Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в и выявлении проблем этого в современной банковской системе и исследовании основных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
2. раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
3. выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
4. рассмотреть деятельность Банка России по регулированию банковской системы на современном этапе;
5. провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
6. определить перспективы развития банковской системы России.
• Введение
o Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России
o 1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России
o 1.2 Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
o 1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
o Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
o 2.1 Проблемы и перспективы развития банковской системы России
o 2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
o 2.3 Перспективы развития банковской системы России
o Заключение
o Список использованных источников и литературы
Экономические, правовые и
политические факторы во многом определяют
комплекс социально-психологических
факторов. К социально-психологическим
факторам относятся: уверенность большинства
населения в правильности проводимых
экономических преобразований, в
стабильности налогового, таможенного,
валютного законодательства, в хороших
перспективах для экономики в
целом и ее отдельных отраслей.
Все вышеперечисленное в
Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на: [6; 46]
природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;
политические (закрытие границ,
введение международных запретов на
экономические отношения с
экономические (отказ государства
от выполнения своих финансовых обязательств,
изменение правил расчетов, изменение
системы налогообложения, введение
ограничений на экспортно-импортную
деятельность, кризисы на финансовых
рынках), которые приводят к затруднениям
банков и клиентов, вызванным общей
неопределенностью
Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами: [14; 572]
ѕ ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;
ѕ компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
ѕ уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
ѕ степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
ѕ сложившимися банковскими правилами и обычаями.
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации
Перспективы развития банковской системы страны во многом зависят от того, как будут решаться проблемы, стоящие перед данным сектором экономики. Недостатки банковской системы Российской Федерации во многом повторяют недостатки экономической модели страны в целом, хотя и имеют свои особенности. В целям для банковской системы России характерны высокая стоимость ресурсов и недостаточная доступность «длинных» пассивов. Итак, вот перечень основных проблем развития банковской системы страны:
> Низкая капитализация
и, как следствие,
> Региональные и отраслевые
диспропорции в экономике. В
то время как благоприятная
конъюнктура рынка и
> Макроэкономическая
> Ненадёжность банковской
системы также оказывает
> Институциональные проблемы
также необходимо
> Высокая концентрация и непрозрачность банковской системы. Пятёрка первых по активам банков, четыре из которых государственные, контролирует 47,8% активов банковской системы, в том числе Сбербанку принадлежит около 25%. По оценкам ИЭПП, банковский сектор страны характеризуется высокой степенью монополизации, о чём говорят показатели индекса Херфиндаля - Хиршмана, превышающие в течение многих лет 1800, хотя показатель данного индекса незначительно снижался в течение последних лет. Крупные госбанки зачастую обвиняются в непрозрачности, низкой эффективности работы, плохом качестве сервиса, покровительстве и гарантиях государства, частом преобладании политических мотивов над экономическими. К сожалению, конкуренция между государственными и частными банками отнюдь не всегда являлась справедливой, покровительство государства обеспечили дополнительный приток вкладчиков в государственные банки в условиях экономического кризиса. Таким образом, вопрос о возможности совмещения государственного управления и частной инициативы, настроенной на прибыль, остаётся открытым. Одним из следствий финансового кризиса стало снижение популярности частных банков в пользу государственных.
> Наконец, в качестве
фундаментальной проблемы
Перспективы развития банковской
системы страны зависят как от
внутренних, так и от внешних факторов.
К внутренним факторам развития необходимо
отнести в первую очередь решение
обозначенных выше проблем. К внешним
факторам относится ситуация на мировых
финансовых рынках; в кратко- и среднесрочной
перспективе - ситуация с мировым
финансово-экономическим
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб.
После провальных темпов июля в августе 2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле - 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль - 0.9%), а собственные - на 2.4% (1.4%). [21; 7]
Наибольший вклад в рост ресурсной базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета и депозиты, однако, их вклад был более скромен - около 15% месячного прироста активов. Расширение же иностранных пассивов оказалось исключительно "бухгалтерской" операцией, обусловленной повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился.
В августе 2008 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора - объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. - с 66 до 173 млрд. руб. [23; 7]
Основными получателями государственных денег оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк пришлось 85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в банках). Потребность именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить вложения в иностранные активы (и стали одним из основных каналов оттока капитала из страны).
Операции рефинансирования банков со стороны Банка России в августе 2008 г. обеспечили дополнительный рост ресурсной базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим, что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов. [25]