Анализ взаимоотношений с госбюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать взаимоотношения предприятий с бюджетом, изучение влияния государственной политики на деятельность предприятий, выявление проблем, возникающих у предприятий при существующей налоговой политики Республики Молдова.
Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, в соответствии с поставленной целью в работе рассматривались и решались следующие задачи:
- раскрытие экономического содержания налогов;
- определения функций и принципов налогов;
- оценка структуры и динамики налоговых выплат на SRL «Cariv Mobila»;
- оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика предприятия SRL «Cariv Mobila» …………………..5
2. Методика анализа взаимоотношений предприятия с госбюджетом……..9
3. Анализ состояния взаимоотношений предприятия SRL «Cariv Mobila» с госбюджетом.……………………………………………………………….18
3.1. Динамика налоговых выплат на анализируемом предприятии………...18
3.2. Структура налогов, уплачиваемых SRL «Cariv Mobila» и расчёт налоговой нагрузки………………………………………………………….... 21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая Анализ взаимоотношений с госбюджетом.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Налоговые реформы, проводимые в последние годы, показали значение и влияние налогов на развитие социально-экономических процессов в Республике Молдова, так как налоги наиболее эффективный инструмент регулирования экономических процессов. Государственное регулирование экономики путем использования налоговых рычагов в наших условиях должно быть направлено на обеспечение и поддержку сбалансированного экономического роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности   

В то время как администрации различных уровней снова и снова переписывают налоговое законодательство, вносят поправки и пересчитывают коэффициенты, малый и средний бизнес пытается платить налоги.

Анализ результатов опроса представителей малого и среднего бизнеса показал, что наиболее обременительными для большинства предприятий являются социальный налог и налог на добавленную стоимость. Влияние налогов на имущество и пользователей автодорог большинство предпринимателей расценивают как незначительное.

Отличительной особенностью отношения к налогам является представление о большей степени негативного влияния почти всех налогов на деятельность предприятий.

На деятельность промышленных предприятий оказывают значительное влияние почти все налоги за исключением налога на пользователей автодорог. Организации в таких отраслях как торговля и сфера услуг наибольшие трудности испытывают с социальным налогом и налогом на добавленную стоимость.

Частые изменения нормативно-законодательной базы и, как следствие, отсутствие стабильности являются крайне отрицательным фактором, усложняющим работу предприятия, по мнению, подавляющего большинства предпринимателей. Высокие ставки, выплачиваемых налогов следующая по значимости причина, вызывающая затруднения деятельности предприятия.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.     

Согласно Налогового Кодекса Республики Молдова ст.6 (1), налогом признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.  Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

 Общие принципы налогообложения в Республике Молдова, устанавливаются Налоговым Кодексом РМ. Настоящим кодексом установлено правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Налоговым Кодексом регулируются отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств по общегосударственным налогам (пошлинам) и сборам, а также устанавливаются общие принципы определения и взимания местных налогов и сборов.

Налоговая система Республики Молдова представляет собой совокупность предусмотренных настоящим кодексом налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.

В результате реформы налоговая система Республики Молдова строится на сочетании прямых и косвенных налогов. 

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество  налогоплательщика,  косвенные  - включаются в виде  надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.  При прямом налогообложении денежные  отношения возникают между государством и самим плательщиком,  вносящем налог непосредственно в казну;  при косвенном -  субъектом  налога становится продавец товара (услуги),  выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги ).

Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные,  уплачиваемые с отдельных видов имущества,  и личные,  взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации;  при этом одни из  прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими,  а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны. Из их состава выделяются акцизы, причем они могут быть  индивидуальными  (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные  пошлины.  Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

В Республике Молдова взимаются общегосударственные и местные налоги (пошлины) и сборы.

Функции налогообложения:

  • Фискальная функция -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
  • Стимулирующая функция  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
  • Регулирующая функция - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
  • Распределительная и перераспределительная функция - при  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
  • Социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
  • Контрольная функция - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от деятельности органов налоговых служб.

