Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
анализ состава и динамики прибыли;
анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;
анализ распределения и использования прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов 5
1.2 Методика анализа финансовых результатов 9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..13
2.1 Анализ прибыли до налогообложения 13
2.2 Анализ прибыли от продаж 17
2.3 Анализ рентабельности 21
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

АФХД курсовая.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ прибыли от продаж

 

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

В таблице 5 проведем анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.

Таблица 5.

Анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко"

Показатели

В тыс. руб.

Темп прироста, %

Структура, %

2008г.

2009г.

Отклонение

2008г.

2009г.

Отклонение

А

1

2

3

4

5

6

7

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

3716532

5373764

1657232

44,6

80,8

75,6

-5,2

Коммерческие расходы

90715

283401

192686

212,4

2,0

4,0

2,0

Управленчес-кие расходы

343040

800565

457525

133,4

7,5

11,3

3,8

Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

447369

648959

201590

45,1

9,7

9,1

-0,6

Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

4597656

7106689

2509033

54,6

100,0

100,0

0,0

Валовая прибыль

881124

1732925

851801

96,7

19,2

24,4

5,2


 

Удельный вес полных затрат в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (90,3 копеек в предыдущем году и 90,9 копеек в отчетном году). Доля прибыли от продаж в выручке, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж.

Увеличение затрат на рубль продаж (0,6 копеек) одновременно указывает на снижение прибыли - на 0,6 копеек в расчете на один рубль продаж и рентабельности на 0,6 процентного пункта, что в данном случае объясняется существенным изменением величины коммерческих и управленческих расходов.

Показатель валовой прибыли введен в отчет о прибылях и убытках (стр.020) для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 - стр.020). Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.

В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли изменения, обусловленные значительным приростом коммерческих (212,4%) и управленческих (133,4%) расходов. Когда увеличение этих расходов оправдано стратегией развития организации и связано с активным продвижением товаров на рынке, то в перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж.

Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж.

В увеличение коммерческих и управленческих расходов снизило прибыль от продаж и прибыль до налогообложения. Если считать допустимыми темпы роста коммерческих и управленческих расходов на уровне темпов роста выручки от продаж, то неоправданное увеличение составило: по коммерческим расходам:

 

283401 - 90715 х 1,546= 143155,6 тыс. руб.

 

по управленческим расходам:

 

800565 - 343040 х 1,546= 270225,2 тыс. руб.

 

Следовательно, уменьшение чистой прибыли в отчетном году произошло за счет:

увеличения коммерческих расходов:

 

143155,6 х (1 - 0,165) = 119534,9 тыс. руб.;

 

увеличения управленческих расходов:

 

270225,2 х (1 - 0,165) = 225638 тыс. руб.

 

Прирост производственной себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) составляет 44,6%, что снизило долю производственной себестоимости в объеме продаж с 80,8 % до 75,6 %. В результате повысился коэффициент валовой прибыли (доля валовой прибыли в выручке от продажи) с 19,2 % до 24,4 %.

К производственным факторам, влияющим на прибыль от продаж, относятся физический объем продаж, цены на реализуемую продукцию, уровень переменных и постоянных затрат, структура ассортимента продукции, удельный вес непрофильных низко доходных или убыточных видов деятельности. Анализ этих факторов помогает понять, насколько стабильным является прирост или снижение прибыли от продаж.

Влияние выручки как стоимостного объема продаж на прибыль происходит через изменение цен и физического объема продаж. Достаточно быстрый рост цен и тарифов на продукцию и услуги может обеспечить существенную часть прироста прибыли. Необоснованное повышение цен, стремление компенсировать удорожание затрат ценой снижает качество прибыли, усиливает инфляционный характер ее формирования. Оценка количественного влияния ценового фактора может быть выполнена с помощью индекса цен на выпускаемую продукцию. Приблизительная оценка выполняется с использованием данных об индексах цен, публикуемых Госкомстатом РФ. Допустим, индекс цен на основную продукцию ОАО "Молоко" в 2009г. составил 1,15, объем продаж в 2008г. - 4051317 тысяч рублей, в отчетном году - 6115156 тысяч рублей в фактически действовавших ценах, тогда объем продаж в отчетном году в сопоставимых ценах равен 5317527 тысяч рублей (6115156: 1,15). Прирост объема продаж за счет изменения цен равен 797629 тысяч рублей, за счет изменения физического объема проданной продукции - 1266210 тысяч рублей.

В таблице 6 проведем анализ влияния изменения цен на изменение объема продаж ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.

 

 

 

Таблица 6.

Влияние изменения цен на изменение объема продаж

Показатели

2008г.

2009г.

Откло-нение

Доля фактора в приросте объема продаж, %

Объем продаж в фактически действовавших ценах, тыс. руб.

4051317

6115156

2063839

100,0

Объем продаж в сопоставимых ценах, тыс. руб.

4051317

5317527

1266210

61,4

Прирост стоимостного объема продаж за счет повышения цен,

тыс. руб.

   

797629

38,6


 

Уровень себестоимости оценивается по доле себестоимости продукции в объеме продаж. Этот показатель свидетельствует о положительной динамике - доля себестоимости продукции снизилась с 80,8 % до 75,6%, что обусловило рост валовой прибыли на 5,2 копеек на каждый рубль объема продаж.

Распределив управленческие и коммерческие расходы по видам деятельности пропорционально объему продаж, можно проанализировать прибыль от продаж по видам деятельности. В таблице 7 проведем анализ прибыль от продаж по видам основной деятельности ОАО "Молоко".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.

Прибыль от продаж по видам основной деятельности (в тыс. руб.)

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Собственная продукция

Работы, услуги

Товарооборот

Собственная продукция

Работы, услуги

Товарооборот

Валовая прибыль

836494

1759

15871

1695831

5400

31694

Коммерческие расходы

79936

85

10694

243861

557

38984

Управленческие расходы

302277

323

40441

688869

1573

110123

Прибыль от продажи

481282

1351

-35264

763101

3271

-117413

Итого прибыль от продажи

447369

648959


 

Условность такого расчета очевидна. Но так можно показать, что определенные виды деятельности, отнесенные к обычным, не приносят или почти не приносят прибыли. Убыточность или низкая доходность этих видов деятельности компенсируется доходами от основной продукции, что служит обоснованием управленческих решений о повышении цен и тарифов на основную продукцию. Такая ситуация пока характерна для многих предприятий, включающих в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности непрофильные доходы и расходы.

2.3 Анализ рентабельности

 

Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли (чистая прибыль/выручка от продажи).

Расчетные значения коэффициентов доходности и рентабельности представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Коэффициенты доходности и рентабельности ОАО "Молоко"

Показатели

Алгоритм расчета

2008г.

2009г.

Коэффициент валовой прибыли

валовая прибыль/выручка от продажи

19,2

24,4

Рентабельность основной деятельности

прибыль от продажи/полная себестоимость проданной продукции

10,8

10,0

Рентабельность продаж по прибыли от продажи

прибыль от продажи/выручка от продажи

9,7

9,1

Общая рентабельность

прибыль до налогообложения/выручка от продажи

8,5

10,3

Рентабельность продаж по чистой прибыли

чистая прибыль/выручка от продажи

7,5

8,6


 

Величина коэффициента валовой прибыли зависит от метода определения себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг), структуры ассортимента, ценовой политики. Поэтому его оценка зависит от доступности информации об учетной, маркетинговой и ценовой политики организации. Для внешнего пользователя бухгалтерской информации возможности проведения детального анализа абсолютной и относительной величины валовой прибыли ограниченны.

Коэффициент валовой прибыли можно использовать для оценки доходности тех видов деятельности (см. табл.6), которые отнесены к обычным:

производство и продажа собственной продукции;

выполнение работ и услуг;

продажа товаров.

В таблице 9 проведем анализ динамики коэффициентов валовой прибыли ОАО "Молоко" за два года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.

Динамика коэффициентов валовой прибыли ОАО "Молоко"

 

Показатели

В тыс. руб.

При-рост, %

Коэффициент валовой прибыли, %

Структура валовой прибыли, %

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

Откл.

2008г.

2009г.

Валовая прибыль, всего

881124

1732925

96,7

19,2

24,4

5,2

100,0

100,0

в том числе:

               

продажа собственной продукции

863494

1695831

96,4

18,8

23,9

5,1

98,0

97,9

выполнение работ (услуг)

1759

5400

207,0

0,038

0,076

0,038

0,2

0,3

товарооборот

15871

31694

99,7

0,345

0,446

0,101

1,8

1,8


 

Прирост валовой прибыли составил 96,7 %, или 851801 тысяч рублей. Используя формулы 7 и 8 можно оценить влияние факторов коэффициента валовой прибыли и объема продаж на прирост (уменьшение) валовой прибыли (ΔВП):

за счет изменения коэффициента валовой прибыли:

 

ΔВП= (0,244 - 0, 192) х7106689 = 369547 тыс. руб.;

 

за счет изменения объема продаж:

 

ΔВП= (7106689 - 4594656) х 0, 192 = 481734 тыс. руб.

 

Преобладающий вклад в формирование валовой прибыли вносит производство и продажа основной продукции - доля валовой прибыли составляет здесь 98 %. Коэффициент валовой прибыли по этому виду деятельности увеличился с 19,2 % до 24,4 %. Валовая прибыль по остальным видам деятельности незначительна, хотя темпы ее роста являются существенными. В то же время обращают на себя внимание очень низкие коэффициенты валовой прибыли по реализации работ (услуг), товарообороту (менее 1 %).

Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

В таблице 10 представлены исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности продажи в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок.

 

1.     ;

2.     ;

3.     ;

4.     .

 

Таблица 10.

Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж, в тыс. руб.

Показатель

2008 г.

Условный показатель, рассчитанный в ценах 2008 г. на объем 2009 г.

2009 г.

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и других

отчислений от выручки, (ВР)

4051317

5317527

6115156

Полная себестоимость реализованной продукции, (С)

3603948

4769363

5466197

Прибыль от реализации продукции, (П)

447369

548164

648959


 

Полученные результаты показывают, что увеличение уровня рентабельности продаж в анализируемом периоде произошло вследствие положительного влияния всех факторов. Наследующем этапе анализа определим, какой вид продукции на предприятии является более доходным. Для этого проведем факторный анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) по каждому виду продукции.

В таблице 11 проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции.

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности (творог):

 

1.   ;

2.   ;

3.   .

 

Таблица 11.

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО "Молоко" в 2008 и 2009гг.

Информация о работе Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия