Экономика и пуправление на предприятии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обоснование сущности рентабельности и её формирования на уровне предприятия в современных условиях хозяйствования.
2. Осуществление анализа рентабельности предприятия.
3. Резервы повышения рентабельности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М».
Предметом исследования являются показатели рентабельности продукции предприятия.
Методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы;
- системный анализ и синтез;
- финансово-экономический и сравнительный анализ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 3
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ЧТУП «ЛОТОС-М» 11
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Рентабельность ЧПУП «Лотос-М» и факторный анализ ее изменения 12
3РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПУП «ЛОТОС-М» 20
3.1 Экономия материальных ресурсов 20
3.2 Расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике Наташе.doc

— 766.50 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий  являются:

     Рентабельность  продукции - определяется как отношение  прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

     Рентабельность  изделия - определяется как отношение  прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

     Рентабельность  оборота - рассчитывается как частное  от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

     Рентабельность  производства (Рпр) определяется по формуле: 

                                                                  (1.1) 

     где П - прибыль предприятия, руб.;

               ОПФ - среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, руб.;

           НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

     Рентабельность  реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

                                                     (1.2) 

     где Пкв - годовой прирост прибыли  в результате реализации капитальных  вложений;

             KB - капитальные вложения, руб.

     Рентабельность  оборота (Р0) определяется по формуле: 

                                                   (1.3) 

     где В - выручка от реализации продукции, руб.

     Рентабельность  текущих активов (Рт а) определяется по формуле: 

                                                           (1.4) 

     где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

            ТА - средняя величина текущих активов, руб.

     Рентабельность  собственного капитала (Рск) определяется по формуле:

                                                                                         (1.5) 

     где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

     Рентабельность  изделия (Ри) определяется по формуле: 

                                                                                         (1.5) 

     где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;

            С - себестоимость изделия, руб.

     Рентабельность  инвестированного капитала (Рик) определяется по формуле:

                                                                                     (1.6) 

     где ИК - средний инвестированный капитал, руб.

     Рентабельность  основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле: 

                                                (1.7) 

     Рентабельность  заемных средств (Рз.с) определяется по формуле: 

                                                 (1.8) 

     где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

            ЗС - средства, привлеченные на заемной  основе (долгосрочные и краткосрочные)  на определенную дату (средняя  величина), руб.

     Рентабельность  активов (Ра) определяется по формуле: 

                                                                                        (1.9) 

     где СА - средняя величина активов, руб.

     Рентабельность  совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:

                                         (1.10) 

     где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

            ИК - величина совокупного используемого  капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

     Рентабельность  инвестиций (Ри) определяется по формуле 

                                                                               (1.11) 

     где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;

            КО - величина краткосрочных обязательств  на определенную дату (средняя  за период), руб.

     Рентабельность товарной продукции (Ртп) определяется по формуле: 

                                               (1.12) 

     где Ст.п_ себестоимость товарной продукции, руб.

     Для расчета рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма  прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

     Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      2  Анализ рентабельности производства ПРЕДПРИЯТИЯ  ЧТУП «ЛОТОС-М» 
 

      2.1 Организационно –  экономическая характеристика  предприятия 

     Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М» – одно из предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. ЧПУП «Лотос-М» расположено по адресу г. Могилев, ул. Симонова, 11. ЧПУП «Лотос-М» является юридическим лицом, основанным на частной форме собственности. Предприятие было образовано в 2006 году как частное производственное унитарное предприятие.

     Учредителями  предприятия являются два человека – физических лица. Уставный фонд распределен  между учредителями предприятия  равными долями по 50% на каждую сторону.

     Согласно Уставу предприятия предметом деятельности ЧПУП «Лотос-М» является:

  • производство одежды, выделка и крашение меха;
  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
  • производство трикотажных и чулочно-носочных изделий;
  • производство прочей одежды и аксессуаров;

     Деятельность, для осуществления которой требуется  специальное разрешение (лицензия), осуществляется после его (её) получения  в установленном порядке.

     За  годы  работы  предприятие зарекомендовало  себя  как один из ведущих производителей комплектов штор, кухонных гарнитуров, постельного белья, женской одежды с машинной и ручной вышивкой, в которой традиции народного творчества сочетаются с современным дизайном.

     Показатели  производственно финансовой деятельности предприятия представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Технико-экономические  показатели деятельности ЧПУП «Лотос-М»  за 2008-2010 годы

Наименование  показателя Ед. измер. 2008

год

2009 год 2010 год Темп  роста, %
Выпуск  продукции в нат. выр. тыс. шт. 11,12 11.08 9.50 85.7
Товарная  продукция в дейст. ценах млн. руб. 189,45 195.29 143.23 73.3
Товарная  продукция в сопост. ценах млн. руб. 292,2 291.53 243.92 83.7
Выручка от реализации (без налогов) млн. руб. 184,3 187.26 166.55 88.9
Реализация (с налогами) млн. руб. 219,86 225.87 198.39 87.8
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 182,3 185.13 156.24 84.4
Прибыль от реализованной продукции млн. руб. 2,0 2,13 -11.27 -2912.5
Чистая  прибыль млн. руб. - - - -
Рентабельность  реализованной продукции % 1,1 1,15 -7,2 -3500.0
Себестоимость товарной продукции млн. руб. 178,15 179,32 182,81 85.1
Прибыль от товарной продукции млн. руб. 6,15 7.98 -16.21 -203.0
Рентабельность  товарной продукции % 3,5 4,5 -8,9 -237.2
Затраты на 1 руб. ТП коп. 95,16 95,94 111,32 116.0
Численность чел. 17 18 18 89.2
ФЗП ППП млн. руб. 61,2 64.04 69.30 108.2
Средняя заработная плата ППП:

в т. ч. рабочие

служащие

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

412

374

512

444,8

398,3

594,8

539,2

444,8

736,2

121,2

111,7

123,8

Выработка на 1 работника (ТП в с. ц./чис.) млн. руб. 15,9 16,2 15,2 93,8
Производительность  труда % 100,1 100,7 93,7 93,0
Объём отгруженной продукции:

в т. ч. внутренний рынок

дальнее зарубежье

страны  СНГ

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

181,6

109,4

12,1

29,6

183,8

128,01

19,87

35,92

148,01

123,91

11,85

12,24

80,5

96,8

59,7

34,1


Источник: собственная разработка 

     Как видно из таблицы, в 2010 году на предприятии отмечается падение объема производства. Темп роста объема производства продукции в сопоставимых ценах составил 83,7%.

     Сокращение  объемов производства продукции  вызвано изменением в структуре  ассортимента выпускаемой продукции  предприятия, освоением новых видов  товарной продукции.

     Снижение  объемов производства продукции  привело к снижению показателей  выручки от реализации продукции (166,6 млн. руб. в 2010 году  против 187,3 млн. руб. в 2009 году) и возникновению убыточности деятельности предприятия.

     По  итогам 2010 года на предприятии получен убыток от реализации продукции в размере 11,3 млн. руб. Рентабельность реализованной продукции сложилась отрицательной – минус 7,2% против положительного значения данного показателя в 2009 году на уровне 1,15%.

     Основной  причиной возникновения убыточности  деятельности исследуемой организации  является сокращение объемов производства продукции на фоне возрастающей себестоимости товарной продукции. 

2.2 Рентабельность ЧПУП  «Лотос-М» и факторный  анализ ее изменения 

     Анализ  рентабельности продукции предприятия  проводится как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

     Анализ рентабельности продукции ЧПУП «Лотос-М» проедем на примере четырех видов изделий, занимающих основную долю ассортимента продукции предприятия (свыше 90%).

     В эту группу входят следующие изделия:

  • Спальные шторы;
  • Кухонные шторы;
  • Портьеры;
  • Спальные комплекты (покрывало, штора)

     Как известно, основными факторами рентабельности продукции являются следующие:

    • Объем продаж - VРП;
    • Структура выпуска изделий (удельный вес) – Уди ;
    • Цена изделия - Ци;
    • Себестоимость изделия - Си.

     Исходные  данные для анализа рентабельности продукции предприятия представлены в таблице 2.2 - 2.4.

Таблица 2.2 - Сведения об объеме продаж, структуре  выпуска, себестоимости  и отпускных ценах  на основную продукцию  ЧПУП «Лотос-М» в 2008 году. 

Информация о работе Экономика и пуправление на предприятии торговли