Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование финансов населения и их взаимосвязь с другими секторами финансов;
- проанализировать финансы населения Свердловской области на современном этапе;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансов населения 5
1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения 5
1.2 Формирование финансов граждан 8
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе 13
2.1 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг. 13
2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области 18
2.3 Анализ расходов населения 29
3 Перспективы Финансового благосостояния населения 34
3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Финансы населения Курсовая.docx

— 203.96 Кб (Скачать файл)

Поскольку «конечным пунктом назначения» является кошелек гражданина, совокупный «семейный бюджет» должен быть, по сравнению с другими денежными фондами, наиболее крупным.

Для анализа  качества финансов страны (региона) в  разрезе денежных фондов необходимо выяснить, сколько из изначального объема ресурсов, поступивших хозяйствующим  субъектам, досталось гражданам

 

Рисунок 1 –  Место финансов населения в финансовой системе: [14, C.95]

1-налоги, 2-трансферты, 3-кредиты, 4-страховые  взносы, 5-социальная поддержка, 6-сбережения, 7-%, прибыль, рента, 8-оплата труда, 9-стоимость товаров и услуг, 10-стоимость  рабочей силы

 

Исходной точкой «рождения» денежных ресурсов служат хозяйствующие субъекты, где производится основной объем прибавочной стоимости. Выручка, полученная предпринимателями, перераспределяется между органом власти, населением и самим предприятием[2, C. 84].

Поскольку «конечным пунктом назначения» является кошелек гражданина, совокупный «семейный бюджет» должен быть, по сравнению с другими денежными фондами, наиболее крупным.

Для анализа качества финансов страны (региона) в разрезе  денежных фондов необходимо выяснить, сколько из изначального объема ресурсов, поступивших хозяйствующим субъектам, досталось гражданам.

Сравнивая данные по разным субъектам федерации, можно определить регион, где перераспределение товаров и услуг осуществляется лучше всех, а также - где хуже всех[13, C. 70].

Сравнивая данные по объему средств, поступивших в орган  власти, можно определить территории, где госсектор больше, либо, наоборот, где  дела обстоят лучше.                                                                                       

 

Рисунок 2 - Сравнительный размер звеньев финансов субъектов общества [25, C. 10]             

Рисунок, составленный на основе экспертных оценок, схематичен, но главный перекос виден хорошо - значимость влияния органов власти и размер обязательств хозяйствующих субъектов [25, C. 10].

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы населения это неотъемлемая часть всех остальных секторов финансов и все основывается на затратах граждан.

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 ОСНОВНЫЕ ИТОГИ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  ЗА 2011-2012 ГГ.

 

Свердловская область  – один из крупнейших субъектов  РФ по численности населения (4,3 млн. человек) и масштабу индустриальной экономики. Освоение Среднего Урала началось в петровские времена и было изначально промышленным. Многие города, в том числе столица области Екатеринбург, основанный в 1723 г., выросли из поселков при заводах. Индустриальное развитие Урала переживало подъемы и спады: за ускоренным ростом экономики в XVIII – начале XIX вв. последовала депрессия конца XIX века, когда Урал стал проигрывать быстро растущему Донбассу, затем – мощная волна советской индустриализации, усилившая роль тяжелой промышленности в экономике, а в конце XX века – сильнейший кризис, восстановившись после которого область вновь оказалась под ударом экономического кризиса 2008-2009 гг.

Основа экономики области –  промышленность, в период экономического подъема 2000-х на нее приходилось  до 40% ВРП, из них более 33% ВРП давали обрабатывающие производства (в среднем  по регионам России – 34 и 20%, соответственно). Исторически сложившаяся специализация  на тяжелой и оборонной промышленности оказалась нелегкой ношей в переходный период 1990-х гг. Спад в Свердловской области был сильнее среднего по стране, как и в соседней Челябинской  области, промышленное производство к 1998 г. сократилось до 35% от уровня 1990 г. (рис. 2). Два самых крупных региона  Урала схожи и по динамике выхода из кризиса: темпы роста промышленного  производства в них были близкими к средним по стране, что не позволяло догнать другие промышленно развитые регионы России, на которые кризис 1990-х не оказал столь разрушительного воздействия.           Оборот организаций (стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных ранее на стороне товаров) в 2012 г. составил 3843,1 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2011 г. в фактически действующих ценах на 16,2%.

В 2012 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности: «Обрабатывающие производства» увеличился на 11,7%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на 5,4%; «Добыча полезных ископаемых» по сравнению с 2011 г. в фактически действующих ценах уменьшился на 15,2%.

Индекс промышленного производства в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 108,3%.           Объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в 2012 г., по предварительным расчетам, в действующих ценах составил 49,7 млрд. рублей или 93,0% в сопоставимой оценке к 2011 г.

В хозяйствах всех категорий  валовой сбор зерна (в весе после  доработки) составил 521,2 тыс. тонн (68,3% к  уровню 2011 г.), картофеля – 673,9 тыс. тонн (80,6), овощей – 166,7 тыс. тонн (83,6%).     В 2012 г. объем перевозок грузов транспортом составил 245,0 млн. тонн, что на 0,6% больше объема 2011 г.

Доходы от услуг связи крупных  и средних организаций за 2012 г., по оперативным данным, составили 39,3 млрд. рублей. По сравнению с 2011 г.

Оборот розничной торговли за 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился в  сопоставимых ценах на 6,4% и составил 858,8 млрд. рублей.

 

                                                                                                                                               Таблица 1 – Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области

 

2011г.

В % к 2010г.

2012 г.

В % к 2011 г.

Оборот организаций (в действующих  ценах), млрд. рублей

3177,1

128,0

3843,1

116,2

в том числе организаций, отнесенных к

обрабатывающим производствам

1092,8

123,7

1206,2

109,2

Продукция сельского хозяйства1),

  млрд. рублей

56,7

114,0

49,7

93,0

Оборот розничной торговли,

  млрд. рублей

784,6

112,0

858,8

106,4

Оборот общественного питания,

  млрд. рублей

40,0

113,9

43,8

106,3

Перевозки грузов организациями всех видов транспорта, млн. тонн

243,6

105,3

245,0

100,6

Индекс цен производителей  промышленных товаров2)

х

х

х

х

Общая численность безработных3),

тыс. человек

159,4

х

х

х

Официально признаны безработными

(на  конец периода)4), тыс. человек

38,4

х

х

х

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника5)

- номинальная, рублей

22083,2

114,8

25023,0

114,7

- реальная

х

104,8

х

109,0

Индекс потребительских цен

х

х

х

х

Среднедушевые денежные доходы населения  в месяц, рублей

24158,8

110,3

27373,3

110,0

Введено жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. метров общей площади

1817,8

102,7

1867,6

102,5

в том числе индивидуальное жилищное строительство

704,7

105,2

682,7

96,5


Среднемесячная  продажа потребительских товаров  на душу населения области в 2012 г. составила 16614 рублей.

Оборот розничной торговли на 94,8% формировался торгующими организациями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  стационарной торговой сети (вне рынка); доля продажи товаров на розничных  рынках и ярмарках составила 5,2%.

 В структуре оборота  розничной торговли удельный  вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, снизился по сравнению с 2011 г. на 1,5 процентного пункта и составил 46,2%. Объем продажи пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в сопоставимых ценах повысился на 2,9%, непродовольственных товаров - на 9,5%.

Оборот общественного питания  за 2012 г. составил 43,8 млрд. рублей, что  в сопоставимых ценах на 6,3% больше, чем в 2011 г.

В 2012 г. населению области, по оперативным данным, оказано платных  услуг на 214,7 млрд. рублей. К уровню 2011 г. в сопоставимой оценке объем  платных услуг, оказанных населению, составил 102,7%.

Среднемесячный объем  платных услуг населению в  расчете на одного жителя области  в 2012 г. составил 4154 рубля, из них бытовых  – 408 рублей (в 2011 г. – 3837 и 378 рублей соответственно).

В 2012 г. в структуре платных  услуг, оказанных населению, жилищно-коммунальные услуги составили 26%, транспортные услуги – 22,3%, услуги связи – 13,6%.

Бытовых услуг населению  в 2012 г. оказано на 21,1 млрд. рублей, что  составило к уровню 2011 г. в сопоставимой оценке 103,3%.

В 2012 г. (в декабре 2012 г. к  уровню декабря 2011 г.) потребительские  цены на товары и услуги повысились на 7,3% (в 2011 г. - на 6,4%).

Продовольственные товары подорожали на 7,4%, в том числе продукты питания  – на 6,8%, алкогольные напитки – на 12%.

По данным Уральского таможенного управления ФТС России (без учета данных энергетической таможни), внешнеторговый оборот без  учета официально нерегистрируемого  экспорта (импорта) в январе-ноябре 2012 г. составил в текущих ценах 11069,3 млн. долларов США и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 7,1%, в том числе экспорт – 8449,9 млн. долларов США, на 13,8%, импорт – 2619,4 млн. долларов США, снизился на 9,8%.

Сальдо торгового  баланса сложилось положительное  – 5830,5 млн. долларов США.

Внешнеторговый оборот области  со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 9943,4 млн. долларов США, увеличился к уровню января-ноября 2011 г. на 7,9%, в том числе экспорт –7707,6, на 15,1%, импорт – 2235,8 млн. долларов США, уменьшился на 11,4%.

