Центральный Банк РФ и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Вопросам ЦБ посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Центральный Банк РФ и его функции». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность данного реферата обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Центральный Банк РФ и его функции» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Содержание работы

Введение
1 Общая информация о Центральном Банке, его сущность и функции.
1.1. Место ЦБ в банковской системе РФ
1.2 Принципы организации и деятельности ЦБ
1.3 Функции, цели и задачи ЦБ
2 Роль ЦБ в регулировании экономики Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

referat_finansy.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

В 2004 году вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального Банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности. Во-первых, значительно сократилось число экономических нормативов. Их стало девять. Это означает сокращение сферы централизованного регулирования и повышение роли саморегулирования. Сокращение коснулось: нормативов, регулирующих общую ликвидность; максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика); максимального размера вексельных обязательств банка и т.д. Во-вторых, были изменены методика расчета ряда обязательных нормативов и их предельные значения. В-третьих, было установлено требование о соблюдении обязательных нормативов на ежедневной основе.

  • Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Наряду с фондом обязательного резервирования, предназначенным для поддержания ликвидности банковской системы, и резервным фондом кредитной организации, призванным нивелировать влияние банковских рисков на ее финансовую устойчивость, кредитные организации должны были создавать также целевые резервные фонды для покрытия различных банковских рисков: кредитного, риска обесценения ценных бумаг, убытков по другим активным операциям. С учетом международного опыта систематически совершенствовался механизм формирования и использования этих фондов.

  • Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.

К ним, в частности, относятся:

  • Положение Банка России от 3.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
  • Положение Банка России от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
  • Положение Банка России от 9.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.

К таким инструментам следует отнести:

1) Инструкцию Банка  России от 14.01.2004 г. № 109-И «О  порядке принятия Банком России  решения о государственной регистрации  кредитных организаций и выдаче  лицензий на осуществление банковских  операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельности.

2) методики по анализу  деятельности кредитных организаций,  на основе которых ведется  аналитическая работа сотрудников  Банка России;

3) Инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России.

Первая Инструкция Банка  России «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями  Банка Российской Федерации (Банка  России)» была издана в 1996 г. (№ 34 от 23.02.1996 г.).

Наряду с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.

Накопление опыта инспекционных  и аудиторских проверок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического  обеспечения и разработку новых  методических документов.

В целях повышения  эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.

Указанные изменения  нашли отражение в Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации» и в Инструкции Банка России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;

4) Инструкции, положения,  методические разработки, касающиеся  оценки деятельности кредитных  организаций, классификации их  по степени проблемности.

Развитие этих инструментов имеет несколько этапов.

Этап первый включает разработку методических рекомендаций по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования (Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 9.10.1995 г. № 15-3-3/668). Согласно этим рекомендациям банки ранжировались в соответствии со сводной рейтинговой оценкой, рассчитанной по четырем показателям, характеризующим достаточность капитала, качество кредитного портфеля, прибыльность и ликвидность банка.

Этап второй относится к 1996 г., когда Центральный Банк Российской Федерации издал Письмо № 265 «О рекомендациях по определению критериев степени проблемности банков». В соответствии с этим письмом все банки по степени проблемности классифицировались на три группы:

  • I - банки, имеющие первые признаки проблемности;
  • II - банки, испытывающие временные трудности;
  • III - банки с первыми признаками банкротства.

Таким образом, на втором этапе расширена сфера анализа  и оценки, более четко определены классификационные группы банков и  их характеристики.

Этап третий связан с выходом Письма Центрального Банка Российской Федерации от 28.05.1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков». В соответствии с этим документом выделены две категории банков с разбивкой каждой из них на две группы.

  • Первая категория банков определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает банки без признаков проблемности, вторая - банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

• Вторая категория охватывает проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие серьезные финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом состоянии.

Наряду с выделением по степени проблемности четырех  групп банков вместо трех, в данном документе были также изменены критерии классификации банков. К числу таких критериев отнесены: выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка; состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.

Этап четвертый относится к 2000 г., когда 31 марта 2000 г. было издано Указание Банка России № 766-У. В этом документе сохранена классификация банков по степени проблемности на две категории и четыре группы, однако расширены критерии отнесения к этим группам.

Такими критериями стали: соблюдение требований законодательства РФ и нормативных актов Банка  России; выполнение обязательств перед  кредиторами и вкладчиками; соблюдение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России; состояние и динамика показателей, характеризующих достаточность капитала и ликвидность банков; финансовый результат деятельности; выполнение требований Банка России по созданию системы внутреннего контроля; состояние учета и отчетности, своевременность предоставления ее в Банк России.

 

Активные операции. В первом полугодии 2008 г. наиболее быстрыми темпами развивались кредитные  операции банков, в первую очередь  ипотечное жилищное кредитование. Задолженность  по ипотечным жилищным кредитам за январь—июнь 2008 г. возросла с 611,2 — до 825,0 млрд. рублей, или на 35,0% (за соответствующий период 2007 г. — на 60,1%). На долю данных кредитов на 1.07.2008 приходилось 23,0% объема задолженности по кредитам, предоставленным населению (на 1.01.2008 — 20,6%).

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций. Финансовый результат деятельности кредитных организаций за первое полугодие 2008 г. составил 284,5 млрд. рублей, что на 28,7% превысило результат  первого полугодия 2007 года. Прибыль  в сумме 285,7 млрд. рублей получили 1076 кредитных организаций (95,6% от числа действующих на 1.07.2008). Убытки в сумме 1,2 млрд. рублей понесли 49 кредитных организаций, или 4,4% от числа действующих.

Несмотря на то что  российская финансовая система перенесла  международный кредитный кризис без серьезных потрясений, его негативное воздействие проявилось в сравнительно невысоких темпах развития российского банковского сектора в первом полугодии 2008 года. Отмечается замедление роста активов российского банковского сектора, а также средств на счетах корпоративных клиентов и вкладов физических лиц.

В деятельности банковского сектора продолжает доминировать кредитный риск, вызванный  быстрым ростом ссудного портфеля. В условиях снижения показателя достаточности  капитала при наращивании рисков банковской деятельности существенное значение для поддержания устойчивого развития банковского сектора будет иметь рост объемов собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Увеличение количества кредитных организаций, к которым применены запреты на осуществление отдельных банковских операций, обусловлено введением запретов в соответствии с положением статьи 47 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Об эффективности примененных Банком России мер воздействия свидетельствуют факты восстановления кредитными организациями своего финансового положения. Так на 1 января 2005 г. доля проблемных банков (3-й и 4-й групп) составила 3,1%, на 1 января 2006 г. - 2,7, а на 1 января 2007 г. - 2,5% .

В 2004 году была введена  система страхования депозитов  кредитных организаций, в которой  была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания  ее достаточной для участия в  системе страхования вкладов (Указания Центрального Банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые и недопускаемые в системы страхования вкладов. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка.

Так, в 2004 году в систему  страхования вкладов вошли 381 кредитная организация, в 2005 году - 562, в 2006 году - 10, и в 2007 году - 1 кредитная организация. Всего в систему страхования вкладов на данный момент входят 936 кредитных организаций.

В 2005 году была продолжена работа по совершенствованию действующей системы банковского регулирования и банковского надзора с учетом лучшей международной практики, в том числе обобщенной в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Банк России осуществлял комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а также на соблюдение федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций.

В целом процесс становления  и развития банковского надзора  в России характеризуется следующими особенностями:

  • начиная с 1990-х годов, в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;
  • в настоящее время в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам.

В последние годы Банк России предпринял ряд мер, направленных на устранение некоторых недостатков в системе регулирования банковской деятельности. Речь идет, в частности, о:

  • введении системы страхования вкладов;
  • более строгих требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам капитала;
  • ежедневном мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию рисков и достаточность капитала банков;
  • новых принципах формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на оценке финансовых возможностей заемщиков;
  • законодательстве о бюро кредитных историй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог проведенной  работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром  кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального Банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Информация о работе Центральный Банк РФ и его функции