Анализ слияний и поглощений российских и зарубежных компаний в сфере электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:40, магистерская работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть теоретически научно-методические подходы, а также сделать практическое исследование, изучив функционирование рынка слияний и поглощений в отрасли. В соответствии с целью были мной были поставлены следующие задачи: - проанализировать тенденции рынка слияний и поглощений, обознача, в первую очередь, понятие и роль слияний и поглощений на международном рынке, а затем и на российском рынке; - сделать анализ слияний и поглощений российских компаний в сфере электроэнергетики; для этого я расскажу об особенностях процессов слияний и поглощений в сфере электроэнергетики и сделаю обзор сделок слияния и поглощения в рассматриваемой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ КОМПАНИЙ...........................................................................................................5
1.1 Понятие и роль слияний и поглощений на международном рынке............5
1.2 Слияния и поглощения на российском рынке.............................................13

2. АНАЛИЗ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ..........................................21 2.1 Особенности процесса слияния и поглощения в сфере электроэнергетики................................................................................................21 2.2 Обзор сделок слияния и поглощения в сфере электроэнергетики............36

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ...41
3.1 Перспективы развития мирового рынка слияний и поглощений..............41
3.2 Пути развития рынка слияний и поглощений в сфере электроэнергетики................................................................................................43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................57

Файлы: 1 файл

Большунова ВКР.docx

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Для успеха инвестиционной программы большое значение имеет  ее поддержка со стороны предприятия-учредителя и его партнеров, в том числе  льготные условия осуществления  различных видов работ, поставок оборудования, оказания услуг и другие факторы, повышающие привлекательность  программы для потенциальных  инвесторов и кредиторов. В случае географической близости проекта к  предприятию появляются такие дополнительные возможности, как предоставление проектной  компании подготовленной к реализации проекта промышленной площадки, решение  вопросов по обеспечению электростанции газом, водой, а также ее энергоснабжение  в период строительства. Существенным преимуществом является возможность  выполнения учредителем роли «оф-тейкера» с гарантией потребления и  оплаты всей вырабатываемой электростанцией  электроэнергии. Основным учредителем  может быть также принято решение  о поставке оборудования по преференциальным ценам и выполнении связанных  с реализацией проекта работ  на условиях рассрочки платежа. В  определенных случаях реально использование  тех или иных «внутренних резервов», например возможности ускоренного  изготовления заказанного проектной  компанией оборудования по сравнению  с условиями технико-экономического обоснования и контракта, на которых  базируется схема финансирования, в  результате появляется возможность  получения дополнительной ликвидности  за счет досрочного пуска электростанции в эксплуатацию. Наконец, принципиальное значение имеет инженерно-конструкторское  и техническое сопровождение  проекта специалистами предприятия - изготовителя технологического оборудования, возможность выполнения силами предприятия  части проектных работ и проектной  документации и за счет этого снижение их стоимости. С учетом этого перед  российскими и зарубежными поставщиками энергетического оборудования стоит  задача создания сервисных центров  и складов запчастей в России, а также организации производства лицензионного оборудования на российских заводах.

Примерами успешной реализации программ модернизации действующих  ТЭС с использованием парогазовой  технологии и газовых турбин отечественного производства могут служить Ямбургская ГТЭС и Уфимская ТЭЦ. Ямбургская ГТЭС мощностью 72 МВт, эксплуатирующаяся с 1992 года в условиях Крайнего Севера (Ямало-Ненецкий автономный округ), обеспечивает электрической энергией потребности Ямбургского ГКМ и прилегающей инфраструктуры. За истекший период взамен выработавшего свой ресурс газотурбинного привода по программе реконструкции станции на базе газотурбинных установок ФГУП ММПП «Салют» введены в эксплуатацию три энергоблока в рамках реализации программы общей мощностью 60 МВт. Уфимская ТЭЦ-2 (ОАО «Башкирэнерго») мощностью 493 МВт, первая очередь которой построена в 1940 году, снабжает более половины города электроэнергией и теплом. В связи с развернувшимся жилищным строительством город начал испытывать дефицит электрической и тепловой энергии. Для замены выведенного оборудования использованы современные газовые турбины SGT-800 (Siemens Industrial Turbomachinery AG, Швеция) мощностью по 47 МВт. Строительство парогазовой установки на Уфимской ТЭЦ-2 осуществлено в 2008 - 2011 годах, генеральным проектировщиком парогазовой установки выступил Инженерный центр энергетики Башкортостана, генподрядчиком - компания «Башуралэнергострой».

При разработке и осуществлении  таких инвестиционных программ важна  их корректная предварительная оценка и координация с региональными  планами развития с тем, чтобы  все новые объекты энергокомплекса  были в полной мере востребованными. Не допускать необоснованного роста  капиталовложений в отрасль призваны изменение системы оценки стоимости  новых объектов и переход к  практике включения в тариф лишь уже построенных линий электропередач и электроподстанций в зависимости  от их загрузки16.

Подобные программы, которые  реализуются как в рамках действующих  компаний, так и на базе отдельно создаваемых структур, могут быть положены в основу концепции создания специализированных инвестиционных фондов с формированием договорной базы, определяющей основные функции и  правоотношения участников программы, этапы и условия ее реализации. Организация финансирования энергетических проектов на базе указанных финансовых технологий включает в себя подбор отвечающих требованиям кредиторов и инвесторов заказчиков энергообъектов, других заинтересованных участников программы, проработку существующих возможностей поддержки строительства электростанций со стороны региональных властей, в  том числе в рамках специальных  целевых программ (например, правительства  Москвы, Московской области, администраций  других регионов). В целях определения  оптимальных условий финансирования программ развития малой энергетики целесообразно привлечение зарубежных финансовых учреждений, обеспечивающих благоприятные условия финансирования. В число мер, стимулирующих участие  коммерческих банков в программе  развития энергетики, входят получение  ее финансовыми партнерами доли в  создаваемых активах, перевод в  банки-кредиторы денежных оборотов по расчетам с потребителями электрической  и тепловой энергии и др. При  структурировании проекта наряду с  прямыми инвестициями в специализированный фонд в целях мобилизации стартового капитала могут быть задействованы  и такие финансовые инструменты, как использование в качестве залога имеющихся активов (например, производственных помещений) участников программы или прав аренды для  привлечения необходимых кредитных  ресурсов и др. В общем виде примерный  состав участников такой программы, их функции и взаимоотношения  в рамках формирования и деятельности отраслевого инвестиционного фонда  представлены на рисунке (участники  программы и цифры условные).

Инновационным и инвестиционно  привлекательным направлением модернизации отечественной энергетики в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры» государственной  программы «Энергосбережение и  повышение энергетической эффективности  на период до 2020 года» на базе использования  принципов проектного финансирования и механизма энергосервисных  договоров может служить внедрение  энергосберегающих технологий, позволяющих  значительно сократить потребление  топлива для целей теплогенерации17. Суть этих технологий заключается в эффективном техническом решении задачи сокращения потерь тепла за счет применения специальных теплообменных устройств, которые создают возможность рекуперации или повторного использования эмитируемой тепловой энергии.

В результате реализации таких  программ не только обеспечивается их полная самоокупаемость, но и формируется  устойчивая экономия финансовых затрат заказчика, при этом вопросы финансовой поддержки могут эффективно решаться на базе принципов проектного финансирования с использованием различных финансовых технологий. Одним из таких вариантов  является поставка и монтаж импортного оборудования на условиях его временного ввоза, при котором зарубежный партнер  в течение определенного периода  времени остается собственником  теплорекуперирующего комплекса. По мере согласованной сторонами поэтапной  оплаты заказчиком (например, в течение  двух-трех лет) стоимости оборудования и осуществления платежей, производных  от сумм полученной экономии топлива, права собственности на энергосберегающую  установку переходят к заказчику.

Принципиально важно, что  затраты на внедрение системы  формируются за счет будущей экономии финансовых ресурсов и российский заказчик имеет возможность переложить основную часть производственных и финансовых рисков на своих партнеров. В среднем  период окупаемости типового проекта  составляет не более трех лет, впоследствии заказчик в течение всего срока  службы установки, которая составляет свыше десяти лет, получает реальную прибыль. Альтернативным вариантом  организации финансирования подобных проектов является лизинговая схема, когда  зарубежный партнер выступает в  качестве лизингодателя энергосберегающей  установки, а российский заказчик - в роли лизингополучателя, при этом структура и очередность платежей также привязываются к реально  достигаемой экономии затрат на топливо. При наличии у заказчика свободных  средств на покупку установки  право собственности на нее и  на использование технологии рекуперации  тепловой энергии переходит к  российскому партнеру немедленно по выполнении сторонами контрактных  условий, что обеспечивает дополнительный более ощутимый и продолжительный  эффект от использования внедренной энергосберегающей технологии.

Предпринимаемые государством шаги в целях создания благоприятных  условий для роста капиталовложений в энергетический сектор, инвестиции в развитие российской электроэнергетики  пока недостаточны. Вместе с тем  существующие условия жесткой рыночной, в том числе межотраслевой, конкуренции  требуют большей гибкости по отношению  к потенциальным инвесторам, готовым  осуществлять капиталовложения в развитие генерирующих мощностей и сетей. К числу приоритетных мер следует  отнести налоговые льготы для  вложений в создание новых объектов энергетики, а также предоставление государственных гарантий и субсидий по кредитам на развитие энергетического  комплекса18.

Программы инфраструктурного  развития и технического переоснащения  энергетического комплекса, представляющего  стратегический сектор экономики, объективно должны повышать спрос на технологии проектного финансирования. Принципиально  важным является участие государства  в финансировании энергетической отрасли, реализуемом преимущественно на условиях софинансирования, обеспечивающем долгосрочную ресурсную базу. В то же время очевидно, что участие  государства не должно быть безальтернативным, чтобы не возникали избыточная бюджетная  нагрузка и экономически неоправданная  централизация отраслевых инвестиционных программ. Вследствие значительного  износа энергообъектов, высокой капиталоемкости  инвестиционных проектов и социальных аспектов тарифной и сбытовой политики отрасли в основу финансовой стратегии  их осуществления, очевидно, должны быть положены принципы государственно-частного партнерства. Наряду с этим на уровне финансирования региональных инвестиционных энергетических программ, включая программы  развития малой энергетики, достаточно эффективным может быть банковское синдицированное и клубное кредитование наиболее эффективных и востребованных энергетических проектов средней капиталоемкости.

Очевидно, что с учетом происходящих в энергетике процессов  слияний и поглощений и перспектив появления новых, в том числе  иностранных, собственников генерирующих компаний повышается актуальность совершенствования  нормативно-правового механизма  соответствующих операций, который  обеспечивал бы равные права всем участникам этого процесса и стимулировал как российских, так и зарубежных инвесторов вкладывать средства в обновление отечественной энергетики.

2.2 Обзор сделок слияния и  поглощения в сфере электроэнергетики

В 2011 году сделки по слиянию  и поглощению в секторе энергетики проводились преимущественно на внутреннем рынке. При этом явно преобладали сделки по консолидации предприятий под контролем государства и ранее приватизированных генерирующих и распределительных компаний. Эти сделки проводились компаниями, также находящимися под контролем государства, такими как ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «РусГидро».

 

Рис.2.1 Изменение схемы  обмена активами в отрасли «РусГидро»

(Старые варианты сохранены  и показаны осветлённым цветом)

 

Структурная реформа российской электроэнергетики привела к  разделению государственного монополиста, ОАО РАО «ЕЭС России», на ряд энергогенерирующих и сбытовых компаний с их последующей продажей в 2007 и 2008 годах стратегическим и финансовым инвесторам. Смысл реформы заключался в либерализации сектора производства и сбыта, а сектор передачи и распределения электроэнергии остался в сфере государственного регулирования. Однако создание полностью функциональной нормативно-правовой базы было отложено,  а ограничительный характер регулирования ценообразования в некоторых регионах и косвенная поддержка государством генерирующих компаний с достаточно низкими показателями производства электроэнергии нарушают конкуренцию и замедляют темпы либерализации рынка электроэнергии (мощности).

Россия придерживается своей  прежней политики, пытаясь расширить  влияние в стратегической отрасли. Крупные государственные компании, такие как «Газпром энергохолдинг», «РусГидро», «Росатом» и «Интер РАО ЕЭС», разрастаются, в том числе и за счет поглощений.

Компания «Интер РАО ЕЭС» показала самое масштабное увеличение производственных мощностей. Она был  создана в 1997 году, как экспортное подразделение российской энергетической монополии, но уже в 2005 году начала сама приобретать различные активы. За последние три года мощности компании разрослись с 8 тыс. МВт до 33 тыс. МВт. Помимо этого ей принадлежат Экибастузская ГРЭС в Казахстане и Молдавская ГРЭС в Приднестровье. Основная стретегия «Интер РАО ЕЭС» увеличить совокупную мощность своих станций до 40 тыс. МВт, а это в среднем 18% от общероссийского показателя19.

Что же касается других крупных  компаний, «РусГидро» присоединила к себе тепловые электростанции Дальнего Востока, а сейчас заинтересована в покупке блокирующего пакета акций «Евросибэнерго»; «Газпром энергохолдинг» веден переговоры, желая соединиться с «КЭС-холдингом» Виктора Вексельберга, которому принадлежат четыре ТГК. Многие эксперты считают, что крупные энергетические компании, уже контролирующими более 55% российской генерации, будут продолжать сбор энергетических активов и в будущем.

Управляемость отрасли должна повыситься за счет концентрации российской энергетики под контролем государства. Это также поможет создать подобающие условия для осуществления крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости, в которых не заинтересован частный капитал. Стоит отметить что, Владимир Путин сам подписал указ о предоставлении «РусГидро» дополнительного капитала на сумму 50 млрд. рублей из государственного бюджета. Выделенные средства должны пойти непосредственно на развитие энергетики Дальнего Востока. «Росатом» сейчас реализует очень крупную инвестиционную программу, строя нескольких новых энергоблоков.

В результате некоторые инвесторы, прибыль которых оказалась значительно ниже ожидавшейся, в 2011 году начали искать пути выхода из электрогенерирующих активов. Самым ярким примером этого в 2011 году стало приобретение ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» 79,24% акций ОАО «ОГК–3», которое было проведено в форме обмена акциями с ГМК «Норильский никель».

В 2011 году был проведен ряд  других масштабных сделок без привлечения  денежных средств, цель которых заключалась в аккумулировании крупных электроэнергетических активов частных и государственных компаний и изменении их организационно-правовой структуры с целью дальнейшей консолидации, управления или продажи данных активов. В состав этих сделок вошли, помимо других, приобретение ОАО «РусГидро» 40% акций ОАО «Иркутскэнерго», покупка ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» ООО «Индекс энергетики – ФСК ЕЭС» и энергоактивов ОАО «РусГидро», а также сделка по приобретению ЗАО «ИНТЕР РАО Капитал»  ООО «РН-Энерго». Большинство сделок, проведенных с использованием денежных средств, таких, например, как приобретение ОАО «РусГидро»  ООО «ЭСК Башкортостана» и Международной энергетической корпорации Армении, было совершено с целью создания вертикально интегрированной структуры и экспансии в регионы. Некоторые участники рынка продолжили консолидацию своих активов. Так, например, ООО «Газпром энергохолдинг» объединило ОАО «ОГК–2» и ОАО «ОГК–6» в единое предприятие на базе «ОГК–2» путем обмена акциями и обязательного обратного выкупа.

Информация о работе Анализ слияний и поглощений российских и зарубежных компаний в сфере электроэнергетики