Экономическая эффективность научно-технического прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие организации-организации, чья деятельность направлена на получение прибыли от имеющихся в их распоряжении различного вида ресурсов.
Не коммерческие организации - это организации, чья деятельность не преследуют своей основной целью получение прибыли и не распределяющая получаемую прибыль между своими участниками
Основные принципы становления менеджмента как науки до 20 века и на протяжении 20 века: концепция научного управления,
административного управления; концепция управления с позиции человеческих отношений; управление с позиции науки поведения,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………........4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.
1.1.Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации производства…………………………………………………………..…………6
1.2. Основные направления научно-технического прогресса………….……..7
1.3. Виды и расчет эффективности…………..…………………..……………19
2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В РОССИИ
2.1.Новая промышленная (технологическая) политика России………….....30
2.2.Инновации и стратегическое управление в научно-техническом прогрессе………..................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………...…………………………....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………........54

Файлы: 1 файл

экономика курсовик.docx

— 78.45 Кб (Скачать файл)

          Все эти результаты - следствие того, что в предшествующий период Правительству не удалось как-то инициировать структурные сдвиги в производстве. Оно, по существу, отрицало необходимость проведения государственной промышленной (технологической) политики в народном хозяйстве. Структурная политика была заменена курсом на создание рыночной экономики ускоренными темпами, что на практике привело к явлениям структурного распада народнохозяйственного комплекса. Был потерян контроль над управлением экономикой как совокупностью отраслей и производств. Многие радикальные реформаторы сознательно отказывались разрабатывать на государственном уровне стратегию и тактику решения структурных проблем, сохранения и укрепления научно-производственного потенциала. Широкое распространение получило мнение о том, что "лучшая структурная политика - это отсутствие таковой", поскольку само ее понятие противоречит сущности монетаристского курса, когда потребности должны стихийно определять структуру. 
 Уповать на рынок в процессе преобразования структуры производства было достаточно опрометчивым делом в условиях, когда этот рынок только зарождался и формирование рыночных структур происходило главным образом, если не исключительно, в сфере обращения. Эти структуры отказывались участвовать в инвестиционном процессе. Кроме того, полная либерализация внешнеэкономической деятельности сделала отечественную обрабатывающую промышленность неконкурентоспособной. 
 Государство призвано разрабатывать и проводить в жизнь долгосрочную промышленную политику. В сложившейся ситуации в экономике рынок не может выявить приоритеты и тем более обеспечить концентрацию ресурсов на избранных направлениях. 
 Вполне возможно, что прежде чем родится спрос на высокотехнологичные изделия отечественного производства, этот сектор российской промышленности вообще исчезнет.

          Отсюда вновь стали востребованными теории "дирижизма", популярные в свое время на Западе, широко использованные в новых индустриальных странах, где государство активно помогало новым отраслям промышленности быстро становиться на ноги и занимать свою нишу на международном рынке. В России в начале 90-х годов выдвигались в этом плане идеи создания 150-200 крупных промышленных корпораций на базе бывших отраслевых главков и трестов, которые выполняли бы роль своеобразных ТНК, организовали бы производство и стимулировали технический прогресс. Однако эти идеи не нашли поддержки, поскольку подобные корпорации сильно напоминали бывшие социалистические "монополии". 
 В настоящее время усиление государственного регулирования экономики предполагается осуществлять, используя избранные "точки роста" и организовывая их превращение в мощные технологические комплексы - локомотивы технического прогресса, способные "вытащить" экономику страны из состояния разрухи. "Точки роста" - это высокотехнологичные производства, способные через технологические цепочки выводить сопряженные отрасли на новый уровень развития. Одно время в качестве такой точки роста рассматривалась, например, автомобильная промышленность. Имелось в виду, что потребность в современном народном автомобиле обусловит крупные структурные сдвиги во всей промышленности, начиная от металлургии и кончая электрооборудованием, лаками и красками.

          Очень часто в качестве "точки роста" называют авиационную промышленность - мирового лидера в этой области. В целом имеется не менее тысячи различных инвестиционных и конверсионных проектов, связанных с высокими технологиями, технологическими достижениями, не известными на Западе.

          Это могут быть экранопланы и криогенная техника, станки-плазмотроны и газо-химические генераторы, новейшие виды вооружений и приборы голографии, и многое другое. 
 Каждое из этих производств могло бы завоевать свою нишу на мировом рынке, поскольку они основаны на революционных преобразованиях в технологии. 
 Все дело, однако, в том, как обеспечить финансирование этих проектов, в каких организационных рамках они будут реализовываться.

Следует учитывать, что государство вынуждено направлять часть своих капиталовложений не на поддержку высокотехнологичных производств, а на вливание в те отрасли, окончательный распад которых имел бы далеко идущие социальные последствия.  В этих условиях большие надежды связаны с возможностью использования свободных денежных ресурсов коммерческих банков, которые, по разным, оценкам, составляют от 30 до 40 трлн. руб. и в принципе могут быть использованы в качестве инвестиций. Помимо этого за рубежом находится около 80 млрд. долл., принадлежащих различным российским коммерческим структурам и гражданам. 
 В этой связи в России формируется в настоящее время промышленно-финансовые группы (далее ФПГ), призванные аккумулировать свободные денежные ресурсы и направлять их на финансирование развития приоритетных отраслей и производств. Предполагается объединение капиталов промышленных компаний и коммерческих банков для акционирования предприятий в рамках определенных проектов при сохранении государственного влияния на их выполнение. Все участники инвестиционного процесса смогут непосредственно, участвовать в прибылях предприятий. Государство будет входить в долю имущества ФПГ своим капиталом в виде контрольных пакетов акций. Деятельность ФПГ непосредственно связана с функционированием межотраслевых холдинговых компаний, объединяющих предприятия различных форм собственности, в их состав входят страховые и торговые организации. 
 Государство надеется с помощью ФПГ лучше контролировать и регулировать хозяйственную деятельность в стране, проводить селективную структурную политику. Это новое управленческое звено должно быть связано механизмом согласований и рекомендаций с высшими органами государственного регулирования. Взамен за обязательства следовать в своей деятельности этим рекомендациям государство поддерживает ФПГ путем предоставления различных льгот в области банковской и внешнеэкономической деятельности, при налогообложении. Образно говоря, ФПГ - это возрождение государственного управления производством и прикладной наукой руками крупного бизнеса, в котором государство помимо прочего участвует и как хозяйствующий субъект. ФПГ призваны заполнить управленческий вакуум, образовавшийся после упразднения отраслевых министерств и их главков, поднять утерянную нить государственного воздействия на процессы, происходящие в народном хозяйстве. А это должны быть прежде всего структурные преобразования. 
 Важная задача, стоящая перед финансово-промышленными группами, - это продвижение отечественных высокотехнологичных изделий на мировой рынок. Торговля этой продукцией находится под жестким контролем западных государств, которые препятствуют проникновению российских товаров на свои рынки. Наблюдаются попытки прямой дискредитации достаточно конкурентоспособных машин и оборудования, других товаров из России. Характерно, что нашей стране, ведущей в ряде направлений освоения космоса, до последнего времени принадлежало лишь 0,1 % мирового космического рынка. 
 В своем послании Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" Президент Российской Федерации среди прочих задач указал на необходимость остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым. Была подчеркнута важность активных структурных преобразований на основе выведения неэффективных производств и поддержки "точек роста".

          Следует еще раз напомнить, что Россия остается одной из пяти стран мира, способных создавать сверхмощные научно-технологические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. Страна обладает 3000 высоких технологий, не известных западным производителям. 
 Однако сложившийся механизм перемещения производственного капитала в валютные накопления и спекулятивные операции не позволяют осуществлять структурную перестройку экономики. 
  

2.2. Инновации и стратегическое управление в научно-техническом прогрессе.

 

  Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада. Влияние новых технологий оказывается столь всеобъемлющим и нарастающим, что возникает острая необходимость исследования взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и содержанием методов стратегического управления предприятием.

          Ежедневно на рынке появляются все новые и новые товары и услуги. Расширение спектра инструментов фондового и валютного рынков исчисляется десятками и даже сотнями. Происходит постоянное совершенствование существующих и появление новых продуктов потребления. Ассортиментный ряд расширяется быстротечно. Вот, например, одно из описаний последней новинки в линии пылесосов Electrolux Oxygen: «Все пылесосы серии оснащены гипоаллергенной системой, герметичным корпусом, антибактериальным мешком-пылесборником, дистанционным управлением с инфракрасным индикатором, а также индикатором контроля за наполнением пылесборника». Даже сегодня такое описание кажется новаторским. Другое новаторство - это всемирная компьютерная сеть. По оценкам специалистов, в ближайшее десятилетие объемы электронной купли-продажи через Интернет достигнут в развитых странах до 10% всего объема розничной торговли. В целом в ХХ веке наиболее значимыми научно-техническими достижениями человечество признало появление банков крови и центрального отопления, изобретение персонального компьютера и ксерокса, открытие антибиотиков и пищевых ароматизаторов. Все эти вновь появляющиеся технологии принесли в себе огромные возможности для сферы образования, здравоохранения, бизнеса, средств коммуникации. Однако наряду с позитивными изменениями для жизнеобеспечения людей последствия научно-технического прогресса носят и негативный характер. Речь идет об усилении турбулентности во внешней среде, прежде всего, за счет развития новых технологий  и производств. 
 Традиционные методы управления и регулирования экономики больше не действуют. И так как замедлять развитие НТП неразумно, а устранить его влияние на изменение привычного экономического климата невозможно, то объективно неизбежно возникает необходимость выработки новых методов управления. Так, Правительство уже сейчас задается вопросом о том, как осуществлять фискальный контроль той же Интернет-торговли. 
 Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX и XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке. Основное их отличие состоит в следующем. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к знаниям. Так, для того, чтобы создать персональный компьютер, ставший для нас уже привычным, потребовалось «соединить» воедино целый комплекс ключевых научных знаний: двоичную систему исчисления, математическую логику, употребление перфокарты, принципы обратной связи и программного обеспечения. 
 Так или иначе, инновации - это бум во всем цивилизованном мире. Специалисты прогнозируют, что то предприятие, тот регион или та страна, которые окажутся не способными наращивать свой научно-технологический потенциал, будут обречены как минимум на глубокую зависимость, а скорее на поглощение (прямое или косвенное) другими инновационно сильными предприятиями, регионами, государствами. По оценкам специалистов, уже через четверть века это станет реальностью. 
 В связи с наметившимся переходом к экономике высоких технологий теоретики, т.е. сфера науки и образования, и практики, т.е. руководители предприятий и организаций, все чаще задаются вопросом о том, каковы самые современные принципы и тенденции в методологии инновационного управления? Инновации принято считать не только залогом устойчивого экономического развития, но и связывать с венчурным, а значит рисковым предпринимательством. Да, в инновационной деятельности не обойтись без риска. Но по существу вся экономическая деятельность связана с неопределенностью результата, а вкладывать ресурсы в день вчерашний намного рискованнее, чем в день завтрашний. Как показывает передовой зарубежный и ведущий отечественный опыт, внедрение инноваций может оказаться высоко рискованным только для тех, кто не обладает достаточной компетентностью и не владеет современной методологией. Отсюда, представим краткий обзор самых современных идей и мыслей по вопросам управления новыми технологиями и, прежде всего, определим для себя, какие инновации будем рассматривать в первую очередь.

          Итак, экономическая наука выделяет восемь ключевых пространств или основных сфер деятельности, в границах которых предприятие определяет свои главные цели, это: положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность и инновационная деятельность. При принятии долгосрочных решений перед предприятием стоит вся совокупность выделенных стратегических целей, однако, в определенные этапы экономического развития некоторые из них являются более значимыми, чем другие. Ситуационный анализ стратегических целей предприятия показывает, что в настоящее время наиболее важными являются цели в области научных исследований и разработок. 
 Среду предприятия мы рассматриваем традиционно как состоящую из трех сфер: общего (политика и экономика, НТП, общество и экология), непосредственного (поставщики и потребители, конкуренты, акционеры и кредиторы) и внутреннего окружения (маркетинг, производство, финансы и персонал). Развитие новых технологий оказывает существенное влияние на каждый из выделенных элементов в отдельности, начиная от принятия политических решений и заканчивая продвижением персонала по службе. В совокупности давление оказывается столь значительным, что игнорировать или контролировать этот процесс представляется невозможным. Продемонстрировать эту тенденцию наиболее иллюстративно можно на примере эволюции компьютеров. Появление электронных машин, с одной стороны, стало смертоносным для индустрии машинописного оборудования, с другой стороны, дало новый толчок, оказалось судьбоносным практически для всех отраслей промышленности. Рождение компьютерного производства изменило жизнь всего человечества. Авиация, автомобили, банковская система, фондовый рынок, сфера развлечений, образование - все были вынуждены чуть ли не в один день изменить привычный уклад своей деятельности. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научно-технический прогресс - это  процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования  предметов труда, форм и методов организации производства и труда. 
 На определенном этапе вследствие коренных, принципиальных преобразований производительных сил возникает революционная ситуация. Такая форма научно-технического развития называется научно-технической революцией. 
 Научно-технический прогресс (в любой его форме, как эволюционной, так и революционной) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. 
 Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Экономический эффект НТП - результат  научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды. 
 Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту. 
 Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

Научно-технический прогресс оказывает  непосредственное воздействие на сельское хозяйство через важнейшие направления  его развития, которые выступают  в качестве материально-вещественных, экономических и организационных факторов воспроизводства.Научно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и использование научных знаний обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках высоких технологий, экономический рост в этих странах.

Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической  деятельности, обороноспособность, защищенность личности и общества от воздействия  неблагоприятных природных и  антропогенных факторов. 
 Однако люди принимают как данное все удобства современной цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями, но и скорейшим внедрением результатов научно-технического прогресса в повседневную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гулькин П. Венчурное инвестирование - немного истории и статистики Рынок ценных бумаг. 2009.№6. 
2. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер Финансы. 2007. №1. 
3. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник под ред. Бора. М., 2008. 
4. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 
5. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы Экономист. 2008. №2 
6..Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности Экономист. 2009. №3. 
7. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики Экономист. 2000. №6 
8. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2007. 
9.Прогноз функционирования экономики Российской Федерации Экономист. 2008. №6. 
10. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 2009. 
11.Ф. Глисин., Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики №6 2007. 
12.С. Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. - М: Туран 2007. 
13.В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации. 2007 
14.Л. Бжилянская, Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. Экономист №3 2008 
15. Перспективные направления НТП в растениеводстве. Сборник научных докладов международной научно-практической конференции «Земледельческая механика в растениеводстве». Том 1. - М.: ВИМ, 2007, д.э.н. В.М. Баутин 
16. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. «Экономика организации» учебник М: ИНФРА-М, 2007.

Информация о работе Экономическая эффективность научно-технического прогресса