Внешнеторговый оборот области  с государствами-участниками СНГ  составил 1125,9 млн. долларов США, увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 1%, в том числе экспорт – 742,3, на 1,1%, импорт – 383,6 млн. долларов США, на 0,8%.

По данным Министерства финансов Свердловской области за январь-ноябрь 2012 г. консолидированный  бюджет области исполнен по доходам  на сумму 183,5 млрд. рублей, по расходам - на 170,7 млрд. рублей. Доходная часть консолидированного бюджета превысила расходную, профицит составил 12,8 млрд. рублей.

Численность экономически активного  населения области в среднем  за 2012 г., по итогам обследования населения  по проблемам занятости, составила  2375 тыс. человек.  Из них заняты в  экономике 2234 тыс. человек и 141 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ),  классифицировались как безработные). По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области на конец декабря 2012 г. официально зарегистрированы 31 тыс. безработных. Уровень общей безработицы составил 5,9%, зарегистрированной – 1,5% к численности экономически активного населения.

В 2012 г. в государственные учреждения по вопросам занятости населения  за содействием в трудоустройстве  обратилось 160 тыс. человек, из них 123 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, что на 16% меньше предыдущего года. Трудоустроено незанятых  77 тыс. человек или на 6% меньше уровня 2011 года.

Номинальные денежные доходы, полученные населением области в 2012 г., составили по предварительным расчетам 1415,0 млрд. рублей и по сравнению с предыдущим годом возросли на 10,1%. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) и реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились соответственно на 4,5% и на 3,9%. Доходы на одного жителя в месяц составили 27373,3 рубля, по сравнению с 2011 г. возросли на 10%.

Заработная плата. Начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника области (с подсчетом до полного круга организаций) за январь-ноябрь 2012 г. составила 25023 рубля и возросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,7%, реальная  заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, выросла на 9%.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по Свердловской области на I квартал 2013 г. составила 7005 рублей (установлена Постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012г. № 1435-ПП). Для трудоспособного жителя области величина прожиточного минимума на I квартал составила 7626 рублей, для пенсионера – 5608 рублей,  для ребенка – 6646 рублей.  

                                         

2.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

За годы реформы в России не просто изменилось материальное положение граждан страны — трансформировалась вся система формирования финансов граждан. В социалистической экономике основным источником поступления личных доходов являлась оплата труда (примерно ¾ от всех доходов), причем ее уровень был крайне невысок и малоподвижен, дифференциация основной массы населения по размеру заработка практически отсутствовала, а весь процесс регулирования сводился к механизму начисления и перерасчета заработной платы по определенной схеме. Параллельно с этим существовала дополнительная закрытая система распределения благ, обслуживающая небольшую социальную группу. При этом всеми процессами формирования и регулирования доходов граждан «дирижировало» государство.

К настоящему моменту в России сложилась прямо противоположная система формирования финансов населения, в которой функции и возможности государства минимизированы. Прежде всего, значимость официального заработка в структуре доходов за годы реформы упала почти вдвое.

В 2011 г. объем  денежных доходов населения Свердловской области (по данным расчетного баланса  денежных доходов и расходов населения) сложился в размере 1284,5 млрд. рублей и увеличился на 12,6% по сравнению с 2010 г., денежные расходы населения – соответственно 1264,0 млрд. рублей и на 11,9%. Население израсходовало на покупку товаров  и  оплату услуг 1018 млрд. рублей, что на 18,3% больше, чем в 2010 г. Сбережения составили 80,1 млрд. рублей, что на 39,9% меньше, чем в 2010 г.

Проанализируем  структуру денежных доходов населения  по годам и выявим наиболее значимые категории доходов.                         

 

 

 
  

Таблица 2 – Структура денежных доходов населения Свердловской области по источникам поступления

Годы

в том числе в процентах:

Доходы от предпринимательской деятельности

Оплата труда, включая скрытую заработную плату

Социальные выплаты

Доходы от

собствен-

ности

Другие

доходы

 

2008

10,2

68,36

13,2

6,2

2,0

2009

9,5

67,3

14,8

6,4

2,0

2010

8,9

65,2

17,7

6,2

2,0

2011

8,9

65,6

18,3

5,2

2,0

2012

8,5

66,1

18,3

5,1

2,0


Из  таблицы 2 видим, что наибольшую долю в денежных доходах населения  области занимает «Оплата труда, включая скрытую заработную плату» - 66,1% в 2012г., на втором месте «Социальные  выплаты» - 18,3%, далее «Доходы от предпринимательской деятельности» - 8,5%, другие доходы-2%. В целом за анализируемый период структура доходов не изменялась.

На  рисунке 3 покажем структуру доходов  населения Свердловской области  за 2012 год.

Информация о работе Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе