Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:18, реферат

Описание работы

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Файлы: 1 файл

центральные банки.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Решения по вопросам денежно-кредитной политики принимаются Советом управляющих большинством голосов. При принятии решения об увеличении уставного капитала ЕЦБ учитывается доля каждого центрального банка — члена ЕСЦБ. При этом решение принимается, если за него проголосовало более половины акционеров, которым принадлежит не менее 2/3 объема уставного капитала.

Под руководством Совета управляющих осуществляют свою деятельность 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних коммуникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным операциям, по денежно-кредитной политике, международных отношений, статистический, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем.

Вторым по значению органом управления ЕЦБ является Исполнительная дирекция, в состав которой входят президент, вице-президент и 4 члена, имеющие большой опыт работы в финансовой или банковской сфере. Последние являются гражданами стран — участниц ЕЭВС и назначаются по предложению Совета Европы по результатам предварительных консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок полномочий Исполнительной дирекции составляет 8 лет без права повторного назначения.

Решения принимаются Исполнительной дирекцией большинством голосов ее членов. При этом решающий голос принадлежит президенту.

Исполнительная дирекция служит проводником разрабатываемой Советом управляющих денежно-кредитной политики, руководит действиями центральных банков — участников ЕСЦБ в этой области, контролирует выполнение ими соответствующих нормативных документов.

Важным руководящим органом ЕЦБ и ЕСЦБ является Генеральный совет, в который входят президент и вице-президент ЕЦБ, а также и управляющие центральными банками всех 15 стран ЕС, что позволяет поддерживать тесную связь со странами — членами ЕС, не вошедшими в Валютный союз. К основным задачам Генерального совета относятся подготовка отчетных документов о деятельности ЕЦБ, решение вопросов, касающихся оплаты уставного капитала ЕЦБ, разработка должностных инструкций и пр.

Президент ЕЦБ одновременно является председателем Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. В первых двух органах президент имеет решающий голос в случае равного распределения голосов между членами. Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает для выполнения этой функции доверенное лицо.

К операциям ЕЦБ могут быть допущены только банки стран — участниц ЕЭВС, которые соответствуют всем требованиям ЕЦБ, прежде всего выполняют установленные минимальные резервные требования. При этом посредниками выступают центральные банки стран — участниц ЕЭВС, которые собирают поступающие от банков заявки и направляют их в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основе этих заявок ЕЦБ определяет процентную ставку по кредитам и доводит ее до сведения центральных банков стран — участниц ЕЭВС. При современных информационных технологиях даже сравнительно небольшие банки могут участвовать в операциях ЕЦБ.

Хотя после создания ЕСЦБ и ЕЦБ центральные банки стран — участниц ЕЭВС фактически утратили полномочия в области денежно-кредитной политики, они по-прежнему продолжают осуществлять надзор и контроль за национальными кредитно-банковскими институтами, эмиссию банкнот, номинированных в евро (с 1 января 2002 г.), выпуск ценных бумаг, инспектирование действующих на территории страны банков, контроль над бесперебойностью работы платежно-расчетной системы и т.д.

6 Особенности деятельности Национального банка Украины

Национальный банк Украины не подотчетен Кабинету Министров, но он должен поддерживать экономическую политику правительства, если она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины Главным ом банка государства запрещается предоставление прямых кредитов как в национальной, так и иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета Украины.

Национальный банк Украины издает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, организаций независимо от форм собственности, а также для физических лиц.

Нормативно-правовые акты издаются в форме постановлений Правления Национального банка Украины, инструкций, положений, правил, утверждаемых постановлениями Правления Нормативно-правовые акты Национального банка Украины подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины и вступают в силу в соответствии с законодательством Украины.

Для осуществления своих функций Национальный банк вправе бесплатно получать от банков и других финансово-кредитных учреждений информацию об их деятельности и соответствующие объяснения относительно полученной информации и проведенных операций Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Национальный банк вправе получать необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Наряду с полномочиями, предоставленными Национальном банке Украины, действующим законодательством предусмотрены определенные ограничения, касающиеся как собственно Национального банка, так и его руководящих лиц Так, Национальная й банк Украины не имеет права требовать от банков и других финансово-кредитных учреждений выполнения операций и других действий, не предусмотренных законами Украины и нормативными актами Национального банка Украины и Национальному банку также запрещается:

- быть акционером или участником  банков и других предприятий, организаций, учреждений.

- осуществлять операции с недвижимостью, кроме тех, которые связаны с  обеспечением деятельности Национального  банка Украины и его учреждений;

- осуществлять торговую, производственную, страховую и иную деятельность, которая не соответствует функциям Национального банка.

Что касается должностных лиц Национального банка Украины, то законодательно установлено, что председатель Национального банка, его заместители, члены Правления и другие служащие Национального банка согласно перечень должностей, утвержденным Правлением Национального банка Украины, не могут быть народными депутатами Украины, членами правительства Украины, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместимости , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, получать займы от любых кредитных учреждений, за исключением Национального банка Кроме этого, служащим Национального банка Украины не разрешается входить в руководящие органы и быть акционерами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.

 


Информация о работе Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики