Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении анализа и особенностей формирования расходной части федерального бюджета.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать состав и структуру расходной части федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить особенности формирования расходной части федерального бюджета;
– выявить направления совершенствования расходной части федерального бюджета;
– проанализировать структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.

Содержание работы

Введение 33
1 Социально-экономическая сущность расходов федерального бюджета 5
1.1.Понятие и сущность расходов федерального бюджета 5
1.2 Особенности расходов федерального бюджета 7
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета 9
2 Анализ динамики расходной части федерального бюджета 12
2.1 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. 12
2.2 Особенности формирования расходной части федерального бюджета и направления его совершенствования 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

курсач переделанная.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)

– повышение с 2011 г. тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с 26% до 34% фонда оплаты труда (с сохранением тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%);

– уменьшение бюджетных ассигнований на начисления на выплаты по оплате труда по бюджетным учреждениям, в которых средняя заработная плата превышает 415,0 тыс. руб. на одного человека в год;

– корректировка бюджетных ассигнований с учетом изменения прогнозируемого курса доллара США к рублю18.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» приведены в следующей таблице 3.

 

Таблица 3 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета

 

2010 г. (сводная бюджетная роспись)

2011 г. (проект)

2012 г. (проект)

2013 г. (проект)

1

2

3

4

5

Объем, млрд. руб.

155,3

101,7

96,6

91,4

изменения к предыдущему году:

       

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

млрд. руб.

 

-53,6

-5,1

-5,2

в %

 

-34,5

-5,1

-5,3

доля  в общем объеме расходов, %

1,52

0,95

0,86

0,75

доля  в ВВП, %

0,34

0,20

0,17

0,15


 

Согласно выше представленной таблице  анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному подразделу показывает, что расходы снижаются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 41,1%19.

Указанное снижение обусловлено в  основном значительным сокращением в 2011-2013 гг. бюджетных ассигнований для оплаты взносов в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (15,25 млрд. руб., 15,35 млрд. руб. и 15,5 млрд. руб. соответственно) по сравнению с 2010 г. (59,8 млрд. руб.), а также прекращением с 2011 г. финансовых операций по внесению взносов в уставные капиталы совместных предприятий (в 2010 г. - 21,2 млрд. руб)20.

По данным отчета за 2009 г., исполнение расходов федерального бюджета по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» составило 112,5 млрд. руб., что на 3,7 млрд. руб., или 3,2%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом № 204-ФЗ (с изменениями), и на 30,0 млрд. руб., или на 21,1%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г.

Таким образом, проведя анализ структуры  расходов федерального бюджета можно  сделать вывод, что в 2011 - 2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено следующее:

  1. Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.  В современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти, но и гражданское общество.

Значения  расходов федерального бюджета в  развитии современной российской экономики  трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны  хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых  научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение  эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.

  1. Основание для расходов - закон о бюджете на соответствующий год. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

– территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

– отраслевой – расходы министерств и ведомств;

– функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

  1. На структуру расходов влияют как внешние, так и внутренние факторы.  Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими.

Наиболее значительны расходы  на оборону, народное хозяйство.

4. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

5. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 г. и   на плановый период   2012 и 2013   гг. являются социальная политика, национальная экономика, национальная   оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным  программам показал, что программная  часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. –  84,8%, в 2012 г. - 81,1%, в 2013 г.  – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики;  обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» – более 50%.

Таким образом, в 2011-2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.

На современном  этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:

– ситуации, связанные с проблемой межбюджетного выравнивания и выделения трансфертов бюджетам других уровней;

– необходимость дальнейшего совершенствования порядка разграничения расходных полномочий федерального бюджета;

– проблемы, связанные с управлением государственным долгом как следствием дефицита федерального бюджета.

