Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:56, реферат

Описание работы

Процесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………….
1.Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия. ………………………………..
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории……………………………………
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия……………………………………
1.3 Классификация доходов и расходов предприятия……………………………………
1.4 Методы расчета рентабельности …………....
1.5 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности …………….........................
Заключение………………………………………………..
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

MOSKOVSKIJ_BANKOVSKIJ_INSTITUT.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке — метод начислений и по оплате — кассовый метод.

Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На выручку от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении [8, 525-527]. Выручка от реализации определяется по формуле 1.1.5:

 

            n

В = ∑ Ni • Цi ,                                                                                        (1.1.5)

                i=1

где: Ni – количество произведенной и реализованной потребителям i-й

        продукции  в натуральном выражении;

        Цi – цена реализованной i-й продукции, руб.;

        n – число позиций реализуемой продукции, шт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Методы расчета рентабельности

По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод.   Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:

 

Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) * 100%       

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Выражается отношением:

 

Рпр = (Пр / З) *100%      

 

Рпр – рентабельность продукции, Пр – прибыль от реализации продукции, З - затраты.

 

Также существует рентабельность  собственных средств. Можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.

 

Рcс = Чистая прибыль    * 100%

 

 Собственный капитал

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, рассчитывается отношением бухгалтерской (чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:

 

Рф = Пб/(ОФ+МОС)*100%

 

ОФ – ср. годовая стоимость основных ПФ, МОС – ср. годовая стоимость материальных оборотных средств.[9]

 

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

1.5 Пути  повышения прибыли и уровня  рентабельности

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане это следующие мероприятия:

 

1. Увеличение выпуска продукции;

 

2. Улучшение качества продукции;

 

3. Продажа излишнего оборудования  и другого имущества или сдача  его в 

 

аренду;

 

4. Снижение себестоимости продукции  за счет более рационального

 

использования материальных ресурсов, производственных мощностей и

 

площадей, рабочей силы и рабочего времени;

 

5. Диверсификация производства;

 

6. Расширение рынка продаж.

 

Из перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

 

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для  объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1 .Сергеев И.В., Экономика организаций (предприятий). – М., 2006 г. – с. 442 –449.

 

2 . Воронин С., О методике расчета  рентабельности в реальном секторе

 

экономики // Общество и экономика. - № 2, 2005 г. – с. 84 – 100

 

3 .Зайцев Н.Л., Экономика организаций. – 2.-е изд., М.,: Экзамен, 2004 г. – с.

 

624 - 630.

4.Ульянов И. О качестве расчетов  нормы прибыли.// Экономист. 2006. - №5

 

5. . Экономика предприятия: Учебник  для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006

6. Гусаров В.М. Статистика: Учебное  пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ  – ДАНА, 2001

 

7. Самсонова Н.Ф., Финансовый менеджмент. – М., 2002 г. – с. 363 – 399.

 

8. http://ru.wikipedia.org/


Информация о работе Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия