Целевые программы и инвестиционные проекты в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе анализируются федеральные целевые программы и национальные проекты, которые являются приоритетами государственной инвестиционной политики Российской Федерации, созданные для претворения в жизнь вышеперечисленных целей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….....3
1.Федеральные целевые программы……………………………………….4
1.1 Анализ финансирования целевых программ……………………….…8
2. Национальные инвестиционные проекты……………………………...14
2.1 Национальный проект «Здоровье»……………………………….…...14
2.2 Национальный проект «Образование»………………………………...17
2.3 Национальный проект «Жилье»……………………………………….19
2.4 Национальный проект «Развитие АПК»……………………………....21
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

     Доля расходов на ФЦП в общих расходах проекта федерального бюджета снижается с 9,86 % в 2011 году до 9,02 % в 2012 году.Снижение расходов на ФЦП в 2012 году в основном связано с окончанием срока реализации в 2011 году 6 ФЦП и сокращением ассигнований на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - в 2,5 раза, на ФЦП «Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы» - в 2,6 раза, на ФЦП «Юг России (2008 - 2013 годы) в 1,7 раза.4

     В плановый период 2012-2013гг. доля  расходов на ФЦП в общих  расходах проекта федерального  бюджета снижается с 9,02 % в 2012 году до 8,47 % в 2013 году.

     Снижение расходов на ФЦП в 2013 году в основном связано с окончанием срока реализации в 2012 году 8 ФЦП и сокращением ассигнований на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в 1,7 раза, на ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы - в 2 раза, на ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы - на 20 %.

     Наиболее  значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2013 году (в сумме 660,6 млрд. рублей, или 82 % общей суммы расходов на ФЦП) предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (37,4 %), «Развитие высоких технологий» (35,5 %) и «Безопасность» (9 %).5

     Из  проделанного анализа можно сделать  следующие выводы: реализация ФЦП  в Российской Федерации из-за неравномерности  финансирования несколько затруднена по отдельным направлениям. Но основную задачу федеральные целевые программы выполняют, бюджетные инвестиции оживляют многие отрасли экономики.

     В целях повышения эффективности  использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию ФЦП, необходимо активизировать работу по увязке бюджетных ассигнований на ФЦП с конкретными целями и количественно измеримыми показателями оценки их достижения. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, следует отказаться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Необходимо прекратить реализацию неэффективных или должным образом не проработанных ФЦП, разработать и утвердить во всех программах показатели оценки деятельности государственных заказчиков с целью повышения их ответственности за конечный результат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Национальный  проект
 

      Для осуществления  такой цели, как повышение качества жизни граждан России были созданы четыре национальных проекта, такие как здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. 

    1. Национальный  проект «Здоровье»
 

     Национальный  проект "Здоровье" - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.

Цели и задачи проекта:

1. Укрепление  здоровья населения России, снижение  уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.  
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.  
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.  
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.  
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
 

     Реализация  приоритетного национального проекта  «Здоровье» 

     За  время реализации проекта государственную  поддержку получили медицинские  учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую  помощь. На увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной  медицинской помощи были направлены средства федерального бюджета.  
    Время ожидания диагностических обследований значительно сократилось за счет поставки 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического) на десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена. Около половины этих учреждений получили такие виды оборудования впервые.  
    Существенно (на 70%) обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи, поставлено более 13 тыс. оснащенных специальным медицинским оборудованием машин, в результате уменьшилось время ожидания прибытия бригад скорой медицинской помощи с 35 минут до 25 минут.  
    Большую популярность приобрела диспансеризация и вакцинопрофилактика – это, прежде всего, связано с широкой пропагандистско-разъяснительной работой, направленной на донесение населению сути важности и необходимости этих мероприятий. Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду опаснейших инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В), а заболеваемость гриппом, на сегодняшний день, расценивается как неэпидемическая.  
    Благодаря проекту обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью выросла более чем в 4 раза. При этом изменения в ее оказании коснулись не только федеральных центров, но и региональных медицинских учреждений, что позволило сделать ее более доступной по месту жительства.  
    В рамках проекта строятся и уже построены федеральные центры высоких медицинских технологий.  
    Программа реализации проекта предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:  
    - развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;  
   - повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;  
    - совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат»; совершенствование организации онкологической помощи населению;  
    - обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий;  
    - совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;  
    - диспансеризация детей-подростков;  
    - перенатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания).  
    - формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации. 
 

     «Родовые сертификаты»

     В соответствии с национальным проектом "Здоровье" в 2006 году начала действовать  программа по выдаче родовых сертификатов. Предназначение программы - повышение  материальной заинтересованности медицинских  учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи будущим матерям. Медработникам становится выгодно, чтобы на учёт становилось больше беременных женщин. Имеется также расчёт на снижение числа абортов, так как у работников консультации появляется стимул, чтобы отговорить женщину от прерывания беременности с тем, чтобы получить ещё одну «клиентку». Кроме того, родовые сертификаты предоставят беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учёт и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и родильного дома. Полная стоимость родового сертификата составляет 10 000 руб. Эта сумма оплачивается за счет федерального бюджета.  По родовому сертификату женская консультация получает 3000 рублей; родильный дом - 6000 рублей; детская поликлиника –1000 рублей за диспансерное наблюдение ребенка в первый год жизни.6 

     2.2 Национальный проект  «Образование»         

Приоритетный  национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского  образования, результатом которой  станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.  
       Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.  
       Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.  
       Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.  
       Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.  
       Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. 7

    2.3 Национальный проект  «Доступное и комфортное  жилье» 

      Приоритетный национальный проект  «Доступное и комфортное жилье»  направлен на  преодоление диспропорций  на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий  для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая граждан нуждающихся в государственной поддержке.

     Стратегической целью проекта  является формирование рынка  доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. 
      На 2009-2012 годы определены следующие основные направлении реализации приоритетного национального проекта: 
    1. Развитие массового жилищного строительства. 
    В рамках указанного направления  реализуются мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной  собственности. 
    2. Государственная поддержка спроса на рынке жилья. 
    Мероприятия указанного направления  нацелены на стабилизацию уровня спроса на рынке жилья, сохранение объемов строительства нового жилья и, посредством этого, поддержку строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных и отделочных материалов.  
     Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через систему ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и отдельных категорий граждан. 
    3. Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг. 
    Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг обеспечивается реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. 

     Механизмами реализации проекта  являются федеральная целевая программа Жилище на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.     За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья  за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% и составил свыше 60 млн. кв. метров в год. Обеспечено жильем 82 тыс. молодых семей, 30 тыс. молодых семей получили государственные жилищные сертификаты с помощью государственной поддержки. Созданы и начали функционировать государственные институты развития - Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства,  Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.8 
 

     2.4 Национальный приоритетный  проект  «Развитие  АПК»  

     Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» в 2008г. перерос в Государственную  программу развития сельского хозяйства.

  Направления Государственной программы:

- обеспечение  продовольственной безопасности, поддержание  достаточного уровня доходности  и инвестиционной привлекательности  сельского хозяйства, а также  комплексное развитие социальной  сферы села.  
- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, 
- развитие фермерства и малых форм хозяйствования, 
- развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, 
- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности, 
- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).

     В отрасли, благодаря комплексным  и своевременным мерам господдержки (общий объем 168 млрд рублей), полностью  преодолены последствия аномальной засухи последних двух лет и обеспечена позитивная динамика развития. Прирост валовой продукции сельского хозяйства по итогам года прогнозируется на уровне 14%.

     Результаты Государственной программы  развития сельского хозяйства: 
1) Утверждены и реализуются пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства (на 2008-2012 гг.) и Доктрина продовольственной безопасности. Это основополагающие документы, определяющие цели, задачи, основные направления развития и меры государственной поддержки отрасли.).  
В целом, за 6 лет (2006-2011 годы) производство продукции сельского хозяйства выросло на 28,8%. Рост в животноводстве - 22,5%, обеспечена позитивная динамика в растениеводстве - 31,9%. 
2) В отрасли создана эффективная система кредитования и привлечения частных инвесторов. За счет субсидирования процентных ставок – кредиты стали более доступными. При этом, вместе с традиционными отраслевыми кредитными организациями, важную роль начинают играть Сбербанк и банк ВТБ, что показывает высокую привлекательность АПК. 
     В результате, объем ссудной задолженности в отрасли превышает 1 трлн. 500 млрд. рублей. На 1 рубль государственной поддержки привлекается до 10 рублей частных инвестиций. Только в животноводстве реализовано более 3 тыс. 500 проектов по модернизации и строительству новых объектов. Производство мяса птицы выросло в 1,9 раза, свинины – на 41%. Обеспечены внутренние потребности в зерне, поставки на мировой рынок оцениваются в объеме до 27-28 млн. тонн. Экспортными позициями стали сахар, растительное масло. На очереди – мясо птицы и свинина. 
3)  Повышена эффективность регулирования ключевого аграрного рынка – зернового. Это позволяет обеспечить так называемый межотраслевой баланс в животноводстве и растениеводстве, что способствует обеспечению приемлемого уровня рентабельности в отрасли в целом. Растет инвестиционная привлекательность всего АПК, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивый рост производства. 
4) Выстроена эффективная система таможенно-тарифной защиты отечественного рынка и квотирования импортных поставок сельхозпродукции с целью недопущения демпинга и избыточного предложения импортной продукции на российском рынке. 
5)  Реализованы Федеральные целевые программы по наиболее важным направлениям – «Социальное развитие села» и «Плодородие почв». По ФЦП «Социальное развитие села» на 1 рубль «из центра» вкладывается 3,4 рубля «на местах». При этом в ряде случаев расходы получателей жилья берет на себя бизнес, что является дополнительным стимулом для привлечения молодежи и высококвалифицированных работников. Важную роль играет и относительно невысокая средняя стоимость одного квадратного метра – около 17 тыс. 900 рублей за кВ.м. В результате, с начала реализации федеральной целевой программы  (в 2003 году) построено более 15 млн. 500 тыс. кВ.м жилья для почти четверти миллиона семей. 
6) Выстроена прозрачная система контроля за доведением и использованием средств федерального бюджета. Созданные реестр бюджетополучателей, паспорта регионов, позволяют контролировать эффективность использования средств федерального бюджета. Благодаря еженедельному мониторингу доведения средств, целевым проверкам, персональной ответственности руководителя региона и регулярным видеоконференциям с субъектами, удалось сократить срок поступления средств федерального бюджета сельхозтоваропроизводителю с 4-х до 1 месяца. 
7)  Эффективным и гибким инструментом поддержки региональных агропромышленных комплексов являются экономически значимые программы. За счет их реализации расширена роль субъектов в принятии решений о поддержке тех или иных направлений АПК. Мотивация регионов – основа роста. Финансирование программ в этом году – почти 13 млрд. рублей.

Информация о работе Целевые программы и инвестиционные проекты в современной России