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер,  так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно.  Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

Сегодня налоговая  система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Налогообложение основывается на следующих принципах:

  • Принцип справедливости  -  все субъекты должны ставиться в равные условия.
  • Принцип разумного сочетания  прямых и косвенных налогов,  использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.  В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со  сравнительно  низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
  • Универсализация налогообложения,  обеспечивающая,  во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности  хозяйственной деятельности,  не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее,  а во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
  • Однократность  обложения,  состоящая  в том,  что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
  • Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в  обосновании  той доли изъятия,  которая позволит субъекту налога иметь доход,  обеспечивающий ему нормальное  развитие.  Научный подход исключает  как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах,  так и  сугубо  фискальный подход к их установлению.
  • Дифференциация ставок налогообложения в зависимости  от  уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию,  ни в индивидуализацию ставок,  противоречащую основам рыночного хозяйствования;
  • Принцип стабильности (устойчивости) ставок налогообложения, действующих в  течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
  • Использование  системы  налоговых льгот,  реально стимулирующих процессы инвестирования средств в  предпринимательскую  деятельность  и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
  • Четкое разделение налогов по уровням государственного  управления: общегосударственные и местные.

Согласно Налогового Кодекса Республики Молдова ст.6 (8) налогообложение основывается на следующих принципах:

а) нейтральность налогообложения - обеспечение посредством налогового законодательства равных условий для инвесторов, местного и иностранного капитала;

b) достоверность налогообложения - содержание ясных юридических норм, не допускающих произвольного толкования, ясность и точность сроков, методов и сумм уплаты для каждого налогоплательщика, позволяющие им легко проследить воздействие своих относящихся к финансовому менеджменту решений на их налоговое бремя;

с) налоговая справедливость - одинаковая трактовка физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в идентичных условиях, с тем чтобы обеспечить равенство налоговых обязательств;

d) налоговая стабильность - осуществление любых изменений и дополнений положений налогового законодательства непосредственно путем внесения изменений и дополнений в настоящий кодекс;

е) эффективность налогообложения - взимание с минимальными затратами наиболее приемлемых для налогоплательщиков налогов (пошлин) и сборов.

Метод анализа представляет собой систематическое, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на конечные результаты деятельности предприятия путём обработки специальными приёмами системы экономических показателей плана, учёта и отчётности и других источников информации с целью повышения эффективности производства на предприятии.

Приёмы и способы исследования явлений и процессов используется на различных этапах проведения анализа для следующих целей:

  • Первичная обработка информации
  • Изучение состояния и закономерности развития исследуемых объектов
  • Определения влияния факторов на результативный показатель.
  • Подсчёта неиспользуемых и перспективных резервов повышения эффективности производства
  • Обобщение результатов анализа и выработки комплекса оценки
  • Обоснование планов социально-экономического развития предприятия, принятие управленческих решений и разработки конкретных мероприятий.

Всю совокупность приёмов и способов анализа можно подразделить на 4 группы:

  • Традиционный способ обработки информации
  • Способы детерминированного факторного анализа «Теория экономического анализа  «Шеремет»»
  • Способы стохастического факторного анализа
  • Способы оптимизации показателей

Основными методами финансового анализа являются:

  • горизонтальный анализ, представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются темпами роста (снижения). При сравнении строк за 100% принимают базовый период;
  • вертикальный, представляет собой определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом (за 100% принимается итог);
  • трендовый анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, то есть основную тенденцию динамики показателей (изменения в динамике);
  • анализ относительных показателей, представляет собой расчет отношений между отдельными позициями отчетности или разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный – является внутрихозяйственным анализом сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми данными;
  • факторный анализ, изучает влияние отдельных факторов на результативный показатель с помощью разных приемов исследования. Причем, факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда ее отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Различают следующие типы факторного анализа:
  1. Детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
  1. Прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
  2. Одноступенчатый и многоступенчатый;
  3. Статистический и динамический;
  4. Ретроспективный и перспективный. [2.17,c.26]

 

 

 

 

 

 

3. Анализ состояния взаимоотношений  предприятия SRL «Cariv Mobila» с госбюджетом

3.1. Динамика налоговых  выплат на анализируемом предприятии.

Анализ динамики налоговых выплат, осуществлённых SRL «Cariv Mobila» за 2011-2013г. имеет немаловажное значение для оценки эффективности функционирования предприятия в дальнейшем.

Информация о работе Анализ взаимоотношений с госбюджетом