Экономическая сущность тарифных методов регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Файлы: 1 файл

2.Экономическая сущность тарифных мер регулирования внешней торговли.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Элементами  таможенно-тарифного регулирования  являются:

• таможенный тариф  — свод ставок таможенных пошлин;

• таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную

границу;

• таможенные операции;

• единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенного союза.

В условиях глобализации мировой экономики построение элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров.

Важнейшими  из них являются:

• соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с ее Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле

(ГАТТ);

• Конвенция  о гармонизированной системе  описания и кодирования товаров;

• Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

• другие многосторонние и двухсторонние международные  договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего

благоприятствования в торговле).

С 1 января 2010 г. на единой таможенной территории Таможенного союза вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, который утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130.

В соответствии с этими нормативными документами Единый таможенный

тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В Таможенном союзе  создана и действует единая система  таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществлен перенос всех видов контроля на внешний контур Таможенного союза, во взаимной торговле отменены ранее действовавшие правила определения страны происхождения товаров, таможенное оформление товаров и транспортных

средств осуществляется с использованием единых форм документов. С 1 сентября 2010 г. начато распределение и зачисление сумм ввозных таможенных пошлин в соответствии с договорной правовой базой Таможенного союза.

Таможенный  союз предусматривает, в дополнение к беспошлинной торговле между государствами, применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз. Обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза координирует единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия.

Основными функциями  Евразийской экономической комиссии являются:

• принятие решений  об изменении ставок Единого таможенного

тарифа;

• утверждение  перечня товаров, подлежащих нетарифному регулированию, например импортное лицензирование, запреты и ограничения на вывоз, квотирование импорта.

К актам, определяющим единые меры таможенно-тарифного регулирования, относятся уже вступившие в силу:

• Соглашение о  едином таможенно-тарифном регулировании  от

25.01.2008 г. (вступило  в силу с 01.01.2010 г.);

• Соглашение о  единых правилах определения страны происхождения

товаров от 25.01.2008 г. (вступило в силу с 01.07.2010 г.);

• Соглашение об определении таможенной стоимости  товаров,

перемещаемых  через таможенную границу Таможенного  союза

от 25.01.2008 г. (вступило в силу с 01.07.2010 г.);

• Соглашение о  правилах определения происхождения товаров из

развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 г. (вступило

в силу с 01.01.2010 г.).

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г. основными целями Единого таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров  на единую

таможенную  территорию государств — участников Таможенного

союза;

• поддержание  рационального соотношения вывоза и ввоза товаров

на единой таможенной территории государств — участников

Таможенного союза;

• создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре

производства  и потребления товаров в Таможенном союзе;

• защита экономики  Таможенного союза от неблагоприятного

воздействия иностранной  конкуренции;

• обеспечение  условий для эффективной интеграции Таможенного

союза в мировую  экономику.

Распространенным  инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

Таможенный  тариф выполняет две основные функции: протекционистская

— защита национальных товаропроизводителей — и фискальная

— обеспечение поступления  средств в доходную часть бюджета.

Несмотря на то, что таможенно-тарифное регулирование относят к протекционистским, административным методам регулирования, его применение обусловлено рядом объективных причин:

• тарифы призваны защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией, а также молодые отрасли национальной экономики от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм;

• тарифы позволяют стимулировать  совокупный спрос, что особенно важно в период циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, а также это способствует улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций. В случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой оптимальный уровень ставки тарифа, который принесет

ей чистый выигрыш;

• тарифы необходимы для  защиты отечественных производителей от демпинга(продажа товаров по искусственно заниженным ценам) и решения отдельных проблем в области внешней торговли.

Противники применения протекционистских  мер отмечают, что таможенные тарифы снижают уровень благосостояния в торгующих странах, а одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым

войнам, которые подрывают  стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Увеличение тарифа зачастую приводит к увеличению налогового бремени на потребителей. Кроме того, импортный тариф приводит к повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Тариф может привести к сокращению общего уровня занятости, защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других

связанных с ним секторах.

В результате введения тарифа возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие.

1. Эффект доходов — объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор.

2. Эффект передела  — перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Исчисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара.

3. Эффект защиты — экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика.

4. Эффект потребления — возникает в результате сокращения потребления товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Таможенный тариф строится таким образом, что уровень таможенных пошлин увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. В основе формирования таможенного тарифа лежат основные принципы: эскалация ставок таможенных пошлин; эффективного тарифа.

Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин предполагает повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки продукции (табл. 3) [12].

Принцип эффективного тарифа — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости. На ввозимую в страну готовую продукцию (например, новые виды технологического оборудования), необходимую для развития национальной экономики, ставки таможенных пошлин могут устанавливаться на нулевом или минимальном уровне.

Таким образом, таможенный тариф  является основным инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров. В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень

внутренних цен в стране.

Вместе с тем члены  Таможенного союза могут изменять ставки таможенных пошлин, если в стране наблюдается дефицит товаров. Для этого в рамках Таможенного союза Решением межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 18 утвержден Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссии Таможенного союза принимается консенсусом.

Таможенный тариф составляет основу формирования таможенной

пошлины.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров.

Таможенные пошлины участвуют  в формировании затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Ставки таможенных пошлин оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

Таможенные  пошлины используются для достижения и стратегических целей и тактических задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах социально-экономического развития страны. Отсюда вытекает важнейший принцип формирования таможенных пошлин — принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.

Принцип научной  обоснованности предполагает, что при  определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это прежде всего закон стоимости, который предусматривает необходимость эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в экономике, в результате чего отдельные отрасли приходят

в упадок.

Из принципа научной обоснованности следует, что  в условиях рыночной

экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.

Экономическая природа пошлины раскрывается в  том, что, с одной стороны, она представляет форму косвенного налога и поступает в федеральный бюджет, с другой стороны, пошлина является формой цены и имеет стоимостную основу.

Информация о работе Экономическая сущность тарифных методов регулирования ВЭД