Авто кредитование и перспективы его развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РК оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач: изучить теоретические основы автокредитования;
1) рассмотреть нормативы банковского кредитования;
2) охарактеризовать особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РК
3) выявить проблемы автокредитования и наметить пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АВТОКРЕДИТОВАНИЕ КАК БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ……………………………………………………………..…………..5
1.1 Автокредит и его виды……………………………………………………….5
1.2 Условия автокредитования…………………………………………………..9
1.3 Порядок автокредитования физических лиц………………………………12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО " БТА БАНК" И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ…............................................................................................................... 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО "БТА Банк"……... 22
2.2 Организация финансовой работы АО "БТА Банк"………………………..29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….34
3.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РК……………………..34
3.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РК…………………….37
3.3 Перспективы развития автокредитования в РК…………………………....41
Заключение……………………………………………………………….............44Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения………………………………………………………………...........49

Файлы: 1 файл

курсовая по банковскому делу.docx

— 607.48 Кб (Скачать файл)

За время кризиса ставки по автокредиту  увеличились практически в два  раза. Если до мирового финансового кризиса средняя ставка по кредиту на автомобиль была в районе 9-14% годовых в рублях, то в текущий период - 20-30% в тенге. Конечно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции, но понадобится время на адаптацию потенциальных покупателей к новой ценовой политике автодилеров и банков [26 С-25].

В настоящий момент коррекция условий  по автокредитованию закончилась, и  некоторые банки даже стали снижать  процентные ставки. К примеру, в начале сентября Юникредит Банк снизил процентные ставки в рублях по кредитам на покупку иностранных автомашин примерно на 1,5-3%. Кредит на новые автомобили банк выдает под 18,5-19% годовых, в зависимости от срока. Без подтверждения дохода и занятости потенциальный заемщик сможет оформить кредит на новую иномарку под 19,5-20%. Летом БСЖВ уменьшил на 1-2% ставки по рублевым кредитам на новые автомобили: в зависимости от размера первоначального взноса, процентная ставка составит 15-16%. При этом, рублевые процентные ставки БСЖВ на покупку новых автомобилей наряду со ставками Сбербанка в настоящий момент самые низкие на авторынке. Правда, Сбербанк просит первоначальный взнос не менее 30% стоимости автомобиля, тогда как БСЖВ - 20% [30].

Правительство РК попыталось в условиях кризиса стимулировать спрос  на автомобили, субсидируя часть процентной ставки по кредиту на автомобиль. Потенциальный  заемщик мог оформить банковский кредит на покупку нового автомобиля отечественной сборки, стоимостью не более 350 000 тенге с первоначальным взносом от 30%. При этом действующая  ставка банка-кредитора снижается  на 2/3 ставки рефинансирования БТА (сейчас 10,75%) и срок закрытьданный автокредит нужно не позднее 31 декабря 2011 года. В список моделей, составленный под эту программу, попала вся линейка ВАЗа, а также UAZ Patriot, ChevroletNiva, FiatAlbea, FordFocus, KiaSpectra, RenaultLogan и SkodaFabia.

По данным Минпромторга, за время действия правительственной программы, банки приняли чуть больше 55 000 заявок на автокредиты, а получить льготный кредит смог лишь каждый второй потенциальный заемщик. Требования к заемщикам, которые подают заявки в рамках госпрограммы, абсолютно идентичны требованиям к заемщикам по всем банковским программам. Поэтому говорить об отдельной классификации отказов по конкретному продукту правительства РК нельзя. Реально было выдано 30 500 автокредитов, тогда как изначально планировалось - порядка 150 000 за 2009 год. В обзоре российского авторынка за первое полугодие PricewaterhouseCoopers отмечает, что по правительственной программе было продано примерно 2% всех реализованных в стране автомобилей.

Улучшить данную статистику правительство  попыталось за счет модернизации льготной госпрограммы. Список автомобилей в  июле увеличился до 50 моделей. При этом размер первоначального взноса снизился до 15%, а максимальная стоимость приобретаемого автомобиля выросла до 600 000 тг. Кроме того, автокредит стало возможно оформить на три года, вне зависимости от даты получения, вместо ранее предполагаемого срока погашения до 31 декабря 2011 года [15 С-27].

Кроме того, было принято решение  о возможности участия в госпрограмме и других банков, чей капитал составляет не менее 70 млрдтг. В БТА и Альфа Банке сказали, что готовы присоединиться к программе. Пока же наиболее низкие проценты по данной программе предлагают Сбербанк и Aliancebank, где с учетом дотации фактическая ставка составляет 7,83% годовых, в Halykbank 24 льготный автокредит можно получить под 10,83%. При этом для клиентов БТА назначен первоначальный взнос не менее 20% [10 С-56].

