Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы провести оценку экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……6
Общее понятие экономической безопасности………………………….6
Экономическая безопасность как вид государственной безопасности…………………………………………………………….10
Внутренние и внешние угрозы, воздействующие на экономическую безопасность…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………………21
Валовой внутренний продукт………………………………………….21
Демографические показатели…………………………………………22
Индикаторы уровня жизни населения…………………………………23
Энергетическая безопасность………………………………………….25
Внешнеэкономическая деятельность………………………………….26
Необходимые меры и действия для обеспечения экономической безопасности страны…………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….34

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах («бегство капитала») - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод «авансом» под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- унаследованная  от прошлого структурная деформированность  экономики;

- низкая  конкурентоспособность национальной  экономики, вызванная отсталостью  технологической базы большинства  отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью;

- высокий  уровень монополизации экономики;

- высокий  уровень инфляции;

- недостаточная  развитость и устойчивость объектов  инфраструктуры;

-слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

- ухудшение  состояния научно-технического потенциала  страны, потеря ведущих позиций  на отдельных направлениях научно-технического  развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

-вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

- тенденции  регионального сепаратизма и  высокий уровень отраслевого  лоббизма при принятии управленческих  решений;

- низкая  инвестиционная активность;

- предпочтение  текущих расходов в ущерб капитальным;

- потенциальная  угроза возникновения социальных  конфликтов, в том числе из-за  несовершенства механизма оплаты  труда, роста безработицы, стратификации  населения, снижения качества и  уровня образования;

- несовершенство  правового законодательства, монопольное  положение и недобросовестность  действий ряда экономических  субъектов на внутреннем и  внешнем рынке, их низкая правовая  дисциплина;

- низкая  финансовая и договорная дисциплина  агентов Рынка;

-криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

- массовое  сокрытие доходов и уклонение  от уплаты Налогов;

- незаконный  перевод финансовых средств за  границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и

устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

- в экономических  отношениях хозяйствования и  управления;

- в социальной  сфере;

- в состоянии  окружающей среды

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

2.1 Валовой внутренний продукт

 

 

Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП — один из сводных показателей системы национальных счетов, получивший с переходом России на эту систему статус основной характеристики национальной экономической деятельности. Принято различать номинальный ВВП - стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель. Рассмотрим данный показатель в динамике.

 

 

Таблица 2.1 – Динамика реального объема произведенного ВВП в %  к предыдущему году

 

Показатели:

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

105,6

92,1

104,0

Инвестиции в основной капитал

109,8

83,8

106,1

Ввод в действие жилой площади

105,3

93,5

97,0

Объем промышленной продукции

102,1

89,2

108,2

Добыча полезных ископаемых

100,2

99,4

103,6

Обрабатывающие производства

103,2

84,8

111,8

Производство электроэнергии, газа, воды

101,4

96,1

104,1

Продукция сельского хозяйства

110,8

101,2

88,1

Грузооборот транспорта

100,7

89,8

106,9

Оборот розничной торговли

113,5

95,1

104,4

Платные услуги населению

104,9

95,8

101,4

Внешнеторговый оборот

132,2

64,9

130,5

Реальные располагаемые денежные доходы

102,7

102,3

104,3

Реальная заработная плата

109,7

96,5

104,2

Общая численность безработных

104,4

131,7

89,1

Численность официально

зарегистрированных безработных

89,7

148,9

90,0


Источник: [15, c. 34]

 

Данные таблица показывают, что объем валового внутреннего продукта России в 2009 году сократился на 7,9 % по сравнению с 2008 годом. Объем ВВП в России в 2010 году составил 44,49 трлн. руб. в текущих ценах, следовательно, по сравнению с 2009 в реальных выражениях ВВП увеличилось на 4 процента. Реальная цифра оказалась даже большей, чем прогнозировало министерство экономического развития (3,8%).

Международный валютный фонд (МВФ) представил прогноз, согласно которому рост ВВП России по итогам 2011 года составит 4,5%. По оценкам аналитиков, сохранение благоприятной ситуации на рынке нефти, восстановление потребительского спроса и инвестиций, а также ожидаемое увеличение госрасходов в предвыборный год внесут основной вклад в ускорение российской экономики.

 

2.2 Демографические показатели

 

 

С помощью основных демографических показателей можно получить представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта.

 

Таблица 2.2 – Основные демографические показатели

 

Показатели:

2008

2009

2010

Численность населения - всего, млн. человек

142,0

141,9

142,9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:

     

все население

67,9

69

68

мужчины

61,8

62,9

62

женщины

74,2

75

74

Родившихся чел.

1713947

1700000

1789600

Умерших - всего

2075954

2000000

2 031000

Естественный прирост, убыль (-) населения

- 362007

- 300000

- 241400

Число браков, тыс.

1179

1199,4

1215

Число разводов, тыс.

703,4

699,3

639

Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны