Автоматизированные платежные системы. Интернет-банкинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Существенные изменения происходят и в функционировании банков. В борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по кредитам. Клиенты требуют большего. На фоне бурного развития информационных технологий и крупные корпорации, и простые граждане хотят совершать как можно меньше действий для того, чтобы осуществлять свои финансовые операции. Поэтому в коммерческих банках сейчас активно разрабатываются и внедряются новые виды банковских операций и услуг.

Содержание работы

Введение
1. История развития и сущность автоматизированных платежных систем
1.1. История появления электронных банковских услуг в России и за
рубежом
1.2. Теоретические основы ДБО
1.3. Интернет-банкинг
2. Экономическая эффективность интернет-банкинга
2.1. Характеристика деятельности банка в области виртуальных услуг
2.2. Оценка экономической эффективности использования системы интернет-банкинг
3.Совершенствование автоматизированных платежных систем и электронного банкинга.
3.1. Перспективы дистанционного банковского обслуживания.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Автоматизированные  платежные системы. Интернет-банкинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. История развития и сущность автоматизированных платежных систем

1.1. История появления электронных банковских услуг в России и за

рубежом

1.2. Теоретические основы ДБО

1.3. Интернет-банкинг

2. Экономическая  эффективность интернет-банкинга

2.1. Характеристика деятельности банка в области виртуальных услуг

2.2. Оценка экономической эффективности использования системы интернет-банкинг

3.Совершенствование автоматизированных платежных систем и электронного банкинга.

3.1. Перспективы дистанционного банковского обслуживания.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного  хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки образуют связь между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Экономика нашей  страны на протяжении многих десятилетий функционировала обособленно от мирового хозяйства, развивающегося по законам рынка. Неэффективность такого пути привела к необходимости принципиального изменения хозяйственного механизма, основанного на административно-командных принципах регулирования экономики.

Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центрального банка и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.

Существенные  изменения происходят и в функционировании банков. В борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по кредитам. Клиенты требуют большего. На фоне бурного развития информационных технологий и крупные корпорации, и простые граждане хотят совершать как можно меньше действий для того, чтобы осуществлять свои финансовые операции. Поэтому в коммерческих банках сейчас активно разрабатываются и внедряются новые виды банковских операций и услуг.

В последние  годы наметилось стремление российских банков к расширению перечня услуг, предлагаемых корпоративной клиентуре и диверсификации собственного бизнеса за счет развития розничных операций. Для этого банки активно внедряют технологии электронного обслуживания клиента, такие как: услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт, услуги дистанционного управления клиентами своими банковскими счетами и услуги через Интернет.

Сказанное выше и предопределило цель курсовой работы – исследование развития банковских операций на основе электронных технологий и определение наиболее перспективного вида данных услуг.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия «интернет-банкинг» и его место в системе банковского обслуживания;
  • выявить основные факторы, влияющие на необходимость создания и развития интернет-банкинга;
  • осуществить анализ нормативно-правовой базы банковских услуг через Интернет;
  • проанализировать состояние рынка услуг интернет-банкинга;
  • выявить основные проблемы и перспективы дистанционного банковского обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг;
  • дать характеристику деятельности Филиала «Рязанский» ОАО Банка «Пушкино»;
  • проанализировать и дать оценку эффективности внедрения услуги интернет-банкинга, в Филиале «Рязанский» ОАО Банке «Пушкино».

В качестве объекта  исследования выпускной квалификационной работы выступает Филиал «Рязанский» ОАО Банк «Пушкино». Предметом исследования являются автоматизированные платежные системы.

В ходе работы были использованы научная литература, статистические данные, учебные пособия, а также  электронные ресурсы.

 

 

    1. История развития и сущность автоматизированных платежных систем

 

    1. История появления электронных банковских услуг в России и за рубежом

 

Переход на новые  формы экономических отношений  повлек за собой реструктуризацию банковской системы и внедрение новых программных форм расчетов.

Одними из первых банки разработали банковские карты, которые значительно расширили  спектр услуг, предоставляемых банками, и дали начало многим другим электронным  банковским технологиям. Сама идея кредитной  карточки была выдвинута в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад» в 1880г. Первой известной нам кредитной картой стала выпушенная в 1914г. карта фирмы GeneralPetroleumCorporationofCalifornia, предназначенная для оплаты нефтепродуктов. Прародительницами современных карточек были карточки отелей, сетей магазинов и газовых компаний, они начали этот бизнес еще в начале прошлого века. Эти карты использовались для учета покупок постоянных клиентов и являлись продолжением торговли в рассрочку. В 1930-х гг. с ростом автомобильной индустрии, развития авиакомпаний и торговых фирм для наиболее солидных клиентов компании стали предлагать отсрочку платежа на 30 дней, то, что сегодня называется grace-периодом и без чего сложно представить современную кредитную карту. В 1949г. с появлением карты DinersClub началась эра универсальных кредитных карт, но DinersClub тоже была не банковская компания. И только 1 октября 1958г. была выпушена первая карта AmericanExpress, примерно в это же время первый и второй банки Соединенных Штатов Америки — BankofAmerica и ChaseManhattanBank — приступили к операциям с кредитными карточками. С начала выпусков первых кредитных карт в 1914г. до выпуска первых карт банковскими структурами в 1958г., прошло 44 года. Такие межбанковские ассоциации, как VisaInternational и MasterCardInternational, стали транснациональными корпорациями, ведущими бизнес во всех точках мира. Банки-участники этих систем эмитируют миллионы карт, и есть уже карточные банки, для которых карточный бизнес стал основным источником доходов[15].

Первым советским эмитентом международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989г. «золотые» карты EuroCard. Выпуск этих пластиковых карт был очень ограничен, и предназначались они для узкого круга лиц. Первым российским коммерческим банком, выпустившим в 1991г. собственную карту Visa, стал «Кредобанк». Но, несмотря на то, что «Кредобанк» вступил в ассоциацию EuroCard/MasterCard, эмитировать эти карты наряду с картой Visa он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации EuroCard/MasterCard

С 1993г. Europay (EuroCard/MasterCard) серьезно изменила свою тактику в России. Компания активизировала прием российских банков в члены ассоциации; для работы с ними был открыт офис в Москве. Была создана Ассоциация российских членов Europay, которая помогает в настоящее время эффективно решать общие для банков вопросы.

В 1999—2000 гг. создается  российская ассоциация Visa. Заметным событием стало создание компании «DinersClub Россия», российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк «Империал» (сейчас это банк «Славянский»),

За несколько  лет с появления первой международной  карты, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: Россия стала полноправным регионом в международных  карточных платежных системах. Ассоциация Visa, в которую первый российский банк (Сбербанк РФ) был принят в 1988г., сотрудничает сегодня с 45 российскими банками. Оценивая ситуацию на рынке внутрироссийских карт, можно отметить устойчивый рост числа пластиковых карт и остатков денежных средств, хранящихся на них.

В настоящее  время на российском «пластиковом»  рынке действуют одновременно две  группы платежных систем: зарубежные (международные) и отечественные. Причем российские платежные системы, такие  как «СТБ Карт», «Юнион Кард», «Волга»  или «Золотая Корона», из-за дешевизны их тарифов опережают по количеству выданных в России карт ряд международных компаний [23].

После успешного  принятия финансовых карт на рынке  банковских услуг, многие банки продолжили внедрение электронных технологий в свои операции и стали разрабатывать различные виды Дистанционного банковского обслуживания. Впервые такое обслуживание появилось примерно двадцать лет назад, когда строительное общество NottinghamBuildingSociety, британская телефонная компания BritishTelecom и BankofScotland объединили свои усилия для создания новой технологии - программы Homelink. Это был качественный скачок в развитии удаленных банковских технологий. Дистанционное банковское обслуживание по телефону получило особенно благодатную почву для своего распространения в США. До середины 90-х гг. американские банки не имели возможности открывать филиалы в других штатах, поэтому эта система предоставляла единственную возможность выйти на клиентуру в национальном масштабе. Одним из пионеров в этом деле был NorthCarolinaNationalBank, который в 1990 г. предложил своим клиентам более 30 услуг и операций через телефонную систему, для чего был создан довольно большой саll-центр, который позднее был усовершенствован с сокращением численности операторов. В 1990 г. ежедневное число обращений в систему составляло около 200 тыс. В последнее время также активно начали развиваться технологии WAP- и SMS-обслуживания, которые используют коммуникационные возможности мобильной телефонии для оперативного обслуживания клиентов.

Первым чистым интернет-банком был Securityfirstnetworkbank, начавший свои операции в 1995 г. и в 1998 г. выкупленный Royalbankfinancialgroup в США. Названный банк функционирует исключительно в сетях Интернет и не имеет ни одного «физического» офиса для работы с клиентурой. Этот банк предоставляет своим клиентам возможность открывать различные банковские счета и управлять ими, оплачивать счета за товары и услуги и проверять остатки (балансы) средств на банковских счетах исключительно через web-сайт банка. Клиенты банка находятся в 45 штатах США.

В Европе первым «виртуальным» банком стал Advancebank-дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия), который начал свою операционную деятельность в 1996г. Другие примеры подобных банков — BankDirect(основан в 1999г.), Compubank(1998г.), Netbank(1996г.).

Но чаще всего Интернет-банкинг  встречается в качестве дополнительной услугой, которую предлагают реально существующие банки. Основателем Интернет-банкинга в России следует считать Автобанк, который уже в мае 1998г. предложил своим клиентам данный вид услуг. 2000г. стал точкой отсчета, когда в России начали появляться банки, предложившие своим клиентам помощь в организации интернет-представительств с полным циклом электронной коммерции. Сегодня их уже больше 100.

 

    1. Теоретические основы ДБО

 

Банковская пластиковая карта – это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг, а в некоторых случаях и для совершения иных денежных операций, таких, как получение кредита, получение наличных денег в банках и их филиалах (в так называемых пунктах выдачи наличных) и через банковские автоматы (банкоматы), внесение наличных денег в банки через банкоматы. Фактически они представляют собой заменители денежных знаков одновременно во всех их функциях, а также инструмент получения наличных денег со счета в банке; являются одним из прогрессивных средств организации безналичных платежей.

Особенностью  продаж и выдач наличных по картам является то, что при этих операциях, осуществляемых магазинами и банками, товары и наличные деньги предоставляются клиентам сразу, а средства в возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (как правило, 2-3 дня). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты – держатели карт получают их лишь в пользование.

Сами  по себе практически все карты имеют один и тот же размер - 2,125" х 3,375" (примерно 54 х 86 мм) и толщину примерно 0,039" (около 1 мм).

В настоящее  время практически повсеместное распространение имеют карты пластиковые.

Изобретение в конце 1960-х гг. автоматических аппаратов выдачи наличных денег совершило революцию и в карточном бизнесе. Чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карт, на их обратную сторону стали наклеивать полоску из магнитной пленки. На магнитной полосе банковских карт записывается (обычно в закодированном виде) номер карты, срок ее действия и ПИН-код держателя карты. Поэтому магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на карты.

В России сложилось  основное разделение карт на корпоративные (выдаваемые только юридическим лицам) и личные (индивидуальные, выдаваемые только физическим лицам).

 

 

Банковские  карты делятся на:

1) дебетовые— карты, которые позволяют их держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплата товаров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределах расходного лимита, установленного банком).

Данные  карты позволяют клиенту банка  получать наличные в банкоматах и оплачивать свои покупки только в пределах суммы, имеющейся на его специальном карточном счете (либо просто на счетах в банке — эмитенте карты). Таким образом, при оплате покупки дебетовой картой необходим звонок в банк или процес-синговый центр для установления того, сможет ли клиент заплатить требуемую сумму. При этом сумма сразу списывается со счета или блокируется до прибытия в процессинговый центр товарного чека — слипа, после чего окончательно списывается. С момента оплаты покупки или услуги через процессинговый центр и до ее окончательного списания или же «возвращения» на счет (в случае ошибки или выявления фальсификации) списываемая сумма клиенту «не видна»;

2) кредитные кредитовые— карты, которые позволяют их держателям оплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленной банком кредитной линии (в пределах лимита). Клиент банка, пользующийся такой картой, имеет возможность получать у банка ограниченный кредит в случае оплаты картой товаров или услуг. Выданный клиенту кредит затем погашается путем списания необходимой суммы с его страхового депозита либо клиент компенсирует банку расходы из собственных сбережений наличными или с другого счета;

3) внутрибанковские специальные— служат для предоставления клиентам банков дополнительных специальных услуг, таких, как получение процентов по депозитам через банкоматы банка и пр. Данные карты могут принимать и другие банки, являющиеся партнерами банка-эмитента.

Информация о работе Автоматизированные платежные системы. Интернет-банкинг