По мнению ФАС РК указанные требования к банкам ограничивают конкуренцию  на рынке автокредитования. В начале сентября антимонопольная служба подготовила  поправки, благодаря которым право  на получение субсидии за счет правительства  будет предоставлено всем банкам, которые заявят о желании участвовать  в госпрограмме. В пояснительной  записке к поправкам говорится, что расширение перечня кредитных  организаций, которые имеют возможность  получать субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет федерального бюджета  при кредитовании физических лиц  на приобретение автомобилей, позволит увеличить объемы автокредитования и решить макроэкономическую задачу увеличить объемы продаж российских предприятий автомобильной отрасли.

Ассоциация региональных банков России в качестве антикризисной меры предложила стимулировать спрос на новые  автомобили другим, более экономичным  способом. Данная ассоциация подготовила  проект закона об учете залогов автомототранспортных средств, который позволяет снизить  процентную ставку по кредитам на автомобили примерно на 2%. По мнению разработчиков  проекта, отсутствие системы учета  автозалогов вынуждает банки закладывать риски мошенничества в процентные ставки по автокредитам. По подсчетам ассоциации, создание системы учета залоговых автомобилей обойдется правительственному бюджету в сумму более чем втрое меньше той, которая выделяется на субсидии в рамках правительственной госпрограммы.

Кризис оказал немалое влияние  на условия автокредитования как  коммерческих банков, так и государственных, они увеличивают свою долю на рынке  автокредитования. Коммерческие структуры, не располагая сопоставимыми резервами, опасаются возросших рисков невозврата, и поэтому они либо сворачивают  программы автокредитования, либо устанавливают  заградительный уровень ставок.

В целом за первое полугодие 2009 года из-за снижения платежеспособности населения  и ужесточения условий кредитования продажи автомобилей в Казахстане сократились почти в два раза. А доля продаж в кредит снизилась  с 40% до 20-25% [32].

По оценке DISCOVERY ResearchGroup в 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил порядка $ 20 млрд. (рост - 35% по сравнению с 2007 годом). В 2009 ожидается падение рынка почти в четыре раза до $ 5,6 миллиарда.

За три месяца 2009 года Сбербанк, выдающий авктокредиты под 15-16%, сохранил объемы кредитования на уровне того же периода прошлого года - 4 200 автокредитов на сумму 1,75 млрд  Однако и количество отказов увеличилось вдвое - теперь 30% потенциальных заемщиков по автокредиту получают в Сбербанке отказ [32].

Если Сбербанк сохранил прошлогодний уровень, то БТА зафиксировал рост. За январь-февраль объем выданных на покупку автомобиля кредитов увеличился на 50-60%. Такой рост можно объяснить  уходом с рынка других, более мелких игроков. Сейчас в БТА  ставка по автокредитам равна 18-20% [28].

Госбанки показали результаты несколько  лучше других. У БТА падение  количества выданных автокредитов в I полугодии 2009 года по сравнению с 2008 годом минимально - «всего» 17%. У Сбербанка  сокращение объемв тоже значительно меньше рынка - всего в два раза (-53,7%). При этом многие банки вообще фактически прекратили выдачу автокредитов: почти у половины кредитных учреждений, предоставивших данные для рейтинга, падение к прошлому году составляет от 90 до 99% [30].

Специалисты аналитического агентства  «Автостат» отмечают, что один из прошлогодних лидеров сегмента автокредитования - «Райффайзенбанк» - за первое полугодие сократил объем выдачи в девять раз, с 9,44 млрд. до 1,07 млрд . Еще один банк из первой десятки по прошлому году - «Уралсиб» - за шесть месяцев выдал автокредитов лишь на 569,6 млн что в 12,5 раз меньше прошлогоднего результата (7,14 млрд.).

По оценке «Автостата», суммарный объем рынка автокредитования в 2009 году составит порядка 5 млрд долларов, что в четыре раза меньше прошлогоднего показателя. Сейчас на долю кредитных машин приходится порядка 25% рынка новых автомобилей, то есть каждая четвертая машина покупается с использованием заемных средств. Годом ранее доля таких покупок составляла 50% [30].

Еще до кризиса можно было говорить о заметном подъеме авторынка  и, как следствие, автокредитования в РК Однако сейчас очень сложно судить о том, что ждет автокредитование уже завтра.

 

3.3 Перспективы развития  автокредита в РК

 

На сегодняшний день рынок автокредитования развивается несколько двояко. Одни эксперты полагают, что рост рынка  замедлится, другие - что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы.

Этот вид ссуд максимально защищен  от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который  защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.

Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в последнее время - это усиление интереса столичных банков к регионам. Согласно данным аналитического агентства  АВТОСТАТ на долю Алматы и области  приходится чуть менее 20% от общего объема выдачи кредитов на покупку автомобилей. Еще примерно 8,2% занимает Карагандинская область. На долю остальных российских регионов приходится 72,5% рынка автокредитования [30].

В своем маркетинговом отчете по рынку автокредитования аналитики  констатируют, что сейчас уже каждый второй новый легковой автомобиль в  России продается с использованием кредитных денег. На 2008 год они  оценили этот рынок в объеме 28 млрд. USD [30].

Однако, сейчас большую опасность  для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже  вполне активно функционирующие, так  называемые, автобанки (Тойота Банк , Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, RenaltCredit, NissanFinance и PSA Finance (компаний PeugeotCitroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией.

Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок  автокредитования. Они живут в  своей реальности и в ближайшее  время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций  перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.

Что касается государственного участия  в развитии автокредитования, то здесь  программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей  автомобилей, а благодаря приглашению  новых банков. Также, Проект предусматривает  снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. тенге,предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта [31].

По оценкам экспертов, сложившаяся  ситуация на рынке в регионе соответствует  уровню 2006 года. На ближайшее будущее  прогнозы самые пессимистичные - без  государственной поддержки рынок  не выживет. При этом участники рынка  находят государственную программу  субсидированного автокредитования в  нынешнем виде непроработанной и  на данном этапе малоэффективной, что  подтверждается данными статистики - по состоянию на 14 мая выдано лишь 5 тыс. 498 автокредитов. Однако если проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в программу  будет принят, то это должно увеличить  востребованность льготного автокредитования как минимум на 15-20% от текущего уровня. Правда, проблема на сегодняшний день заключается не только в предоставлении кредитных ресурсов, но и в возможностях бюджета и платежеспособности населения. Эксперты полагают, что в случае дальнейшей стагнации ожидаемого эффекта  не будет, даже если давать беспроцентный  кредит [31].

Продажи автомобилей путем лизинга, а также партнерские союзы  банков, страховых компаний и автодилеров, станут основной перспективой продаж транспортных средств в кредит в 2010 году. Среди основных направлений развития - взаимодействие страховщиков, банков и продавцов, что позволит увидеть клиенту более лояльные ставки. В такой схеме (партнерских союзов) они делятся доходом, за счет чего выигрывает потребитель.

В ближайшей перспективе эксперты не ожидают смягчения условий  по автокредитам. Скорее всего, требования к заемщикам будут достаточно суровыми. Подавляющее большинство  банков сейчас пристальное внимание уделяют совершенствованию и  оптимизации систем риск-менеджмента. Предпосылок для снижения уровня процентных ставок тоже нет - ресурсов дешевых в этом году точно не появится. Одно можно сказать точно: банки не станут проводить ценовую политику, идущую вразрез с требованиями рынка, это неразумно и невыгодно. В настоящий момент экономическая ситуация не позволяет кредитным организациям пойти на либеральные меры. Однако конъюнктура рынка будет меняться, и в долгосрочной перспективе возможны позитивные перемены.

Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от последующего протекания кризиса, в частности от того, будет  ли вторая волна. В зависимости от развития ситуации в сфере мировых  финансов специалисты предлагают различные  варианты развития рынка автокредитования в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Если сравнивать то, что  происходило на рынке автомобильных  кредитов, всего год-два назад, то можно с уверенностью сказать, что  идет уверенный количественный и  качественный рост. Свидетельствами  этому являются:

рост числа кредитных покупателей  и объемов кредитования;

значительное распространение  предложения кредитов при продаже  машин;

увеличение числа банков, предлагающих кредиты частным лицам;

усложнение и совершенствование  кредитных продуктов, за прошедший  год появилась возможность взять  кредит на покупку подержанного автомобиля, а также впервые появилась  схема кредитования без документального  подтверждения доходов заемщика.

Как отмечают специалисты, по мере развития автокредитования в Казахстане условия  банков по данному продукту все больше стандартизируются. Различия между  программами банков постепенно стираются. Большинство банков выдает кредиты  на покупку автомобилей как в  долларах или евро, так и в тенге. Минимальная сумма кредита составляет, как правило, 2-3 тысячи долларов или  евро, 60-100 тысяч рублей, а максимальная - в среднем 50 тысяч долларов (или  эквивалент в рублях или евро). Размер первоначального взноса чаще всего  составляет 10-20% от стоимости автомобиля. На сегодняшний день ставки по автокредитам составляют 9-12% годовых в валюте и 12-20% годовых в рублях, кредиты  выдаются на срок от года до пяти лет. Стандартным  обеспечением по автокредиту является сам автомобиль, который должен быть полностью застрахован (страховка  составляет 7-10% от его стоимости).

Информация о работе Авто кредитование и перспективы его развития в Республике Казахстан