Эффективность использования факторов производства и принципы ресурсопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель, задачи исследования: Раскрыть факторы производства
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические основы ресурсов и факторов производства
- описать эффективность использования ресурсов и факторов производства
- рассмотреть эффективность использования факторов производства и принципы ресурсопользования

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы ресурсов и факторов производства
1.1 Понятие и сущность экономических ресурсов и факторов производства
1.2 Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
2 Эффективность использования ресурсов и факторов производства
2.1 Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике
2.2 Технология производства. Производственная функция. Изокванты. Изокоста
2.3 Предельный, средний и совокупный продукты
3 Эффективность использования факторов производства и принципы ресурсопользования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

факторы производства.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Экономические ресурсы  мобильны (подвижны), так как могут  перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор  производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Модель Кобба—Дугласа

Иллюстрацией к переплетению и  альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба—Дугласа (названа по имени двух американских экономистов). Она выглядит следующим образом:

                                                         (1)

где Q — объем производства; К— размер капитала; L — затраты труда (в стоимостном выражении);  — показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент); А — функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эффективность  использования ресурсов и факторов  производства

 

 

2.1 Сочетание  эффективности и социальной справедливости  в экономике

 

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый – эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет  к падению спроса на труд и увеличение спроса на капитал), второй – эффект объема производства, он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающий падение объемов производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающие ресурсы зависит от соотношения этих двух факторов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс вырастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение  в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.

         Производный спрос на ресурсы  возрастает, если: увеличивается спрос  на продукт, повышается производительность  труда в выпуске готовой продукции,  падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительное сырье.

Факторы, определяющие изменение спроса, в зависимости от изменения цен  на требуемые ресурсы. Они являются производными (зависимыми) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой -  прежде всего от  изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы  влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица продукции дает приращение  продукта – предельный продукт  (в денежном выражение – предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают  увеличение издержек фирмы – предельных издержек. Но фирмы стараются уменьшить издержки производства. Поэтому они увеличивают ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них.  Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации  - уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики последнего  по другим ресурсам, т.е. то изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд замещается капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво  и способно привести не только к  прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствуют исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.

Общеизвестно также: рынок  не имеет стимулов для создания и содержания объектов коллективного пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что « капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции », а невыгодные, связанные как правило созданием всеобщих условий производства, частный капитал « в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну », т.е. перекладывает на плечи государства.

Как представляется, в  принципе достижение экономической  сбалансированности, заключающейся  в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции  при минимальных затратах живого и  овеществлённого труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

Разумная стратегия  реформирования предполагает строго обозначенную  этапность и последовательность проведения соответствующих каждому  из этапов мероприятий, разработку и  реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.

Целенаправленные воздействия  на производственно – экономических интересов потребителей и государства в целом как на внешнем, так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования ).

Надо иметь в виду, что при любой системе экономических  отношений в области некоторых  видов деятельности всегда сохранится государственная собственность( оборонная промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

С другой стороны, известен и другой немаловажный факт, что  нынешней развитой западной экономике, в отличие от прежних лет, стали  присущи коллективные и смешанные  формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями.

В этих условиях прибыльность и повышение эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. По этому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия ), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.

Вообще, «чистого» рынка  как такового давно уже нет  ни в одном государстве. Об этом свидетельствуют  сформировавшиеся в развитых странах  современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

В основу концепций выхода из нынешнего  кризиса должен быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.

При этом на всех указанных стадиях следует целенаправленно проводить последовательную гармонизацию отечественных и международных нормативных документов с учётом реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.

Особое значение имеет государственная  политика стимулирования конкуренции  товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность  гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.

Да и наш собственный опыт подтверждает этот вывод, так как  главный результат от проводимой сейчас в Казахстан политики приватизации государственной собственности  состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой  ими продукции и игнорировать все ограничения.

В этой связи можно констатировать факт, что либерализация (разгосударствление) экономики Казахстан привела  к частной собственности (связанной  с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям, при оказании им различных услуг. По этому каких-либо ожидаемых принципиальных изменений в лучшую сторону, связанных с повышением эффективности производства, не произошло. Наоборот, под воздействием дезорганизованной внешней по отношению к предприятиям среды идёт развал промышленности.

На нынешнем этапе развития мирового сообщества общепризнанной целью трансформации социально-экономических систем считается достижение приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно-биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость. Надо помнить, что под рынком подразумевается не цель, а лишь средство достижения эффективности производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни всех слоёв общества. И уж никоим образом – не деформацию экономики и государства.

Информация о работе Эффективность использования факторов производства и принципы ресурсопользования