Эффективность энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Использование более энергоемкого оборудования при потреблении и производстве электроэнергии, а также экономное расходование энергетических ресурсов и оптимизация режимов работы оборудования - это реальные пути энергосбережения в электроэнергетике муниципальных районов.

Анализ муниципальных программ энергоэффективности показал, что только 10 из 32 разработанных программ соответствуют установленным требованиям.

Большинство муниципальных программ не соответствуют требуемым срокам действия (до 2020 года). Краткосрочные и среднесрочные муниципальные программы не смогут участвовать в рейтинге муниципальных программ и не смогут претендовать на получение субсидий. В 2011 году регионы России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. №746 на субсидирование программ энергоэффективности получили 5,2 млрд. руб. В 2012 году государственной программой энергосбережения на софинансирование региональных бюджетов предусмотрено 5,7 млрд. руб. Для последующего субсидирования необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства действующие и разрабатываемые муниципальные программы энергоэффективности. Региональная программа энергосбережения соответствует требованиям федерального законодательства.

На втором этапе проведен анализ выполнения значений целевых показателей по финансированию региональной и муниципальных программ в области энергосбережения и энергоэффективности.

На реализацию региональной программы энергосбережения области в 2011 году областным бюджетом было направлено 10,87 млн. руб. Плановая цифра на 2012 год весьма  не значительная и составляет - 50 млн. руб.

Что касается финансирования муниципальных программ энергосбережения Воронежской области, то они различаются и по своему объему, и по составу источников. На рисунке 4 представлена информация по визуально сопоставимым муниципальным районам и городским округам Воронежской области. В ряде случаев основной объем расходных потребностей планируется закрывать за счет местного бюджета, а в других − за счет внебюджетных источников.

Рис. 4. - Объемы финансирования программ энергосбережения некоторых муниципальных образований Воронежской области за 5 лет (млн. руб., данные подготовлены на основе информации о плановых объемах финансирования, представленной в находящихся в открытом доступе муниципальных программах повышения энергетической эффективности)

В 2011 году согласно отчетным данным департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области финансирование программных мероприятий осуществлялось в 8 муниципальных образованиях, что составило 39 млн. руб., из них 75% от общего финансирования освоено в городском округе город Воронеж.

По результатам анализа реализации программ энергосбережения стоит отметить низкие темпы инвестиционных вложений администрациями муниципалитетов в реализацию программ энергосбережения.

Завершающим этапом анализа является определение экономического эффекта от реализации всех муниципальных программ

Экономический эффект от реализации всех муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности за период до 2020 г. оценивается в натуральном выражении порядка 690 – 930 тыс. т у. т., в стоимостном выражении – 4 – 5 млрд. руб., что свидетельствует о высоком потенциале энергосбережения, возможности более высокого развития экономики муниципальных образований.

Заключение

 

Начиная с середины 90-х гг. прошлого столетия одной из основных задач энергетической политики России является эффективное использование энергоресурсов и потенциала энергетического сектора для уменьшения энергоемкости валового внутреннего продукта России и повышения качества жизни

В процессе исследования установлены особенности функционирования и развития современной российской энергетики.

а) В оценке перспектив энергетики выявлено влияние разнонаправленных факторов. С одной стороны, наличие мощного природного потенциала (уникальные запасы природного газа, нефти, угля, урана), с другой, эксплуатация неэкономичного оборудования, высокий физический и мораль-ный износ активной части основных фондов, крайне малое использование возобновляемых источников энергии, снижение текущих разведанных запасов нефти, газа и низкие темпы их воспроизводства, растущая доля трудноизвлекаемых запасов, что неизбежно увеличивает капитальные и эксплуатационные расходы, удаленность перспективных центров добычи нефти и газа. 

б) Формирование теоретических основ политики энергосбережения в регионе позволило раскрыть ее структуру, состав которой включает:

       - цели и задачи политики;

       - основные эффекты, ожидаемые от ее реализации;

       - сферы воздействия;

       - инструментарий политики.  

Этот состав должен воспроизводиться во всех видах региональной политики, в том числе, в политике энергосбережения. Естественно, что идентификация последней предполагает получение конкретной содержательной характеристики каждого из названных элементов.

Инвариантный состав целей названной политики включает:

Главную цель, которая состоит в обеспечении устойчивого приоритетного развития отрасли, надежного и безопасного энергоснабжения и на этой основе – повышение ее роли в развитии региональной социально-экономической системы, достижение приемлемого уровня техногенного воздействия отрасли на окружающую природную среду.

в) Другой компонент политики энергосбережения- эффекты, которые намерены получить ее субъекты: государство, предприятия – производители, внешние инвесторы, домохозяйства.

Для региональных органов власти и управления наиболее значимы такие эффекты, как: повышение надежности, устойчивости и безопасности энергетики; соответствие роста ее капитализации и объема бюджетных поступлений от нее; обеспечение гарантированного снабжения энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам; рост конкурентоспособности отрасли; минимизация экологического ущерба от деятельности предприятий электроэнергетики; улучшение состояния окружающей среды. 

Для предприятий, занятых производством и транспортировкой энергии, основными эффектами являются: обеспечение финансовой устойчивости; увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности; расширение финансовой базы обновления факторов производства; снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов.

Для потенциальных частных инвесторов в составе эффектов следует выделить: снижение инвестиционных рисков; создание долгосрочных экономических гарантий инвесторам; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность; уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов; повышение доходности инвестиций.

Для домохозяйств наибольшее значение имеют такие эффекты, как: опережающее увеличение реальных располагаемых доходов над среднедушевыми расходами на энергообеспечение населения; обеспечение гарантированного и надежного энергообеспечения.

г) Обобщение и систематизация зарубежного опыта реализации политики энергосбережения позволила выявить следующие моменты: 

- практически во всех странах существует четкое понимание целей и принципов названной политики;

- продуктивными инструментами энергосбережения являются: стандарты качества, планирование перспективного развития отрасли, внедрение систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях.

д) Анализ состояния и динамики развития электроэнергетики Воронежской области позволил сделать следующие выводы:

- характерной особенностью регионального рынка электроэнергетики является то, что даже в условиях осенне-зимнего максимума потребления электроэнергии Воронежская область остается энергоизбыточным регионом;

- народнохозяйственный комплекс области отличается достаточным динамизмом, что позволяет прогнозировать повышение спроса на энергетические ресурсы, в том числе – на электроэнергию;

- электроэнергетика отличается высокой концентрацией производства и капитала, однако входит в группу отраслей с низкими значениями коэффициента обновления основных фондов.

- в промышленном производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве Воронежской области применяются устаревшие энергетические технологии и оборудование, что увеличивает энергоемкость производимой продукции.

е) Оценка состояния и перспектив развития электроэнергетики в Воронежской области, анализ нормативных документов, регламентирующих характер и векторы процессов ее развития, позволили следующим образом определить основные направления региональной политики энергосбережения в этой отрасли:

       -содействие развитию конкурентных начал в производстве и сбыте электроэнергии;

       - совершенствование тарифной политики.

  Полагаем целесообразным организацию конкурентных торгов на ввод в действие новых электроэнергетических мощностей. Это позволит, во-первых, изначально зафиксировать стандарты качества продукции генерирующих предприятий, во-вторых, обеспечить транспарентность сделок, связанных с подключением новых субъектов хозяйствования к сетям, в-третьих,  регулировать процесс наращивания мощностей в отрасли.

  Основные направления региональной тарифной политики, направленной на защиту взаимных интересов потребителей и производителей энергии, поддержание условий конкурентной среды в энергетическом комплексе, создание экономических стимулов для снижения издержек производства и распределения  энергии, формы и инструменты ее реализации можно представить следующим образом.

  Для тех групп потребителей, которым отмена льготных тарифов суще-ственно ухудшит условия воспроизводства (население, бюджетные организа-ции), необходимо введение лимитированного энергопотребления, с оплатой потребления в пределах лимита по льготному тарифу, а сверхлимитного потребления – по полному тарифу, соответствующему стоимости энерго-снабжения.

  В ряде случаев необходимо перейти от перекрестного субсидирования к рыночным тарифам и, соответственно, целевым бюджетным субсидиям. Если государство на федеральном или региональном уровне считает важным оказать поддержку каким-либо категориям потребителей в потреблении именно данной продукции, то целесообразны целевые субсидии.

При этом целевые субсидии можно предоставлять по двум критериям. В одном случае сохраняется отраслевой подход к предоставлению субсидий, в частности – предприятиям сельского хозяйства.  В другом – необходимо применение территориального критерия. Речь идет о субсидировании территорий с низким уровнем развития производительных сил для их более равномерного распределения по территории области. Целесообразность такого подхода вытекает из того, что большинство муниципальных образований являются дотационными и, в любом случае, получают финансовую поддержку региона, в наибольшей степени –  в форме дотаций на выравнивание уровня экономического развития.

  Для повышения общего уровня потребления электроэнергии некоторых категорий хозяйствующих субъектов или населения целесообразно использовать  адресные дотации.

  Оправданно модифицировать систему перекрестного субсидирования посредством включения инвестиционной составляющей в тарифы только для определенных категорий потребителей. В дальнейшем целесообразно осуще-ствить переход на тарифы, рассчитанные с учетом рыночных факторов, то есть дифференцировать их в зависимости от уровня питающего напряжения, характера, графика нагрузки, количества потребляемой энергии и т.п.

В результате реализации комплекса мероприятий по организационному, институциональному, нормативно-правовому, финансово-экономическому, научно-техническому и информационно-образовательному направлениям энергосберегающей политики в ходе реализации Программы энергосбережения будут достигнуты следующие результаты:

- обеспечение наиболее высоких темпов социально-экономического развития региона, при существенно более низких темпах увеличения энергопотребления, и следовательно, при существенно более низкой потребности в выделении бюджетных средств для инвестирования в создание новых производственных мощностей в отрасли;

- снижение финансового бремени на население в результате происходящего и ожидаемого в перспективе роста тарифов и цен на энергоносители;

- привлечение дополнительных инвестиций за счет их высвобождения от вложения в развитие отрасли при альтернативном удовлетворении энергетических потребностей общества за счет реализации энергосбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1                         Асланян Г. Энергоэффективность как основа устойчивого развития мира / Г. Асланян, Д. Вольберг. – М.:Парус Про, 2000. - ….. с.

2                         Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государ-ственного сектора/Э.Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиш. - М.: Аспект- Пресс, 1995. – 832 с.

3                         Беляев Л.С. Рост цены электроэнергии, необходимый для развития электроэнергетики при переходе к  конкурентному рынку // Л.С.Беляев, О.В.Марченко, С.В.Подковальников. – Изв. РАН. Энергетика, 2002. – С.

4                         Беляев Ю.М. Вопросы долгосрочной стратегической альтернативы в энергетике /Ю.М. Беляев// Энергетическая стратегия и проблемы энергетической безопасности регионов. – Выпуск 2002. – С.7 - 12.

5                         Бойко Н.Д. Метод определения размера платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, исходя из трудоемкости содержания электрических сетей /Н.Д. Бойко// Вестник ФЭК России. – 2002. - № 2. – С. 92 – 95.

Информация о работе Эффективность энергосбережения