Экономика машиностроения: автомобильная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Проблемы автомобильной промышленности России и факторы, повышающие конкурентоспособность отечественных автомобилей. Шаг в будущее - создание Ё-мобиля.

Файлы: 1 файл

рефер по эм мое готовая.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

В настоящее  время автомобильная промышленность является одной из важнейших отраслей отечественной экономики. Каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает 10 - 12 рабочих мест в смежных

отраслях экономики и самое главное - автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП.

В последнее  десятилетие в области отечественного автомобилестроения делаются большие усилия, направленные на создание современной конкурентоспособности отечественного автомобиля. Это происходит как за счет улучшения качества различных конструктивных элементов, так и за счет создания новых автомобилей во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов и т.д.

 Вместе с  тем, анализ состояния современного рынка автомобилей показывает, что отечественное автомобилестроение по многим параметрам неконкурентоспособно в борьбе с зарубежными рынками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемы автомобильной промышленности России и факторы повышающие конкурентоспособность отечественных автомобилей

 

Традиционные российские производители (ОАО «АВТОВАЗ», предприятия «Группы «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ»  и др.) – характеризируются наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций; нехваткой современных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента вследствие чего обладает очень низкой конкурентоспособности

 Одна из основных причин низкой конкурентоспособности российского

автомобилестроения  заключается в традициях, которые  перешли из плановой системы хозяйствования. В период, когда экономика нашего государства была закрыта, любой автомобиль, сходивший с конвейера, пользовался спросом.

Российская автомобильная  промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики. Производство легковых автомобилей в 2009 году сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Динамика рыночной ситуации производства легковых автомобилей представлена на рисунке № 1

 

 

Рис. № 1. Динамика изменения рынка легковых автомобилей по годам.

 

Посмотрев на российские дороги, даже невооруженным глазом, можно заметить преимущество иностранных автомобилей, нежели отечественных. Это преимущество заключается в том, что по своим техническим характеристикам отечественные автомобили не могут конкурировать даже с поддержанными иномарками. Даже повышение пошлин на импорт иностранных автомобилей не укрепит конкурентоспособность российских, так как соотношение цены и качества все равно будет в пользу иномарок. Для того чтобы обеспечить оптимальное соотношение цены, качества и обслуживания, нужно направить основные усилия на решение следующих задач:

-повышение качества российских автомобилей, комплектующих изделий и запасных частей;

-снижение издержек производства, повышение уровня обслуживания. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии и т.д.

Действительно, Российский автопарк растет, а его  основные показатели

(экономичности,  экологичности, надежности, безопасности) отстают от мирового уровня. В среднем по стране «возраст» автопарка составляет 10 - 13 лет, а сами автотранспортные средства отечественного производства в большинстве случаев не удовлетворяют современным требованиям экономичности и экологичности, что в совокупности с быстрым ростом автомобильного парка приводит к возрастанию негативного воздействия

на окружающую среду. Низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемых в России автомобилей обусловлен следующими основными причинами:

1. Большая часть  отечественных автотранспортных  средств сертифицирована в соответствии требованиями Правил ЕЭК ООН № 15-04, 83-02А и 49-01, действовавших в Европе до 1992 г. Наиболее "старая" (с возрастом более 20 лет), но весьма значительная часть парка (около 10%) вообще не проходила экологическую сертификацию.

2. В небольших  количествах на российский автомобильный рынок стали поступать с 1 января 2008 года автомобили с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов (уровень Евро-3). Однако приемлемые экологические характеристики этих автомобилей достаточно быстро ухудшаются вследствие отсутствия эффективной системы их контроля в эксплуатации. Кроме того, экологические показатели горючего отстают от мирового уровня.

Одной из наиболее сложных, но актуальных задач транспортной политики является формирование источников финансирования мероприятий, направленных на обновление автомобильного парка и улучшение его экологических и экономических характеристик. Во всем мире путей решения этих проблем несколько, одним из наиболее рациональных путей является внедрение в производство автомобилей с гибридными силовыми установками. Гибридными силовыми установками, с различными типами силового привода, занимаются многие известные фирмы. В настоящий момент, многие мировые производители создают и выпускают, в том числе и серийно, автомобили с ГСУ. Например, Toyota с 1997, а Honda с 2000 года выпускают серийно автомобили с ГСУ.В последние 10 лет и другие автогиганты такие как Audi, BMW, Dodge, Renault, GMC, Subaru, Mercedes, Mercury, Ford  выпустили концепт кары с ГСУ.

Отечественное автомобилестроение существенно отстает  в разработке и

реализации  этого направления. В связи с  этим исследования в области создания отечественного гибридного автомобиля крайне актуальны, т.к. лежат в русле стратегических разработок по повышению экономической и экологической безопасности России. В  результате, чего одной из важнейших задач, в настоящее время, является, задача моделирования конкурентоспособности продукции Российских автомобильных предприятий, которая сводится к моделированию рыночного механизма распределения рынка между продукцией предприятий-конкурентов. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рисунок 2)

Рис.№2 Механизм формирования конкурентоспособности продукции

К показателям качества продукции  относятся следующие группы показателей:

− назначения;

− надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

− экологичности;

− эргономичности;

− технологичности;

− эстетичности;

− стандартизации и унификации;

− патентно-правовые;

− безопасности применения;

− сертификационные.

Качество продукции непосредственно связано с его потребительской стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается. Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество — тоже не синоним конкурентоспособности. Как пример: ГАЗ 3105 — автомобиль-лимузин высочайшего качества по цене 75 тыс. долларов, выпускавшийся в 1995-1997 гг. в Нижнем Новгороде. Этот автомобиль потребителями воспринимался как экзотика. И хотя по качеству и цене он ничуть не отставал от конкурентов («Мерседес», «Ауди» или «БМВ»), психология потребителей протестовала против покупки за такие деньги отечественного автомобиля.

Производители не учли, что в высшей ценовой  группе ценятся уже не столько  качество автомобиля, сколько его престиж, который невозможно завоевать одной, по сути случайной, моделью. В результате ГАЗ 3105 остался раритетом, образцом высокого качества, которому место только в музее.

Из сказанного ранее следует, что не только качество влияет на

конкурентоспособность продукции предприятия — обязательным при ее моделировании является учет фактора потребительских предпочтений. Потребители готовы покупать только ту продукцию, которая удовлетворяет их потребности должным образом (или они в этом уверены). От потребительских предпочтений зависит уровень запросов, предъявляемых потребителями к продукции, и, следовательно, уровень ее оценки.              Соответственно необходимо создавать Российский автомобиль с ГСУ, но при этом помнить, что цена на него должна ложиться именно в ту ценовую категорию, в которой он будет пользоваться спросом.

Крупные глобальные производители разрабатывают по 10-15 новых моделей в год, поэтому можно точно сказать, что нашим производителям самостоятельно эту задачу не решить. Для разработки новых моделей компании из развивающихся стран активно привлекают иностранных партнеров, но так делают и европейские компании. Например, новые модели Tata Motors разрабатывала вместе с итальянскими партнерами – конструкторскими бюро I.DE.A Institute и Stile Bertone. Сейчас они сотрудничают и с Jaguar, который уже является частью международной Tata Motors. Для российских компаний здесь возможно два варианта – разработка новых моделей (например ё-мобиль) либо на основе приобретенной зарубежной платформы, либо с участием иностранного партнера для интеграции иностранных разработок и их адаптации к нуждам и предпочтениям российских потребителей.

Еще одна проблема это улучшение качества персонала. Российские производители, чтобы соответствовать мировым стандартам эффективности и качества, должны привлекать международных экспертов, стремиться к уровню лучших автоконцернов мира, заменять устаревшее оборудование и технологии на самые современные — и делать все это очень быстро. Однако успех тут зависит больше от их желания высоко поставить планку, чем от любых других причин. Роль государства здесь ограниченна, вместе с тем оно может помочь как в подготовке квалифицированных кадров для отрасли, так и в организации переобучения высвобождающегося персонала и тем самым облегчить автомобильным предприятиям их социальную ношу, которая часто лишает их свободы маневра. Начинать надо с эффективной организации продаж. Автомобильные дилерские центры имеют высокие шансы повысить свою эффективность и существенно увеличить объем продаж. Судя по данным опроса покупателей, существует пять основных причин, по которым они не приобретают автомобили той или иной марки, и непрофессионализм дилеров — одна из этих причин. Между тем грамотно управляя дилерской сетью и более полно используя ее потенциал, можно значительно увеличить продажи. Оптимизация работы дилерской сети основана на концепции «живого взаимодействия». Во главу угла он ставит рядовых сотрудников автосалонов, которые непосредственно обслуживают покупателей. Согласно концепции «живого взаимодействия» менеджеров по продажам нужно обучать особым навыкам работы на местах, а слабым продавцам–консультантам помочь повысить свой профессиональный уровень. На самом деле повышение производительности труда сотрудников дилерских центров — лишь один из четырех факторов, без которых невозможно полностью

преобразовать дилерскую сеть. Остальные факторы — это: предоставление более широких полномочий сотрудникам компании на местах, изменение структуры сети (чтобы она соответствовала стратегическим целям производителей) и повышение эффективности работы дилеров (например, формирование культуры эффективности, основанной на оценке показателей, обсуждении результатов работы, и их вознаграждение достойной оплатой труда).

 

2. Шаг в будущее - создание Ё-мобиля. 

 

Ё-мобиль(Рисунок №3) – первый российский гибридный автомобиль. По существу, ё-мобиль – это первая по-настоящему перспективная попытка в новой истории России составить конкуренцию западным автомобилям, в данном случае в сегменте гибридных автомобилей. Ё-мобиль способен стать прорывом в российском автомобилестроении и для этого есть все предпосылки. Во-первых, за проектом ё-авто стоит небезызвестный миллиардер – Михаил Прохоров. Уже хотя бы этот факт позволяет рассчитывать, что ё-мобиль будет надежным, коммерчески успешным, комфортным, народным автомобилем. Во-вторых, гибридные автомобили – это очень перспективный сегмент автомобильного рынка, который только начал развиваться. В-третьих, конкурентоспособная цена – 350-450 тысяч рублей. И, в-четвертых, экономичность ё-мобиля.

Предложенная концепция  гибридного автомобиля и первые опытные образцы вызвали жаркие дискуссии внутри российского общества. Действительно, существует очевидная проблема технологического отставания российской отрасли автомобилестроения от мировых концернов-флагманов. При этом есть прагматичное понимание, что включение РФ в ВТО приведет к понижению налогооблагаемой базы, и, как следствие, к еще большему увеличению в потреблении зарубежных образцов автомобилей. Поэтому предложенный инвестфондом «Группа Онексим» современный концепт комфортабельного гибрида с умеренной ценовой политикой вызывает живой интерес, как у профессионалов, так и у конечного потребителя.

Рис.№3 Концепт кар «Ё-мобиль»

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Таким образом, можно сделать выводы о том, что Российским производителям необходимо не только модернизировать

существующие  модели, улучшая их потребительские  характеристики, но выводить на рынок новые модели – востребованные покупателем, коммерчески успешные.  Их потребительские характеристики должны соответствовать иностранным аналогам, а цена должна быть конкурентной. Основная сложность – решить эти задачи в условиях лимита инженерных, денежных и временных ресурсов. 

В нынешних условиях, когда цена на баррель нефти поднимается, повышение конкурентоспособности  Российских автомобилей возможно

лишь разработкой и внедрением в производство автомобилей с гибридной силовой установкой отечественного производства, на современных Российских автостроительных предприятиях.

 При грамотном планировании ресурсов предприятий, более внимательному отношению к нуждам конечных потребителей, постоянном контроле за цепочками поставок и производственными процессами, грамотной государственной политики у российской автомобильной промышленности есть шанс на дальнейшее развитие.

Информация о работе Экономика машиностроения: автомобильная промышленность