Алюминиевая промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование алюминиевой отрасли, рассмотрение существующих и выявление новых методов ее финансирования, способствующих системному преобразованию отрасли путем активизации инновационных процессов.
Для достижения цели, выделены задачи:
1) Охарактеризовать место отрасли в экономике страны;
2) Представить историю развития алюминиевой промышленности;
3) Рассмотреть проблемы и пути их разрешения, перспективы отрасли;

Файлы: 1 файл

алюминиевая промышленность рф.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

      Государственное  вмешательство осуществляется путем   санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через  включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и  отчисления  в  другие фонды. В результате этого в  целых  отраслях  возникают  ситуации,  когда  “издержки подпирают цену “,  то  есть  расчетные  (  а  не  действительные  ) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в  результате объявленных  правительством  льгот  настолько  высоки,  что  повышение   цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются  на  всю отрасль,  то   внутриотраслевая   конкуренция   в   условиях   благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.  Прямым  государственным  вмешательством  в   процесс   ценообразования является  государственная  политика  установления  цен  на  так   называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен  оказывают государственные  субсидии.  Один   из   видов   таких   субсидий,   ценовые, предусматривает снижение цен  путем  специальных  доплат  производителю  или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах  имеет  место  в отраслях, где доля государства в потреблении товаров  и  услуг  значительна, например,  в   военных   отраслях   промышленности,   в   ряде   подотраслей строительства.

Государственное  поощрение  экспорта, освобождение экспорта от налогов  ,  а в некоторых странах – экспортные субсидии,  предоставление   льготных   кредитов   и   транспортных   тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции  на  мировом рынке.

Можно предположить, что  в условиях конкуренции нескольких компаний на мировом рынке алюминия и последовательном действии конкурентов, подразумевающих реакцию на действия друг друга, действует модель количественного  лидерства. Однако, в отрасли существуют серьезные ограничения как со стороны мощностей, так и со стороны спроса, что существенно ограничивает используемость в данном контексте этой модели.

Также следует сказать, что  эта отрасль явно относится к  естественной монополии, так как  РУСАЛ - единственная компания в России, занимающаяся производством алюминия. Причем она стала такой в 2007 году, после слияния с СУАЛом, контролировавшем 20% российского производства металла.

Стоит отметить, что РУСАЛ - это частная компания, поэтому  государство не имеет рычагов  влияния непосредственно через  менеджмент, однако ему, тем не менее, доступны два основных рычага влияния: через налоговые послабления  и через фискальную и инвестиционную политику. Это упрощенное разделение, так как есть еще и вариант  с правовым стимулированием, проявляющимся  в совершенствовании законодательства, но в силу ограниченности лоббистского использования этого метода, он не будет учитываться в данной работе.

Что касается регулирования тарифов на электроэнергию, то этот фактор следует разделить на две части: текущее регулирование и перспектива в связи с реформированием РАО ЕЭС.

Текущее регулирование. Здесь проблема в основном для заводов, расположенных в Европейской части России. Тарифы здесь явно и необъективно завышены. Так, например, тарифы для Волгоградского алюминиевого завода составляют около 3,5 ам. центов за киловатт. Это, примерно, такая цена, которую за электроэнергию платят производители в Центральной Европе, вырабатываемой в основном на покупных газе, нефти, а также угле. В последнее время наметилась устойчивая тенденция по выводу производства первичного алюминия из этого региона мира. Волгоградский алюминиевый завод расположен в непосредственной близости от Волжской ГЭС, да и строился он рядом с ГЭС с тем, чтобы получать энергию с относительно невысокой себестоимостью. Тариф 3,5 цента за кВтч делает производство алюминия на Волгоградском заводе нерентабельным при самых высоких ценах на алюминий.

Здесь недостаток государственного регулирования тарифов состоит  в том, что до сих пор нет  нормативных правил заключения долгосрочных договоров. Это очень важно для  инвестиционных процессов реализации проектов предприятий — крупных  потребителей электроэнергии.

Расчеты сквозных транспортных затрат на одну тонну алюминия (с учетом поставок на внешний и внутренний рынки) показывают, что в 2004 году они достигли самых высоких значений за последние годы. Доля транспортных затрат в цене алюминия в 2004 году составила в среднем 12,1% и увеличилась по сравнению с 1993 годом почти в 2,5 раза.

Аналогичные удельные затраты  основных конкурентов российских компаний (с учетом перевозки сырья и  продукции) на транспорт в алюминиевых  компаниях мира значительно ниже. Здесь не только имеют место большие  дистанции между грузоотправителями и грузополучателями. В мировой  практике они не меньше. Например, Норвегия завозит глинозем из Южной Америки  и Австралии, производители алюминия США и Канады — из Африки и  Австралии.

Такое положение с железнодорожными тарифами объясняется двумя причинами:

-перекрестное субсидирование пассажирских перевозок в РФ существенно увеличивает тарифы для промышленности;

-российские железные дороги являются естественной госмонополией и при попустительстве соответствующих правительственных структур, начиная с 90-х годов, увеличивали тарифы, темпами значительно опережая рост цен на промышленные товары.

 

  1.  Резервы конкурентоспособности

Для сохранения и, желательно, усиления позиций на рынке отечественным  компаниям необходимо учесть его  тенденции, чтобы успеть принять  адекватные меры. Позиции и стратегии  участников отрасли определяются наличием и структурой активов, «закрывающих»  различные производственные переделы: добыча и обогащение руды; выплавка металла; производство полуфабрикатов и изделий.

Разработанных месторождений  алюминиевой руды (в основном, бокситов) в России не так много, поэтому 80% сырья сейчас импортируется. Это  первый из негативных факторов, заметно  снижающих конкурентоспособность  отрасли на внешнем и внутреннем рынках.

Масштабы инвестиций «Русала» впечатляют: увеличение мощностей Саяногорского завода на 270 тыс. т, строительство нового завода в Иркутской области мощностью до 250 тыс. т – лишь неполный список амбициозных проектов компании. По прогнозам, в этом году инвестиции удвоятся, достигнув 6 млн. Десятилетние же планы оперируют объемом инвестиций в млрд. Для этих целей анонсирован крупнейший в современной отечественной металлургии синдицированный кредит западных банков в размере 0 млн.

Учитывая высокую долю энергозатрат в структуре издержек, выгодное расположение основных мощностей вблизи сибирских гидроэлектростанций обеспечивает Русалу преимущество по энергозатратам (на уровне 1 цента/кВт-ч). Кроме того, акционеры «Русала» владеют значительными пакетами акций в энергетических компаниях, которые производят в два раза больше электроэнергии, чем потребляется заводами «Русала». Отсюда серьезные планы по строительству новых перерабатывающих мощностей (например, САЗ-2).

Налицо стратегия концентрации в сфере ключевой компетенции  – производство первичного металла. Для обеспечения лидерства по трем, упомянутым выше, составляющим конкурентоспособности, «Русал» активно проводит модернизацию имеющихся заводов, а также программы прямых увеличения доли прямых продаж конечным потребителям. В планах компании – удвоение производительности труда за 10 лет, за пять лет – увеличение в полтора раза. Основные конкурентные преимущества, общие для обоих наших производителей – относительно низкие в мировом масштабе энерготарифы и стоимость труда. Кроме того, китайская энергетика пока еще не справляется с обеспечением алюминиевого производства, в результате чего, а также в связи с острым дефицитом глинозема (как и у нас в «Русале»), в этом году в КНР были даже сокращены или полностью остановлены заводские мощности по выпуску первичного алюминия – в совокупности почти в полмиллиона тонн в год. Заметим, транспортные издержки экспорта российского алюминия в Китай заметно ниже в сравнении с поставками металла из других стран. Так что, в целом, можно считать условия для роста продаж в Китай весьма благоприятными. Ведь речь идет о рынке емкостью 6 млн. т в год!

Это явная возможность  для нас не только расширить свое присутствие на китайском рынке, но и более успешно конкурировать  с китайским алюминием на мировых  рынках, откуда он нас уже заметно  потеснил. Раз потеснил – значит, был по конкретным направлениям более  конкурентоспособен. Соответственно, проблема нашей алюминиевой отрасли  в недостаточной способности  обеспечить конкурентоспособность  продукции – в первую очередь, на наиболее растущем азиатском рынке, где, казалось бы, нам сам бог велел  «закрыть» значительную его часть.

Вернемся, например, к энергозатратам. Российские алюминиевые заводы приобретают сегодня электроэнергию по ценам 0,4-1,5 центов за кВт-ч. В Китае, к примеру, уровень энерготарифов из-за неразвитости энергосистемы как минимум втрое превышает российские показатели, существенно сдерживая возможности китайских производителей. Это пока, но скоро ожидается коммерческий запуск нескольких очередей китайской ГЭС «Три ущелья» – мощнейшей ГЭС в мире! В странах Европы и США энерготарифы варьируются в пределах 1,5-3 цента за кВт-ч. Мы слишком привыкли к дешевой энергии – в итоге на производство тонны металла у нас расходуется больше энергии, чем у конкурентов.

Конечно же, в таких условиях выход в глубокий передел, без  кардинального повышения его  эффективности – бесперспективен  и даже опасен. И рассчитывать здесь  лишь на модернизацию мощностей, оптимизацию  структуры бизнесов и сокращение занятых будет ошибочным. Огромные запасы эффективности, как показывает опыт лидеров отрасли, скрыты в сфере  организации производства. Одним  из наиболее проверенных и эффективных  способов реализации этого потенциала является применение системы Лин (Lean Manufacturing).

К примеру, Alcoa, начав внедрять на своих заводах по всему миру (включая, кстати, Китай) систему сокращения издержек и вовлечения всего персонала в непрерывные улучшения, уже построила на основе японских подходов управления (Лин, кайдзен) свою корпоративную философию. Адаптированная к отрасли и к конкретной компании, концепция получила название Alcoa Business System (по аналогии с Toyota Production System, давшей начало системе Лин). В результате реализации этой программы Alcoa удалось сокращать издержки более чем на млрд. за год.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Можно прийти к выводу, что Алюминиевая промышленность Российской Федерации имеет перспективное будущее. Дело в том, что из-за роста затрат на энергоносители и снижения цен на металл по итогам года на 19%, компании сокращают свои прибыли и объемы выпуска продукции. 
Также «РУСАЛ» является мировым лидером в производстве алюминия и комплектующих. Ведет активную инвестиционную деятельность. На данный момент производственные мощности в Китае, а Китай является первым конкурентом «РУСАЛа», позволяют производить около 30 млн тонн в год, однако из-за наметившегося спада производства во второй половине 2011 г. аналитики ожидают, что в 2012 г. показатель не превысит 20 млн тонн. Напомню, что рекордный объем производства на уровне 1.6 млн тонн был зафиксирован в августе, после чего снизился к концу года на 8.3%.

По оценке ведущих специалистов России в ближайшие годы прогнозируется, что Россия подойдет к увеличению производства алюминия. Россия имеет все предпосылки к тому, чтобы оставаться крупнейшим в мире экспортером алюминия, постепенно наращивая экспорт полуфабрикатов и изделий из алюминия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Скворцов А., Алюминиевая промышленность: есть куда расти // Эксперт -Северо-Запад, 2007.
  2. Е.Р. Орлова. Исследование динамики энергопотребления и энергоэкономических связей в промышленно развитых капиталистических странах - М.: 2008  
  3. Алюминиевая отрасль России и стран СНГ; Информационно-аналитический бюллетень; 2010
  4. Программа «Стратегия развития металлургической отрасли России до 2010г.».
  5. Сандлер Е. Конкурентоспособность предприятий алюминиевой промышленности / Е.М.Сандлер // Цветная металлургия.-2009 
  6. Чертовиков, В. Направление развития глубокая переработка алюминия / В.Чертовиков 2005.

 


Информация о работе Алюминиевая промышленность Российской Федерации