Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

По своему характеру анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут затрагивать различные элементы и иметь разные формы. Формами их проведения могут быть организационный, технологический, функциональный или процедурный анализ.
Материалы анализа системы управления оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров по соответствующим разделам, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

экономический анализ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)
  1. Организация аналитической работы на предприятии. Методы контроллинга и бенчмаркинга.

     

Природа и сущность аналитической работы предполагает несколько этапов:

  1. Определение цели и задач;
  2. Разработка программы, в которой ставится четкая задача в отношении объекта и характера анализа;
  3. Установление последовательности выполнения;
  4. Выбор и обоснование методов проведения;
  5. Определение и подбор необходимой информации;
  6. Проведение анализа путем изучения, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей; выявление связей, закономерностей, противоречий; количественной и качественной оценке определенных показателей, учета влияния разнонаправленных факторов;
  7. Обобщение результатов анализа;
  8. Подготовка выводов по основным направлениям анализа, их конкретизация;
  9. Оформление отчета по итогам анализа.

По своему характеру  анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут  затрагивать различные элементы и иметь разные формы. Формами  их проведения могут быть организационный, технологический, функциональный или процедурный анализ.

Материалы анализа  системы управления оформляются  в виде сводных аналитических  таблиц, графиков, записок, аналитических  справок, отчетов, заключений, обзоров  по соответствующим разделам, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Контроллинг представляет собой синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.  Цель контроллинга в глобальном  масштабе заключается в обеспечении выживаемости предприятия, проведении антикризисной политики, поддержании потенциала успеха. Цели оперативного характера заключаются в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации и затрат.  
            Основными задачами службы контроллинга являются:  
   * организация движения информационных потоков на предприятии с целью их оптимизации;  
*  рациональная организация формирования затрат для получения возможности их оперативного регулирования;  
*  формирование перечня подконтрольных показателей в соответствии с целями и приоритетами предприятия;  
*  определение и анализ отклонений фактических величин от запланированных показателей;  
*  определение степени влияния возникших отклонений на конечный результат деятельности;  
*  структурный анализ прибыли с целью выявления недостатков и разработки направлений по совершенствованию элементов прибыли;  
*  оценка риска намеченных (планируемых) сделок на рынке товаров и услуг с извлечением максимальных выгод;  
*  мотивация и создание систем информации для принятия правильных решений.  
Выполнение поставленных задач обеспечивается путем реализации основных функций.  
*  информационной: выработка подконтрольной информации;  
*  учетно-контрольной: сопоставление полученных результатов с заданными параметрами;  
*  аналитической: анализ основных подконтрольных показателей;  
*  планирования: координация планов и бюджета  
              На начальной стадии поэтапного внедрения на предприятии службы контроллинга достаточным будет включением в состав контроллинговой службы 3 - 4  сотрудников, которые будут наделены соответствующими должностными обязанностями.  
Это вызвано тем, что именно поэтапное внедрение элементов системы контроллинга позволит преодолеть психологический барьер без особых на то затрат, а также позволит получать изначально минимальные выгоды при минимальных затратах, тем самым раскрывая преимущества контроллинга, влекущих за собой соответственно оправданное увеличение затрат на его расширение.  С целью извлечения максимальных выгод от использования контроллинга  в дальнейшем необходимо расширить штат этой службы.  
Важным инструментом анализа конкурентоспособности предприятия является бенчмаркинг.  
          Бенчмаркинг  — это перманентный, непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений.  
В центре внимания бенчмаркинга— вопросы: почему другие работают более успешно, чем мы?  
          Объектами бенчмаркинга могут быть: методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (структурных подразделений). Исследуя производственные процессы, методы или технологии производства и сбыта продукции, главное внимание уделяют поиску резервов снижения расходов производства и повышению конкурентоспособности продукции. С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность. По большей части различают три вида бенчмаркинга:  
1. Внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности разных структурных подразделений одного и того же предприятия.  
2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов,  сконцентрированный на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что наилучшим аналогом для сравнения является «рыночный лидер». Идентификация факторов, которые предопределяют отставание исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации относительно сокращения отставания.  
3. Функциональный бенчмаркинг,  с помощью которого анализируются отдельные процессы, функции, методы и технологии с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, которые применяют похожие методы, приемы или технологии и не являются конкурентами, охотно идут на взаимный обмен первичной информацией и заинтересованы в реализации общих проектов, направленных на совершенствование тех или других операций, которые сравниваются.  
               Таким образом, в случае бенчмаркинга за сравнительные аналоги можно брать предприятия-конкуренты, предприятия, которые являются наилучшими в соответствующей отрасли, субъекты хозяйственной деятельности других отраслей, структурные подразделения исследуемого или других предприятий. 

  Различают три фазы бенчмаркинга:  
1. Подготовительная. На этой стадии осуществляют выбор объекта бенчмаркинга и сравнительных аналогов; определяют оценочные показатели (например, себестоимость, затраты времени); собирают необходимую для анализа информацию. Заметим, что сравнительных аналогов должно быть как можно меньше, ведь с ростом их количества — расходы на бенчмаркинг повышаются, а результаты становятся все поверхностными.  
2. Анализ. В ходе аналитической фазы бенчмаркинга на основе сравнения с предприятием-партнером выявляются недостатки (слабые места) в объектах бенчмаркинга и идентифицируются причины их возникновения. Критерием оценки процессов, функций, методов или производственных процессов являются показатели их производительности.  
3. Внедрение. На этой стадии проводится работа по реализации результатов анализа в практическую деятельности предприятия. Основной акцент здесь делается на разработке стратегии и тактики нейтрализации выявленных в ходе бенчмаркинга слабых мест на предприятии.  
Учитывая то, что рынок является системой, которая постоянно и динамически развивается, и с целью обеспечения стабильной конкурентоспособности субъекты ведения хозяйства должны проводить перманентный бенчмаркинг с тем, чтобы на этой основе обеспечить выявление и внедрение инноваций и рационализаторства. 

 

 

 

 

  1. Виды себестоимости и основные статьи затрат на производство и реализацию продукции.

 

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является качественным показателем, так как  она характеризует уровень использования  всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Себестоимость продукции конкретного  предприятия определяется условиями, в которых оно действует. Такая  себестоимость называется индивидуальной.

Если на основе индивидуальной себестоимости  предприятий определить средневзвешенную величину затрат по отрасли, такая себестоимость будет называться среднеотраслевой. Среднеотраслевая себестоимость ближе к общественно необходимым затратам труда.

Основным документом, которым руководствуются  при формировании себестоимости  продукции на предприятии является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

В целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость  продукции, применяются две взаимодополняющие  классификации: поэлементная и калькуляционная.

При группировке затрат по элементам определяются затраты  предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой  смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.

Элементы себестоимости – это однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды.

Затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по следующим элементам:

·        материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

·        затраты на оплату труда;

·        отчисления на социальные нужды;

·        амортизация основных средств;

·        прочие затраты.

Материальные затраты  отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды. 

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов.

Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.

Затраты на оплату труда  отражают затраты на оплату труда  основного производственного персонала предприятия,  включая  премии рабочим  и  служащим  за  производственные  результаты,  стимулирующие  и компенсирующие выплаты.

Отчисления на социальные нужды до недавнего времени отражали обязательные отчисления от затрат  на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисления производили по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.

С 1 янв. 2001 г. все отчисления в социальные внебюджетные фонды  заменил единый социальный налог.

Амортизация основных средств  отражает сумму амортизационных  отчислений на полное восстановление основных средств.

Прочие затраты –  это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.

Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.

Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей.

Типовая номенклатура включает следующие статьи:

1.     Сырье и материалы.

2.     Возвратные отходы (вычитаются).

3.     Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4.     Топливо и энергия на технологические цели.

5.     Заработная плата производственных рабочих.

6.     Отчисления на социальные нужды.

7.     Расходы на подготовку и освоение производства.

8.     Общепроизводственные расходы

9.     Общехозяйственные расходы.

10.   Потери от брака.

11.   Прочие производственные расходы.

12.   Коммерческие расходы.

Итог первых 9 статей образует цеховую себестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12 статей – полную себестоимость.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.

Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.

Общепроизводственные  расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.

Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи и т.д.

В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.

Статьи затрат, входящие в состав калькуляции подразделяют на простые и комплексные. Простые состоят из одного экономического элемента (заработная плата). Комплексные статьи включают несколько элементов затрат и могут быть разложены на простые составляющие (общепроизводственные, общехозяйственные расходы…).

Учет затрат необходим  для определения финансовых результатов  деятельности предприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. Учебное пособие. – М.; Финансы и статистика, 2008.

2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ  финансово- экономической деятельности  предприятия: Учебное пособие  для вузов.- М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006.

4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика  финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды себестоимости

В зависимости  от полноты учитываемых затрат различают следующие себестоимости:

  • участковая – включает все виды производственных затрат по участку;
  • производственная – включает всю сумму производственной и общеуправленческих затрат по предприятию;
  • полная – включает производственную себестоимость и затраты, связанные с рекламой и реализацией продукции.

При анализе  и планировании производственно-хозяйственной  деятельности предприятий издержки производства классифицируются по следующим  признакам:

    • по однородным экономическим элементам затрат;
    • материальные затраты;
    • расходы на оплату труда;
    • группа отчислений на социальные меры (37,5% от фонда оплаты труда);
    • амортизация основных фондов;
    • прочие расходы.

По отношению  к производственному процессу различают:

Информация о работе Экономический анализ