Нами была предложена разработка мероприятий  по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности  федерального бюджета, среди которых  можно выделить:

  1. усиление роли федеральных налогов в формировании доходной части бюджетов федеральных образований;
  2. стимулирование развития и совершенствования собственной налоговой базы;
  3. проведение корректировки в формировании расходной части федерального бюджета;
  4. совершенствование системы межбюджетного выравнивания;
  5. осуществление уточнения прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
  6. направление дополнительных доходов на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников;
  7. анализирование налоговых доходов бюджета и вынесение рекомендаций по повышению их собираемости;
  8. оптимизация перечня налоговых льгот;
  9. сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджеты;
  10. повышение эффективности использования региональной и муниципальной собственности;

11) систематизация  предоставляемых межбюджетных трансфертов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 8 мая 2010 г. № 117–ФЗ  : [федер. закон : принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 19 апреля 2010 г. : введен в действие с 1 января 2011 г.] //  Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 32. – Ст. 8, 12, 224.

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Часть вторая от 20 августа 2004г. № 120–ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 4 июля 2004 г. : введен в действие с 1 января 2006г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон.текст. данные. – Ст. 41, 42,46.

3.Богачева, О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации / О.Б. Богачева. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 479 с.

4. Поляков, Г. Бюджетная система России  / Г. Поляков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 256 с.

5. Александрова, И.М. Бюджетная система РФ / И.М. Александрова. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009. – 486 с.

6. Баранова, Л.Г.Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие /Л.Г. Баранова.- М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2009. – 362 с.

7. Ковалева, А.М. Формирование расходной части федерального бюджета: учебное пособие / А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 64 с.

8. Селезнева, И.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ, управление финансами: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 78 с.

9. Лавриков, И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения / И.Н. Лавриков // Финансы. – 2009. – №5. – С. 71-74.

10. Александрова, Е.Н., Аретова, Е.В., Пономаренко, Е.Е. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект / Е.Н. Александрова, Е.В. Аретова, Е.Е. Пономаренк // Финансы и кредит. – 2009. – №28. – С. 67-76.

11. Анисимова, С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики / С.А. Анисимова // Финансы.  – 2010. – №11. – С. 23-26.

12. Белоусова, О.М. Управление бюджетной политикой в сфере социальных расходов как важный инструмент инвестиционной стратегии государства / О.М. Белоусова // Ученые записи РГСУ. – 2010. –  №3. – С. 64-74.

13. Ефимова, С.Б. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере / С.Б. Ефимова // Финансы и кредит. – 2009. – №1. – С. 49-57.

14. Кудрин, А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики / А.Л. Кудрин // Финансы. – 2010.  –№1. – С. 3-7.

16. Пешкова, Х.В. Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты / Х.В. Пешкова // Финансовое право. – 2010. – №11. – С. 33-39.

17. Токаева, Т.И. О некоторых вопросах совершенствования механизма финансирования социальной сферы / Т.И. Токаева // Экономический вестник.  – 2009. – №2. – С. 134-139.

18. Шахова, Г.Я., Боженко, И.П. Федеральные расходы и социально-экономическое развитие / Г.Я. Шахова, И.П. Боженко  // Финансы. – 2010. –  №8. – С. 61-66.

19. Соколова А.А. Актуальные вопросы реформы федерального бюджета Российской Федерации [электронный ресурс] // REFORMJOURNAL.RU : Журнал «РЕФОРМЫ». 2010 г. – Электрон.данные. URL: http://www.ncstu.ru/rubrica/5/10484 (дата обращения к ссылке 10. 03.2012). – Заглавие с экрана.

20. Российская Федерация в цифрах (Комплексный сборник). Стат.сб./Госкомстат. – У., 2011. – 463 с.

 

 

1 Поляков Г. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 25-29.

2 Ковалева А.М.  Формирование расходной части федерального бюджета. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 36-42.

3 Ефимова С.Б. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере // Финансы и кредит. – 2009. –  №1. – С. 49-57.

4 Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. – 2010.  –№1. – С. 3-7.

5 Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – С. 23-24.

Информация о работе Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета