Экономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить порядок проведения экономической деятельности предприятия на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».
С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучена учебная литература по экономической оценке деятельности предприятия;
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЗМУ КЧХК»;
Выявлена экономическая эффективность деятельности ОАО «ЗМУ КЧХК».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия, перспективы развития……………………………………………………….5
Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития……………….5
Пути повышения эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………9
Экономическая оценка деятельности предприятия……………………….12
Характеристика организационной структуры, размера и специализации предприятия………………………………………….12
Оценка уровня использования производственных ресурсов………16
Оценка ликвидности и финансовой независимости………………..20
Оценка прибыльности и рентабельности……………………………27
Характеристика производства и сбыта……………………………...32
Факторы, обусловливающие финансовые результаты……………………38
Выводы и предложения……………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 362.27 Кб (Скачать файл)

Коэффициент маневренности  собственных средств 2011г = (15 776 850тыс.р. – 6 346 042тыс.р.) / 15 776 850тыс.р. = 0,6.

Он показывает, какая часть  собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения (в 2011 году коэффициент равен 0,6) коэффициента маневренности свидетельствуют о незначительном росте финансовой устойчивости предприятия. Значение коэффициента маневренности ниже допустимого уровня (а, именно с 2008 года по 2010 год), т.е. значительная часть собственных средств предприятия закреплена в ценностях иммобильного характера, которые являются менее ликвидными, т.е. не могут быть достаточно быстро преобразованы в денежную наличность.

  • Индекс постоянного актива = внеоборотные активы / капитал и резервы

Индекс постоянного актива 2008г = 6 649 549тыс.р. / 4 670 869тыс.р.

= 1,4.

Индекс постоянного актива 2009г = 7 204 204тыс.р. / 2 826 479тыс.р.

= 2,5.

Индекс постоянного актива 2010г = 4 741 500тыс.р. / 6 254 575тыс.р.

= 0,8.

Индекс постоянного актива 2011г = 6 346 042тыс.р. / 15 776 850тыс.р

= 0,4.

Этот индекс показывает, какая  доля собственных источников средств направляется на покрытие внеоборотных активов, т.е. основной части производственного потенциала предприятия. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в т.ч. оборотных средств. Коэффициент маневренности собственных средств + Индекс постоянного актива = 1.

  • Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств = долгосрочные кредиты и займы / все обязательства (вся сумма задолженности)

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств 2008г = 15 037тыс.р. / (183 450тыс.р. + 12 972 362тыс.р) = 0,001.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств 2009г = 1 001 589тыс.р. / (1 196 729тыс.р. + 8 293 296тыс.р) = 0,1.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств 2010г = 822 876тыс.р. / (986 207тыс.р. + 7 436 796тыс.р.) = 0,1.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств 2011г = 1 000 000тыс.р. / (1 301 227тыс.р. + 6 804 788тыс.р.) = 0,1.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. Если оно за счет кредиторов активно расширяет производство, то происходит существенный рост показателя.

По данным коэффициентам можно сделать общий вывод, что предприятие ОАО «ЗМУ КЧХК» в состоянии погашать все виды обязательств на дату составления баланса, используя собственные средства. Платежеспособность и финансовая устойчивость на конец анализируемого периода у предприятия находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка прибыльности и рентабельности

 

Прибыль предприятия – разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов  предпринимательства (организаций  и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская  деятельность. Оценка прибыльности осуществляется в результате рассмотрения отчета о прибылях и убытках (Приложение Б). В отечественной практике последовательно рассчитываются следующие виды прибыли:

  • Валовая прибыль = выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Валовая прибыль 2008 год = 10 817 921тыс.р. – 3 517 330тыс.р. = 7 300 591тыс.р.

Валовая прибыль 2009 год = 12 203 003тыс.р. – 6 841 372тыс.р. = 5 361 631тыс.р.

Валовая прибыль 2010 год = 16 005 899тыс.р. – 7 427 750тыс.р. = 8 578 149тыс.р.

Валовая прибыль 2011 год = 23 250 344тыс.р. – 8 780 011тыс.р. = 14 470 333тыс.р.

  • Прибыль (убыток) от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы и управленческие расходы.

Прибыль (убыток) от продаж 2008 год  = 7 300 591тыс.р. – (2 572 312тыс.р. + 762 851тыс.р.) = 3 965 428тыс.р.

Прибыль (убыток) от продаж 2009 год  = 5 361 631тыс.р. – (3 738 955тыс.р. + 947 093тыс.р.) = 675 583тыс.р.

Прибыль (убыток) от продаж 2010 год  = 8 578 149тыс.р. – (3 209 457тыс.р. + 742 963тыс.р.) = 4 625 729тыс.р.

Прибыль (убыток) от продаж 2011 год  = 14 470 333тыс.р. – (4 159 314тыс.р. + 797 059тыс.р.) = 9 513 960тыс.р.

  • Прибыль (убыток до налогообложения), (Приложение Б, строчка 140) = прибыль (убыток) от продаж + прочие доходы – прочие расходы.
  • Чистая прибыль (Приложение Б, строчка 190) = прибыль (убыток) до налогообложения – налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
  • Маржинальный доход = выручка от продаж – переменные издержки.

Маржинальный доход 2008 год = 10 817 921тыс.р. – 3 517 330тыс.р. = 7 300 591тыс.р.

Маржинальный доход 2009 год = 12 203 003тыс.р. – 6 841 372тыс.р. = 5 361 631тыс.р.

Маржинальный доход 2010 год = 16 005 899тыс.р. – 7 427 750тыс.р. = 8 578 149тыс.р.

Маржинальный доход 2011 год = 23 250 344тыс.р. – 8 780 011тыс.р. = 14 470 333тыс.р.

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

  • Коэффициент покрытия = маржинальный доход / выручка от продаж.

Коэффициент покрытия 2008 год  = 7 300 591тыс.р. / 10 817 921тыс.р. = 0,7

Коэффициент покрытия 2009 год  = 5 361 631тыс.р. / 12 203 003тыс.р. = 0,4

Коэффициент покрытия 2010 год  = 8 578 149тыс.р. / 16 005 899тыс.р. = 0,5

Коэффициент покрытия 2011 год  = 14 470 333тыс.р. / 23 250344тыс.р. = 0,6

Коэффициент покрытия показывает способность предприятия погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем значение коэффициента больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Этот показатель учитывает, что не все активы можно реализовать в срочном порядке. Уменьшение коэффициента покрытия на предприятии является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов:

-  снижение цены реализации;

- рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен);

- ухудшение структуры сбыта, т.е. уменьшение в производственной программе предприятия доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия. [23]

  • Критическая точка (бесприбыльный оборот), тыс. руб. = постоянные издержки / коэффициент покрытия.

Критическая точка 2008 год = 3 335 163тыс.р. / 0,7 = 4 764 519тыс.р.

Критическая точка 2009 год = 4 686 048тыс.р. / 0,4 = 11 715 120тыс.р.

Критическая точка 2010 год = 3 952 420тыс.р. / 0,5 = 7 904 840тыс.р.

Критическая точка 2011 год = 4 956 373тыс.р. / 0,6 = 8 260 622тыс.р.

Бесприбыльный оборот исчисляется  в стоимостных единицах измерения  и показывает минимально допустимую валовую выручку предприятия. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности предприятия. Иными словами, предприятие  становится более уязвимым на случай незапланированного снижения объемов  реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень  уязвимости предприятия в данном случае может быть определена показателем  – запас надежности. [1]

  • Запас финансовой прочности (запас надежности), % = (оборот (выручка от продаж) – бесприбыльный оборот) / оборот (выручка от продаж) * 100.

Запас финансовой прочности 2008 год = (10 817 921тыс.р. – 4 764 519тыс.р.) / 10 817 921тыс.р. * 100 = 56,0

Запас финансовой прочности 2009 год = (12 203 003тыс.р. – 11 715 120тыс.р) / 12 203 003тыс.р. * 100 = 4,0

Запас финансовой прочности 2010 год = (16 005 899тыс.р. – 7 904 840тыс.р.) / 16 005 899тыс.р. * 100 = 50,6

Запас финансовой прочности 2011 год = (23 250 344тыс.р. – 8 260 622тыс.р.) / 23 250 344тыс.р. * 100 = 64,5

Насколько далеко предприятие  от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка. 

Рентабельность (убыточность) – основной показатель эффективности  деятельности предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором предприятие не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Рассчитываются следующие  показатели рентабельности:

  • Рентабельность активов, % = прибыль до налогообложения (чистая прибыль) / активы * 100.

Рентабельность активов 2008 год = 1 963 322тыс.р. / 17 826 681тыс.р. * 100 = 11%.

Рентабельность активов 2009 год = 179 514тыс.р. / 12 316 504тыс.р. * 100 = 1,5%.

Рентабельность активов 2010 год = 3 359 190тыс.р. / 14 677 578тыс.р. * 100 = 22,9%.

Рентабельность активов 2011 год = 7 888 422тыс.р. / 23 882 865тыс.р. * 100 = 33%.

Коэффициент показывает способность  организации генерировать прибыль  без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов.

В результате расчета получается величина чистой прибыли с каждого  рубля вложенного в активы организации. Часто, чтобы получить более наглядное, процентное соотношение в формуле  используют умножение на 100. В этом случае показатель также можно интерпретировать как "сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в активы организации". Как видно на данном примере (ОАО «ЗМУ КЧХК») мы видим постепенное увеличение показателя рентабельность активов с 11% до 33%. Это значит, что каждый рубль, вложенный предприятием ОАО «ЗМУ КЧХК» в свои активы приносит год от года больше прибыли.

  • Рентабельность продаж, % = прибыль до налогообложения (прибыль от продаж, чистая прибыль) / выручка от продаж * 100.

Рентабельность продаж 2008 год = 3 965 428тыс.р. / 10 817 921тыс.р. * 100 = 36,7%.

Рентабельность продаж 2009 год = 675 583тыс.р. / 12 203 003тыс.р. * 100 = 5,5%.

Рентабельность продаж 2010 год = 4 625 729тыс.р. / 16 005 899тыс.р. * 100 = 28,9%.

Рентабельность продаж 2011 год = 9 513 960тыс.р. / 23 250 344тыс.р. = 100 = 40,9%.

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля  проданной продукции. Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние дел.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший  аспект деятельности компании - реализацию основной продукции.

Можно выявить влияние  факторов на рентабельность активов, рассмотрев взаимосвязь показателей рентабельность активов и рентабельность продаж. Рентабельность активов = рентабельность продаж * число оборотов активов, где  число оборотов активов = выручка  от продаж / активы.

Рентабельность активов 2008 год = 36,7% * 0,6 = 22,02.

Рентабельность активов 2009 год = 5,5% * 1 = 5,5.

Рентабельность активов 2010 год = 28,9% * 1,1 = 31,8.

Рентабельность активов 2011 год = 40,9% * 1 = 40,9.

Рентабельность активов  может изменяться либо в результате изменения рентабельности продаж, либо – числа оборотов активов, либо –  обоих показателей. Увеличение рентабельности продаж свидетельствует об укреплении позиций предприятия на рынке сбыта, при этом растет доля прибыли в цене. Рост числа оборотов капитала характеризует повышение деловой активности персонала предприятия.  

  • Рентабельность собственного капитала, % = чистая прибыль / собственный капитал * 100.

Рентабельность собственного капитала 2008 год = 1 963 322тыс.р. / [0,5 * (1 924 308тыс.р. + 2 948 385тыс.р.)] * 100 = 81%.

Рентабельность собственного капитала 2009 год = 179 514тыс.р. / [0,5 * (4 670 869тыс.р. + 2 826 479тыс.р.)] * 100 = 5%.

Рентабельность собственного капитала 2010 год = 3 359 190тыс.р. / [0,5 * (2 826 479 + 6 254 575тыс.р.)] * 100 = 74%.

Рентабельность собственного капитала 2011 год = 7 888 422тыс.р. / [0,5 * (6 254 575тыс.р. + 15 776 850тыс.р.)] * 100 = 72%.

Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Собственники получают рентабельность от своих инвестиций в виде вкладов  в уставный капитал.

 

 

    1. Характеристика производства и сбыта

 

Существующая технология ОАО «ЗМУ КЧХК» на 2012 год производства аммиака, ресурсо- и энергопотребление на предприятии существенно выше, чем на современных производствах, введенных в эксплуатацию в последние годы. На данный момент конкурентным преимуществом ОАО «ЗМУ КЧХК» является дешевый природный газ. Этот факт говорит о том, что без реальной модернизации существующего производства, ввиду вероятного роста цен на исходное сырье, себестоимость продукции существенно возрастет.

Информация о работе Экономическая деятельность предприятия