Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Прибыль представляет собой объективный показатель, характеризующий состояние жизненного цикла производственных и финансовых структур в процессе прохождения ими каждого этапа их развития: становления, подъема и упадка.
Получение прибыли является одной из основных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решение большинства важнейших задач, стоящих перед ними, требует постоянного притока денежных средств, одним из основных источников которых, является прибыль.

Содержание работы

Прибыль коммерческого банка……………………………………….3
Рентабельность коммерческого банка………………………………..5
Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка…………8
Список источников…………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

оценка фин.устойчвости и надеж.ком.банка.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Прибыль коммерческого банка……………………………………….3
  2. Рентабельность коммерческого банка………………………………..5
  3. Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка…………8

Список источников…………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прибыль коммерческого  банка

 

Прибыль представляет собой  объективный показатель, характеризующий  состояние жизненного цикла производственных и финансовых структур в процессе прохождения ими каждого этапа  их развития: становления, подъема и  упадка.

Получение прибыли является одной из основных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решение  большинства важнейших задач, стоящих  перед ними, требует постоянного  притока денежных средств, одним  из основных источников которых, является прибыль.

Перечислим эти задачи:

  • наращивание величины собственного капитала;
  • пополнение резервных фондов;
  • финансирование капитальных вложений;
  • поддержание созданного имиджа;
  • увеличение размера выплачиваемых дивидендов.

Источниками прибыли коммерческого  банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса  можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов  и осуществлении операций по поручению  вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг.

Все виды доходов коммерческого  банка по форме можно разделить  на три группы:

1) процентный доход;

2) доход в форме комиссионного  вознаграждения;

3) прочие виды (доходы  от операций на рынке спекулятивного  характера, разница между балансовой  и рыночной ценой проданного  имущества, переоценка ценных бумаг и других активов, полученные штрафы, пени, неустойки, дисконтный доход).

Процентный доход может  сочетаться с комиссией. Например, при  кредитных операциях банк может  получать одновременно процентные платежи  и комиссию. Комиссии за разные услуги могут объединяться. Например, комиссионные за организацию займа или размещение облигаций могут включать плату  за консультирование. Последняя будет  получена банком только в том случае, если сделка состоится.

Доходы от услуг во всех перечисленных формах должны возмещать  издержки банка, покрывать риски  и создавать прибыль. Другой общей  чертой всех форм дохода является их ценностной характер. Цена на банковском рынке, как  и на любом другом, формируется  под влиянием спроса и предложения. В то же время каждая из форм дохода имеет свою специфику.

В зависимости от периода, к которому относится получение  доходов, они делятся на доходы текущего периода и доходы будущих периодов.

Источники дохода делятся  на стабильные и нестабильные. К  относительно стабильным источникам дохода относят процентный доход и беспроцентный  доход от банковских услуг, нестабильным - доходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, от непредвиденных (неординарных) операций. В наших  условиях многие банки могут включать в группу нестабильных источников доходы от валютных операций. Желательным  направлением развития банка является рост доходов за счет стабильных источников, отсутствия значительного влияния  нестабильных источников дохода на рост чистой прибыли.

Прибыль - это главный  показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами  коммерческого банка составляет его валовую прибыль (валовой  доход). Именно показатель валовой прибыли (т. е. без учета уплаты налогов  и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности  деятельности коммерческого банка.

2. Рентабельность  коммерческого банка

 

Показатели рентабельности или прибыльности, представляющие собой  результаты соотношений прибыли (чистого  дохода) и средств ее получения, в  большей мере характеризуют эффективность  работы банка -производительность или  отдачу его финансовых ресурсов, дополняя анализ абсолютных количественных величин  и раскрывая их качественное содержание. Экономический смысл большинства  относительных показателей заключается  в том, что они характеризуют  прибыль, получаемую с каждого рубля  средств (собственных или заемных), вложенных в банк.

Для характеристики рентабельности банка в целом, в странах с  развитой рыночной экономикой, чаще всего  используют, так называемый декомпозиционный подход, или метод фирмы Дюпон (названный по имени компании).

Методика фирмы «Дюпон» - анализ рентабельности собственного капитала, которая применяется:

  1. Коммерческими предприятиями - для анализа влияния различных факторов на показатель рентабельности собственного капитала и обоснования управленческих решений, направленных на увеличение этого показателя.
  2. Банками - для мониторинга и анализа показателя рентабельности собственного капитала потенциальных и существующих заемщиков в качестве одного из критериев для определения рейтинга их надежности.
  3. Государственными предприятиями - для анализа эффективности использования государственных средств, инвестированных в предприятие, и представления этой информации в вышестоящие структуры.

В процессе этого метода производится:

    • поэтапное разложение базовых показателей рентабельности банка на ее составляющие;
    • осуществляется детальное изучение их на каждой стадии такого разложения;
    • сравниваются величины полученных показателей с уровнем их значения, характерным для мировой банковской практики;
    • определяются отклонения и выявляются причины, которые оказали непосредственное влияние на результативность деятельности коммерческого банка.

Однако в российских условиях при проведении анализа показателей  рентабельности с использованием данного  метода возникают некоторые трудности, обусловленные тем, что отечественная  система бухгалтерского учета и  отчетности не предусматривает выделение  в бухгалтерских балансах статей иммобилизации собственных средств  банка и поэтому расчет важнейших  показателей рентабельности, в том  числе показателя прибыльности капитала, не является достаточно точным. Кроме  того, затруднено и определение показателя эффективности активных операций, при  расчете которого следует оперировать  величиной среднегодовой суммы  активов, а не их значением на определенную дату. Организационные трудности  проведения анализа показателей  рентабельности на сегодняшний день связаны с отсутствием методического  единообразия в расчетах одних и  тех же составляющих рентабельности различными коммерческими банками  и, как следствие этого, отсутствием  базы межбанковских данных для сравнений.

Другим известным методом  определения рентабельности банка  является так называемая модель Гордона. Согласно данной модели рентабельность определяется как ставка доходности эмитируемых банком ценных бумаг  на конец года или в текущем  периоде. Отсюда следует, что рентабельность банка в виде доходности его ценных бумаг состоит из рентабельности его акций и прироста дохода, возникающего при их продаже.

Третьим способом расчета  рентабельности, используемым в зарубежной банковской практике, является модель Шарпа: с помощью данного метода рассчитывается рентабельность банка как ожидаемая ставка доходности его ценных бумаг на начало отчетного периода.

Считается, что цена акций  и уровень выплачиваемых банком дивидендов (лежащие в основе расчета  рентабельности в модели Гордона) являются наиболее объективными рыночными показателями оценки эффективности деятельности банка. Однако нельзя не учитывать тот  факт, что и величина дивидендов, и, следовательно, цена акций банка  определяются как уровнем прибыльности самого кредитного учреждения, так  ив значительной мере воздействием на данные показатели решений, принимаемых  его акционерами.

Хотя балансовые и отчетные данные и отличаются в некоторой  степени от их реальных (рыночных) значений, тем не менее, показатель рентабельности капитала и другие коэффициенты, рассчитанные на основе этих данных (модель фирмы  Дюпон), прямо и непосредственно  оценивают эффективность деятельности банка.

Если говорить о модели Шарпа, то показатель рентабельности банка  определяется в ней прогнозной ставкой  доходности его ценных бумаг. Значение ее рассчитывают с учетом возможных  планируемых рисков, формализация которых  осуществляется в дифференциации видов  процентной ставки (без рисковая ставка, рисковая премия), а также в поправочном  коэффициенте, характеризующем рыночный риск. Эта модель относится к числу  экономических, в отличие от предыдущих, бухгалтерских.

Таким образом, существующие ныне способы определения рентабельности деятельности банков позволяют анализировать  и оценивать ее уровень с различных  позиций.

 

 

 

Список источников

  1. Буевич С. Ю. Анализ финансовых результатов банковской деятельности : учеб. пособие / С. Ю. Буевич, О. Г. Королев. – М.: Кнорус, 2004.
  2. Быковская Е. В. Анализ финансовых результатов деятельности банка / Е. В. Быковская // Аудитор. 2006. № 4. Гиляровская Л. Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка, его филиалов: учеб. пособие / Л. Т. Гиляровская, С. Н. Паневина. – СПб.: Питер, 2003.
  3. Иноземцева Ю. В. Теоретические аспекты и методика анализа финансовых результатов от операций с корпоративными клиентами коммерческого банка // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2.
  4. Иноземцева Ю. В. Анализ финансовых результатов от операций с корпоративными клиентами коммерческого банка / Ю. В. Иноземцева // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 6.

 


Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка