Этика и деонтология фармацевта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой). Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные понятия фармацевтической этики и деонтологии
3. Принципы этического кодекса фармацевта
4. Особенности и проблемы фармацевтической этики
5. Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников
6. Роль моральных факторов в лечении больного
7. Этика продаж в аптеке

Файлы: 1 файл

курсавик.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

 Успешная работа специалиста и успех аптеки находятся в прямой зависимости от того, насколько:

  • пациент доверяет фармацевту;
  • специалисту удается устанавливать контакты и хорошие отношения с людьми;
  • полно специалисту удается отвечать на вопросы пациентов и удовлетворять их потребность в информации;
  • фармацевт умеет наблюдать, задавать целенаправленные вопросы, внимательно слушать и быстро записывать необходимые сведения;
  • убедительна аргументация специалиста, основанная на знании продаваемых ЛС, БАД, ИМН и т.д.;
  • специалисту удается совместно с пациентом находить целесообразные и приемлемые для сторон решения;
  • тщательно фармацевт анализирует желания и потребности пациентов.
  • Фармацевт, занимающийся БРО ЛС, должен отвечать следующим обязательным условиям:
  • профессиональные знания и компетентность;
  • обеспечение качества товара и тщательно продуманный его ассортимент, доступные (выгодные) цены;
  • доступность информации и обстоятельность консультаций;
  • выявление потребностей;
  • правдивые (достоверные) сведения;
  • индивидуальный подход к решению проблем пациента, дружелюбное отношение; уверенное, но не высокомерное поведение;
  • оперативность при оказании услуг;
  • располагающий внешний вид.

Фармацевт, предоставляющий  уход за пациентом. Будь это услуги клинического, аналитического, технологического или регламентирующего характера, фармацевт должен чувствовать себя комфортабельно при своем взаимодействии с населением. Он должен тоже воспринимать свою практику, как часть действия всей системы здравоохранения и часть работы других фармацевтов. Предоставляемые им услуги должны быть высокого качества.

Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников

Общие требования к образованности выпускника.

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и право вые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач:
  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения па иностранном языке;
  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности:
  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию)

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

В области психологии:

  • знать психологические процессы, происходящие в сознании человека, как в норме, так и в патологии;

  • знать структуру личности, функции и средства общения;

  • знать приемы и методы психологической корреляции и типы их проявлений;

  • уметь использовать вербальные и невербальные способы общения в профессиональной деятельности;

  • в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

По специальным дисциплинам  выпускник должен:

  1. В области фармацевтической технологии:

  • иметь представление о биотехнологии лекарственных средств;

  • иметь представление о лекарственных формах заводского производства;

  • иметь представление о гомеопатии;

  • знать Государственное нормирование производства и контроля качества лекарственных средств и форм;

  • знать технологию приготовления твердых, жидких, мягких, стерильных и асептически изготовляемых лекарственных форм;

  • уметь готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные и асептические лекарственные формы и оформлять их к отпуску;

  • уметь пользоваться нормативно-технической документацией и справочной литературой по производству/приготовлению) лекарственных форм;

  • в области фармацевтической химии:

  • иметь представление о контрольно-разрешительной системе качества лекарственных средств и форм;

  • знать классификацию и основные характеристики лекарственных средств;

  • знать основы фармацевтического анализа;

  • знать внутриаптечный контроль лекарственных средств, изготовляемых в аптеках;

  • -уметь проверять простейшими методами качество лекарственных форм в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;

  • в области фармакогнозии;

  • знать лекарственное растительное сырье, его химический состав и стандартизацию;

  • знать источники получения лекарственных средств природного происхождения;

  • уметь находить растения, в том числе лекарственные, в различных фитоценозах;

  • уметь принимать лекарственное растительное сырье от заготовителя и определять его качество в соответствии с нормативно-технической документацией;

  1. В области фармакологии:

  • знать классификацию, основные характеристики, фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств;

  • знать аналоги и синонимы (торговые названия), показания и противопоказания к применению лекарственных средств, их побочное действие;

  • знать правила приема препаратов и возможные осложнения;

  • уметь консультировать клиента по приему лекарственных средств и по вопросам их действия;

  1. В области организации и экономики фармации

  • иметь представление о структуре управления службой лекарственного обеспечения, о формировании и состоянии фармацевтического рынка в России;

  • иметь представление об аккредитации и лицензировании аптечных предприятий;

  • иметь представление о порядке снабжения аптечных предприятий лекарственными средствами и предметами медицинского назначения;

  • знать нормативные акты, регламентирующие фармацевтическую деятельность;

  • знать условия и порядок хранения лекарственных средств;

  • знать порядок ведения первичных учетных документов;

  • знать порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей;

  • знать принципы ценообразования;

  • знать требования по санитарному режиму аптечных предприятий, охра не труда и технике безопасности;

  • уметь хранить лекарственные средства в соответствии с действующими приказами;

  • уметь производить отпуск лекарственных средств, разрешенных к без рецептурному и рецептурному отпуску, и товаров аптечного ассортимента;

  • уметь составлять на основе первичных документов отчеты отделов аптечного склада, отделов аптек и мелкорозничной аптечной сети;

 

 

 

Роль моральных факторов в лечении  больного

Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает  взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении  с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.

  1. Внешний вид

Психологи отмечают, что  почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки  для установления доверительных  отношений с клиентами.

  1. Поведение

Необходимо помнить, что больным свойственна раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.

  1. Речь

Нередко и слово лечит, поэтому важно не только, что, но и как сказать. Необдуманное слово  может подорвать доверие больного к фармацевту, нанести психическую  травму, которая станет причиной ятрогенного  заболевания. Информируя больных о  порядке приема препарата, следует  избегать употребления сложных медицинских  терминов. Надо говорить понятно и  в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять  несколько раз.

  1. Умение выслушать

Некоторым клиентам свойственно  желание поговорить о своих болезнях, в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.

  1. Оформление витрин

Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с  точки зрения мерчандайзинга, но и  корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые  по рецепту врача.

  1. Эстетическое оформление лекарственных средств

В целях укрепления веры больного в назначенное лекарственное  средство необходимо уделять внимание его оформлению. Неправильное оформление, непривлекательный вид экстемпоральной  формы может вызвать сомнение в ее качестве.

Сохранение в тайне  от больного некоторых неблагоприятных  сведений

Это может благотворно  воздействовать на динамику заболевания  и его лечение. Больные часто  стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется  называть заболевание, достаточно указать  лишь симптоматическое действие лекарственного средства.

Разъяснение правил приема лекарственных средств

При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в  домашних условиях, как и когда, принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу.

 

 

Этика продаж

Часто больные стремятся  приобрести широко рекламируемые средства, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях  к применению лекарства, напомнить  о вреде самолечения.

Провизор не должен подменять  врача, предлагая лекарство по своему усмотрению. Не зная индивидуальных особенностей организма клиента, наличия сопутствующих  заболеваний, можно нанести вред его здоровью.

Как должен поступить провизор, если к нему обратился человек  с теми или иными жалобами?

В первую очередь предложите обойтись без лекарства (если, к примеру, болит горло, можно порекомендовать  полоскания, ингаляции, другие виды домашнего  физиолечения). Этим вы поможете посетителю аптеки избежать лишних материальных затрат на препараты и предотвратите  их возможные побочные действия. Если это не устраивает клиента, порекомендуйте ему обратиться к врачу. Если же он настаивает, предложите безрецептурное средство по своему усмотрению. Такие  рекомендации содержатся в правилах Надлежащей аптечной практики, о которой  сегодня много говорят.

Информация о работе Этика и деонтология фармацевта