Экономические принципы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших средств развития международной экономики является международная торговля. Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности. С её помощью улучшается и повышается производительность труда, увеличивается объем производства.
Страны, которые экспортируют свои товары в другие государства, получают хорошую экономическую выгоду за счет развития производств, обладающих более высоким качеством и эффективностью. С другой стороны, свободный обмен товаров между государствами предоставляет потребителям возможность выбора, а также более широкого ассортимента товаров, произведенных в различных странах мира.

Содержание работы

1. Введение
2. Экономические причины международной торговли
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная МИР.docx

— 40.82 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра Управление персоналом

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

На  тему: Экономические принципы международной торговли

Подпись ФИО

« » 2013

Выполнила студентка _3_курса направления 080502

Шифр 7М120340




 

 

 

 

 

Москва2013


 

Содержание

 

1. Введение

2. Экономические причины международной торговли

3. Заключение

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших средств развития международной экономики является международная торговля. Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности. С её помощью улучшается и повышается производительность труда, увеличивается объем производства.

Страны, которые экспортируют свои товары в другие государства, получают хорошую экономическую выгоду за счет развития производств, обладающих более высоким качеством и  эффективностью. С другой стороны, свободный  обмен товаров между государствами  предоставляет потребителям возможность  выбора, а также более широкого ассортимента товаров, произведенных  в различных странах мира.

Принцип, лежащий в основе международной  торговли, показывает, что объем  выпускаемой продукции будет  наибольшим, при условии, что товар, будет выпускаться с наименьшими  издержками производства, по сравнению  с тем государством, куда будет  экспортироваться данный товар. И что  естественно, наиболее выгодным будет  приобретение товара другой страны, нежели организовывать собственное производство, которое потребует больших материальных затрат на аналогичную продукцию. Это  приводит к необходимости разработки продуманной политики, как в области национального производства, так и в сфере торговых отношений с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические причины  международной торговли

После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины  существования международной торговли.

Неравное распределение природных ресурсов. Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой — хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.

Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить  сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная  и телевизионная промышленность.

Согласно статистике, автомобили составляют 21% американского импорта и 11 % американского  экспорта. Какой же смысл ввозить  зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных  автомобилей (вполне пристойного качества) иностранцам?

Импорт — покупка жителями одной  страны товаров, изготовленных в  других государствах.

Экспорт — продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями  отечественной экономики.

Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических  условиях выращивание льна на Украине  обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут  специализироваться каждая на своем, а  потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании  льна, поставляя на Украину льняные  ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

На языке экономистов такая  основа международной специализации  производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества заключается в том, что страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она  может изготавливать с абсолютно  меньшими затратами ресурсов, чем  ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного  преимущества ведет к тому, что  человечество в целом достигает  наивысшей эффективности использования  ресурсов Земли. Возникающее в итоге  мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров  той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому  развитие международной торговли имеет  столь важное значение для всех стран  планеты и ему уделяется столь  большое внимание как правительствами, так и международными организациями.

Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.

Это стало ясно для экономической науки уже вначале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Риккардо. Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа — принципа относительного преимущества.

Принцип относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее  относительно ниже, чем в других странах.

Чтобы понять смысл этого принципа, изменим условия примера с  торговлей между Россией и  Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и  стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмам нет смысла заключать сделки с украинскими коллегами?

Для ответа на этот вопрос нужно подсчитать, НАСКОЛЬКО велико преимущество российских предприятий перед украинскими с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта.

Предположим, что российские и украинские предприятия используют одни и те же технологии изготовления цемента  и стекла и потому затраты сырья  и энергии на предприятиях обеих  стран одинаковы. Но на российских предприятиях стоят более новые установки, и потому здесь выше производительность труда.

Если взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России. Но, может, все же есть основания организовать производство товаров на Украине  таким образом, чтобы выиграли и  украинская, и российская экономики?

Да, говорит нам Давид Риккардо из XIX в., это сделать можно. Необходимо только, чтобы каждая из этих стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у нее относительное преимущество выше.

Для определения такой рациональной модели специализации проведем несложные  расчеты. Допустим, нам нужно увеличить  суммарное производство стекла в  обеих странах на 1 кв. м, но все  рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет). В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м, а Украина  снизила на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастет на 1 кв. м.

А что при этом произойдет с затратами  и ресурсами рабочего времени? Увеличение производства стекла на 3 кв. м потребовало  от России дополнительного расхода 3 ч рабочего времени. Если эти ресурсы  рабочего времени были получены за счет цементного производства (например, рабочие цементного завода перешли  на стекольный завод), то это приведет к сокращению производства цемента  на 3 т.

Посмотрим теперь на Украину. Здесь  сокращение производства стекла на 2 кв. м привело к высвобождению 8 ч  рабочего времени. Но если это время  использовать на украинских цементных  заводах, то выпуск цемента здесь  можно будет увеличить на 4 т (напомним, что в России производство цемента  упало на 3 т).

Подведем итог нашего экономического эксперимента. Сориентировав российскую экономику на увеличение производства стекла, а украинскую — на увеличение производства цемента, мы получили любопытный результат. Он состоит в том, что  при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого  из продуктов в обеих странах  возросло: Россия стала производить  настолько больше стекла, что это  на 1 кв. м превысило сокращение производства стекла на Украине; Украина стала  производить настолько больше цемента, что это на 1 т превысило сокращение производства цемента в России.

Теперь осталось только организовать торговлю между этими странами, и  обе они выиграют, получив больше и цемента, и стекла. Ключом к столь  успешной специализации стала как  раз идея относительного преимущества. Выразим ее количественно.

Россия имеет относительное  преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его  выпуска на 1 кв. м требует сокращения производства цемента только на 1 т, тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на 1 кв. м  возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т (время производства 1 кв. м стекла равно времени производства 2 т цемента).

Украина имеет преимущество перед  Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т  требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м, тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска цемента нужно уменьшить выпуск стекла на 1 т.

Иными словами, каждой стране стоит  специализироваться на производстве тех  товаров, расширение выпуска которых  сопряжено с меньшей ценой  выбора, чем в странах, которым  она хочет эти товары продавать.

В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношений  цен на внутренних и зарубежных рынках, поскольку эти соотношения, при  прочих равных условиях, соответствуют  различиям в относительной эффективности  производства товаров.

Представим себе, что цена товаров  в рассмотренном нами выше примере  определяется только затратами на оплату труда, причем один час рабочего времени  оплачивается в России в размере 5 тыс. руб., а на Украине — 10 тыс. карбованцев. Тогда цены 1 т цемента и 1 кв. м  стекла в России составят по 5 тыс. руб. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. карбованцев, а стекла — 40 тыс. карбованцев. Если теперь российский купец  экспортирует на Украину 1 кв. м стекла, то на выручку (40 тыс. карбованцев) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в  России — только одну.

Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. руб. — в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, что было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, т. е. 5 тыс. руб. (10—5), составит прибыль  нашего экономически грамотного купца.

Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа  и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой купец рассуждает так: выгодно  экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых  можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем  аналогичных товаров на отечественном  рынке.

Эту логику прекрасно изучили бесчисленные российские «челноки» — мелкие торговцы, заполнившие рынки Турции, Китая, арабских стран, Италии и Греции.

Они везли за рубеж водку, икру, изделия из металла, продавали их там, а на вырученные деньги покупали те товары местного производства (кожаную  одежду, обувь, косметику, пищевые товары), которые при продаже по сложившимся в России ценам приносили им в итоге сумму большую, чем было потрачено в России на покупку увезенных за рубеж товаров.

Точно так же строят свою коммерческую практику и огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются  в своей деятельности принципом  относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается  на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

1) наиболее рационально использовать  имеющиеся у нее ресурсы;

2) добиться наивысшего уровня  благосостояния своих граждан  с помощью операций экспорта  и импорта.

Процесс такой специализации создает  основы не только для развития мирового рынка, но и для международного разделения и кооперации труда, т. е. организации  совместной деятельности фирм различных  стран при создании определенных видов конечных благ. О том, насколько  глубоко может быть международное  разделение труда, можно судить на следующем  примере.

Житель США, покупая у американской компании «Дженерал моторе» произведенный  ею автомобиль «Понтиак», совершает  международную сделку. Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом:

Информация о работе Экономические принципы международной торговли