Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Введение
Цель работы – исследовать состояние социальной инфраструктуры современного российского города, анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Объект исследования - социальная инфраструктуры современного российского города.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть генезис понятия «инфраструктура».
2. Рассмотреть состав и структура социальной инфраструктуры.
3. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико - методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры
1.1 Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры
1.2 Исследование проблем инфраструктур
Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры
2.1 Состав и структура социальной инфраструктуры
2.2 Развитие социальной инфраструктуры
Глава2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая региона экономика.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико - методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры

1.1 Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры

1.2 Исследование  проблем инфраструктур

Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры

2.1 Состав  и структура социальной инфраструктуры

2.2 Развитие  социальной инфраструктуры

Глава2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

 

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Введение

 

Переход к социально ориентированной  рыночной экономике требует более  глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного  развития и использования этого  знания в интересах созидания  нового общества. Перед современным  российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.

Научно-технический  и социальный прогресс значительно  актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических  проблем. Резко усиливается взаимовлияние  экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни. Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов - все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства.1

Цель работы – исследовать состояние  социальной инфраструктуры современного российского города, анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

 

Объект  исследования - социальная инфраструктуры современного российского города.

Задачи  исследования:

1.Рассмотреть  генезис понятия «инфраструктура».

2. Рассмотреть состав и структура социальной инфраструктуры.

      3. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования инфраструктуры

 

1.1Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры.

 

Современный этап перехода к рыночным отношениям характеризуется активными поисками системной модели, с помощью которой  должна произойти стабилизация современной  экономики в соответствии с требованиями времени и последствиями курса  реформ (в т.ч. финансово-экономические «эксперименты»). 
 
Мировой опыт свидетельствует о том, что эту задачу по силам решить эффективной рыночной инфраструктуре, которая опирается на многообразие, комплексно-системный подход и координацию взаимодействия различных субъектов рыночной экономики. 
 
Эволюция экономической мысли изволила создать значительное количество понятий «инфраструктура». 
 
Инфраструктура (лат. infra-ниже, под и лат.  structura-строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). 
 
По мнению М.П.Комарова[1] «под инфраструктурой понимается материально-техническая система, предназначенная для обеспечения и производства и социальной жизни людей». 
 
Инфраструктура экономики – совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. П. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики 
 
Инфраструктура Национальной экономики как системе присущ ряд и общесистемных, и особенных свойств. Национальная экономика является многомерной системой, включённой в мировую экономику, каждый компонент которой является тоже системой. Специфические свойства национальной экономики, которые отсутствуют у ее отдельных компонентов, и характерные системе в целом: 
 
1.один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах  
 
2.самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно; самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации не только экономических субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой; 
 
3.структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности; 
 
4.национальная экономика является динамической системой; 
 
5.национальная экономика – стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу; 
 
6.национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой системой. 
 
В современной рыночной инфраструктуре сфера ее деятельности трансформировалась и включает в себя обслуживание системы не только промышленного производства, но и социальной сферы. Базовые отрасли инфраструктуры – это строительство дорог, каналов, портов (терминалов), мостов, аэродромов, складов, энергетический комплекс, транспорт, связь, водоснабжение, канализация (жилищно-коммунальное хозяйство), образование, здравоохранение и т.п. 
 
Сущность инфраструктуры – это «комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека ». 
 
Переход России к рыночной инфраструктуре характеризуется трансформацией многоукладности экономики рыночного типа. Значимой интерпретацией экономической сущности рыночной инфраструктуры является налоговая система. 
 
С методологической точки зрения налоговая система – это совокупность налоговых отношений в общественном воспроизводстве при формировании рыночной инфраструктуры, когда все элементы ее взаимодействуют и создают реально-позитивное или иррационально-негативное сальдо баланса (валюту баланса) всех вертикальных уровней и горизонтальных звеньев налоговой системы страны. 
 
Экономическая сущность налоговой системы реализуется через налоговые функции, которые выражают степень объективности, обусловленной направленностью налоговых отношений. 
 
На основе этих функций реализуются задачи по эффективному государственному регулированию развития рыночной инфраструктуры. Реформирование налоговой системы не отрицает фискальную, стимулирующую, социальную, регулирующую и контрольно-статистическую функцию. 
 
В случае расширения сбалансированного бюджета действует традиционный эффект мультипликатора. Увеличение объема выпускаемой продукции наблюдается с учетом прироста государственных расходов и одновременно прироста налоговых поступлений и сборов в бюджет государства различного уровня. 
 
В задачи рыночной инфраструктуры входит обеспечение совокупности коммуникаций различного рода. Феномен рыночная «инфраструктура» характеризует то, что конечным результатом инфраструктурной деятельности является не что иное, как услуга. При этом в качестве объекта коммуникаций может быть продукт труда (продукция, товар), капитал, труд, информация, рейтинг и т.д. 
 
В целом современной инфраструктуре свойственны функции: 
 
1.  интеграционная (межотраслевая) ее предназначение заключается в сбалансированности элементов системы: транспорт, энергетический комплекс, связь, информационные сети и др.; 
 
2. обеспечивающая (межотраслевые органы власти: региональное и местное самоуправление, государственное управление и международное сотрудничество). 
 
Основными функциями рыночной инфраструктуры являются распределительная, коммуникационная и регулирующая. 
 
Распределительная функция рыночной инфраструктуры – это ее способность обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам. 
 
Коммуникационная функция – это организация эквивалентного обмена продуктами труда: товары, услуги, информация и т.п. 
 
Регулирующая функция рыночной инфраструктуры обеспечивает восстановление (реновацию) и уровень сбалансированности спроса и предложения на различных по рейтингу рынках. 
 
Инфраструктура выполняет также еще ряд существенно важных функций: 
 
1.     организационное оформление отношений; 
 
2.     облегчение участникам деловых отношений реализации своих интересов; 
 
3.     специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш; 
 
4.     облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

                   2. Виды инфраструктуры 
Различаются следующие виды инфраструктуры: 
 
1.     Производственная (транспорт, складское хозяйство, сметовая торговля); 
2.     Финансовая (банки, страховые компании, фирмы по оказанию иных финансовых услуг); 
3.     Информационная (телекоммуникационные компании, провайдеры, Интернет, GPRS); 
4.     Административная (органы федеральной власти, органы местного самоуправления); 
5.     Экологическая (природоохранные организации, национальные парки, заповедники); 
6.     Социально-сбытовая (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, организации, оказывающие бытовые услуги населению, организации здравоохранения); 
7.   Социальная (организации, содействующие трудоустройству граждан, образование,физическая культура и спорт, культура искусство, общественные организации, религиозные организации) 
                               3. Классификация инфраструктуры 
 
Классифицировать социальную инфраструктуру, как и любую другую, предлагается по следующим признакам: 
1.        По уровню развития социальной инфраструктуры региона (по качеству объектов инфраструктуры, и уровню удовлетворенности населения): 
 
- Высокий 
 
- Развивающийся 
 
- Отстающий 
 
- Низкий 
 
Данный признак показывает нам развитие социальной инфраструктуры, в общем, по региону. Т.е в регионе наблюдается достаточное количество организаций содействующих трудоустройству граждан, учебных заведений, организаций культуры и спорта, и т.п. Это скорее количественный признак, показывающий, что население может быть полностью удовлетворенно услугами через данные объекты. 
 
2.  По административно-региональной политике в социальной сфере: 
- проактивная социальная политика 
- реактивная социальная политика 
 
3.  По уровню доступности услуг социальной сферы населению региона: 
- услуги доступны в одинаковой степени всем слоям населения 
- доступность услуг дискриминируется по ценовой категории 
- услуги доступны населению со средним уровнем дохода и выше 
- ряд услуг доступен только населению с высоким уровнем дохода 
Данная классификация показывает качественное состояние социальной сферы региона. Баланс доступности различных видов услуг различным слоям населения. Здесь прослеживается уровень развития региона, потому что широта предоставляемых услуг еще не показывает охват населения этими услугами. Некоторый вид услуг, например образовательных, может предоставляться по высокой цене, охватывая небольшое количество граждан. 
 
4.   По составу капитала в социальной инфраструктуре региона: 
- Только государственный капитал 
- Только частный капитал 
Множество объектов, относимых к социальной структуре в начале 90 х. гг. были переданы на муниципальное обеспечение. Рынок, реагируя на потребности населения, спровоцировал создание частных агентств по трудоустройству, частных школ, ВУЗов, фитнес-клубов и т.п. В разрезе данной классификации можно сравнить регионы как по качеству услуг предоставляемых разными контрагентами, так и по доступности этих услуг населению региона.

              1.2 Исследование проблем инфраструктуры

 

Рассмотрению  некоторых проблем инфраструктуры посвятили свои исследования и географы, начиная с Н.Н. Колосовского, который в работе "Теория экономического районирования" обосновал территориальную организацию производительных сил и высказал ряд интересных предложений о комплексе условий, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства. Определенный вклад в разработку проблем инфраструктуры внесли урбанисты и архитекторы своими разработками генеральных планов развития городов и районных планировок. В их трудах была освещена роль условий жизни в системах расселения, показано их влияние на повседневную деятельность людей.

Развитие  инфраструктуры исследовалось в  работах ученых, изучающих проблемы размещения производительных сил, территориального планирования и непроизводственной сферы: А.Н. Алымова, М.К. Бандмана, Д.В. Белорусова, В.А. Жампна, В.П. Красовского, А.И. Кочерги, И.И. Панфилова, В.А. Сенникова, М.В. Солодкова и др.

Однако  и до сих пор в литературе нет  единого мнения по вопросам о сущности инфраструктуры, ее функциях, роли и  месте в жизни общества.

Первые  российские исследователи, которые  выделили инфраструктуру в качестве самостоятельного объекта исследования, прежде всего обратили внимание на то, что она предназначена обеспечивать условия эффективного развития материального производства. Так, только к производственным задачам сводил задачи инфраструктуры С.А. Хейнман, имея в виду под ней "комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство".

Следует сказать, что на этом этапе разработки научной теории инфраструктуры изучаемое  явление мыслилось еще как  некая нерасчлененная внутри целостность. Лишь несколько позже А.Е. Пробст определил инфраструктуру как базу для дальнейшего хозяйственного освоения территории, для развития всех отраслей хозяйства.

Постепенно  и среди других ученых получила большое  распространение трактовка инфраструктуры не только как условий развития и  функционирования материального производства, но и как условий эффективного решения важных социальных задач  развития общества. Так, Л. Абалкин, Г. Григорян, В. Мотылев рассматривают инфраструктуру в качестве совокупности "обслуживающих  отраслей общего пользования (энергетика, транспорт, связь, научные учреждения, общее и профессиональное образование)". С.А. Дебабов определил инфраструктуру как "сочетание созданных на территории региона хозяйственных объектов (основных фондов) и проводимых инженерно-технических мероприятий для обеспечения материального производства и нормальных условий проживания населения. Рассматривая проблемы развития инфраструктуры, некоторые исследователи подчеркивали необходимость создания "условий для обеспечения тех или иных видов общественной деятельности на определенной территории".

Таким образом, этот небольшой перечень мнений показывает, что постепенно складывается более  или менее единая точка зрения на смысл понятия "инфраструктура", под которым теперь, как правило, имеют в виду условия эффективного развития не только материального производства, но и других сфер общественной жизни. Вначале было обращено внимание на тот факт, что многие элементы инфраструктуры - транспорт, дороги, линии энергоснабжения - выполняют определенные социальные функции. Когда же значительно выросла материально-техническая база образования, культуры, здравоохранения, быта и т. д., т. е. всего того, что, не имея непосредственной связи с материальным производством, нацелено на создание благоприятных условий для решения задач всестороннего и гармоничного развития личности, было признано необходимым выделить и специально исследовать также и эту часть инфраструктуры, которая несколько позже получила название социальной.2

Однако  проблемы социальной инфраструктуры все  еще не стали предметом особого  рассмотрения. Практически до сих  пор в научной литературе нет  самостоятельных монографических  исследований, целиком посвященных  ее развитию. В связи с этим стало  необходимо уточнить понимание сущности инфраструктуры ибо, как справедливо  пишет Ю.И. Соколов, отсутствие "приемлемых определений инфраструктуры, ее состава, классификации элементов, обоснования  типов развития" серьезно влияет на развитие экономики страны.

 

 

Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры

 

2.1 Состав и структура социальной  инфраструктуры

 

В настоящее  время усилилось внимание науки  и практики к проблемам развития инфраструктуры. Общие и специфические  проблемы ее развития нашли отражение  в трудах российских и зарубежных социологов и экономистов, были предметом  обсуждения на многочисленных конференциях как внутри страны, так и за рубежом 

Столь пристальное  внимание к проблемам инфраструктуры объясняется, во-первых тем, что она все более становится составной частью воспроизводственного процесса, поглощает значительную часть капитальных вложении и трудовых ресурсов; во-вторых, дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве повышает нагрузку на отрасли экономики, призванные обслуживать все более усложняющееся и расширяющееся общественное производство, создавать материальные условия для нормальной жизнедеятельности населения, функционирования общественных и межгосударственных отношений; в-третьих, в теоретическом плане инфраструктура представляет собой пока еще малоисследованную сферу экономики.

Информация о работе Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры