, находящихся в собственности  РФ, платежи при пользовании природными ресурсами, зачисляемые в федеральный  бюджет, доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов  исполнительной власти, иные неналоговые  доходы.

Основной особенностью формирования доходов федерального бюджета в  бюджетной системе РФ является высокая  концентрация в нем ресурсов бюджетной  системы.

Основной объем доходов федерального бюджета обеспечивается за счет налоговых  поступлений – 61,1%. Доля неналоговых  доходов (без учета поступлений  в виде таможенных пошлин и сборов в составе доходов от внешнеэкономической  деятельности) является незначительной – 4,4%. В структуре налоговых доходов, основные поступления формируются  за счет: налога на прибыль организаций  – 7,5%, НДС –28,7%, акцизов –2,2%., налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами – 17,0%.

Доходы бюджетов субъектов РФ.

Налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ образуются за счет федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляемыми в региональные бюджеты в соответствии с действующим законодательством; региональных налогов и сборов, в  состав которых включаются: налог  на имущество организаций(100%); налог на игорный бизнес(100%); транспортный налог; акцизы на автомобильный бензин, ДТ и т.п.; акцизы на алкогольную продукцию;  налог на прибыль(по нормативу 18%); налог на доходы физических лиц(70%); акцизы на пиво(100%).

Информация о работе Что понимается под собственными доходами бюджета?