Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения на примере ООО «Торнадо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:46, дипломная работа

Описание работы

В современной действительности предприятия действуют в сложных экономических и финансовых условиях. С одной стороны они вынуждены выживать в условиях жёсткой конкуренции, поскольку рынок наполнен товарами и услугами отечественного и импортного производства. С другой стороны мировой финансовый кризис привёл к нестабильности экономической ситуации в стране и сложностям с финансированием. Именно поэтому сейчас особую значимость приобретает наряду с тактическим и стратегическое планирование. Предприятию необходимо регулярно и целенаправленно проводить контроль и анализ хозяйственной деятельности, изучать рынок и в соответствии с результатами исследований принимать решения о дальнейшем развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1. Место и роль анализа финансового состояния в работе
бухгалтера-аналитика…………………………………………………………..7
1.2. Методика проведения анализа финансового состояния………………..13
1.3. Направления использования результатов анализа финансового
состояния бухгалтером-аналитиком…………………………………………..21
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика
ООО «Торнадо»
2.1. Организационная характеристика предприятия…………………………31
2.2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности:
2.2.1. Анализ балансовой отчётности предприятия……………………….45
2.2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………49
2.2.2. Анализ наличия и достаточности собственных источников
финансирования деятельности предприятия………………………………53
2.2.4. Анализ показателей рентабельности и деловой активности
деятельности предприятия………………………………………………….55
2.3. Прогнозирование прибыли от реализации услуг с использованием
методов экономико-математического моделирования………………………58
Глава 3. Направления совершенствования финансового состояния ООО «Торнадо»
3.1. Стратегия развития предприятия и оценка её экономической эффективности……………………………………………………………………62
3.2. Предложения по использованию современных средств автоматизации в аналитической работе предприятия…………………………………………….70
Глава 4 Безопасность и экологичность проектных решений
на ООО "Торнадо"
4.1 Безопасность служебной деятельности……………………………………..76
4.2 Опасные и вредные производственные факторы…………………………...86
4.3 Экологическая безопасность…………………………………………………99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..107

Файлы: 1 файл

диплом по анализу финансового состояния.doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, денежную.

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Средняя величина является специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных.

Метод сравнения – логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».

Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. выделяют две основные черты вертикального анализа:

    • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
    • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных статей и прогнозировать их значения.

Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

    • изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;
    • изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;
    • построить математическую модель временного ряда.
    • Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.

Каждый результативный показатель зависит от различных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

    • функциональный и вероятностный;
    • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамический;
    • пространственный и временной;
    • ретроспективный и перспективный.

Основными этапами факторного анализа являются:

    • отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.
    • классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
    • определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
    • моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.
    • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
    • работа с факторной моделью.

Создать факторную систему – значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они очень сложны.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для расчета финансовых коэффициентов финансовые отчеты приводятся в аналитическую форму.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов подразделяют на следующие группы:

    • ликвидность и платежеспособность;
    • финансовая устойчивость;
    • деловая активность;
    • рентабельность;
    • эффективность использования активов.

Структура финансовых показателей предприятия представлена на рис.2.

 
Рис. 2. Структура финансовых показателей компании

    Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.

Показатели операционных издержек:

     Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

Показатели эффективного управления активами:

          Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

        Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности компании, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

Показатели ликвидности:

         Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

Показатели прибыльности (рентабельности):

        Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

Показатели структуры капитала:

        С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

         Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

         Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

Показатели обслуживания долга:

        Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из характеризующих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

 

 

Рыночные показатели:

       Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника — держателя акций — интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно — обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.

        Главная аналитическая цель проведения анализа финансовых коэффициентов и показателей заключается в приобретении навыков принятия управленческих решений и понимания результативности ее работы.

Преимущества метода коэффициентов:

    • возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;
    • простота и оперативность расчета;
    • возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
    • возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;
    • устранение искажающего влияния инфляции.

 

1.3. Направления использования  результатов анализа бухгалтером-аналитиком

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа бухгалтером-аналитиком не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Как мы уже выяснили, бухгалтер-аналитик может использовать в процессе финансового анализа следующие группы показателей:

  1. Показатели прибылей и убытков (финансовые результаты).
  2. Показатели активов и пассивов.
  3. Показатели эффективности деятельности предприятия, характеризующие рентабельность его деятельности и доходность вложений.
  4. Показатели устойчивости, характеризующие степень независимости предприятия от внешних источников финансирования, изменения процентных ставок, показатели платежеспособности, отвечающие на вопрос о том, способно ли предприятие расплатиться с текущими долгами, не наступит ли его банкротство в ближайшее время.

Подробный финансовый анализ предприятия проводится в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа бухгалтеру-аналитику необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения на примере ООО «Торнадо»