Эффективность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.
Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Эффективность процесса управления 5
1.1. Сущность и критерии понятия «эффективность управления» 5
1.2. Сущность оценки эффективности управления 9
ГЛАВА 2. Эффективность государственного управления 13
2.1. Оценки производительности и эффективности государственного управления 13
2.2. Оценка эффективности государственных политики и программ 16
Заключение 22
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

НАДЯ.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

а) достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.

б) допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.

в) существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.

Системный подход. Предполагает выделение основных элементов «вход – процесс – выход» в рассматриваемой системе и необходимость её адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Любая организация – это часть отрасли, общества и всё чаще – глобальной экономики. Все эти системы предъявляют требования к своим частям. Организации также обязаны удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды, обеспечения внутренней стабильности. Организация не может просто ограничится производством продукции и услуг, удовлетворяющих её покупателей. Она обязана действовать таким образом, чтобы были удовлетворены другие важные элементы более крупных систем.

Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации. [7,c.34]

Модель конкурирующих оценок подразумевает, что управляющие должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий контроль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:

- руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;

- руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;

- руководитель, предпочитающий гибкость  и ориентированный  на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;

- менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.

Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации будут отражать приемлемость этих базовых оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. ОЦЕНКИ  ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление, как и управление, частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

Критерии эффективности государственного управления:

- степень соответствия  содержания и результатов деятельности  управленческих структур и работников  параметрами, определенные вышестоящим  руководством;

- соблюдение установленных  норм;

- степень влияния управленческой  деятельности на развитие управленческих  объектов;

- степень изменения объекта  управления в позитивную или  негативную сторону;

- насколько управляющая  деятельность улучшает деятельность  людей;

- объемы издержек управляющей  деятельности с точки зрения  окупаемости, вкладываемых в управление ресурсов;

-    авторитетность  решений и другое.

Эффективность управленческого труда оценивается путем определения соотношения между полученными результатами и затраченными ресурсами. Применительно к государственным службам многие исследователи считают, что следует включать еще и эффективность и качество услуг, способность последних удовлетворять потребителей. [3,c.51]

Свидетельства успешной реализации проекта играют представление в динамике количественные данные об экономии средств, оказание дополнительных услуг, независимые оценки качества представляемых услуг и удовлетворенности потребителей.

Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. [8,c.59]

Недостатком организации исполнительной власти часто является неупорядоченность. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда работников аналогичных организационных структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организационных звеньев.

В целях преодоления негативных тенденций необходимо предусмотреть в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев в деятельности правительственных органов. Должно быть налажено постоянное и эффективное организационное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления, неукоснительное выполнение принимаемых решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, консультативных, экспертных и других органов.

Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным богатством. Профессионализм правительства служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе. Все больше пробивает себе дорогу подход, согласно которому реформы в разных сферах государственного управления взаимодополняют друг друга.

Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.

Поставленная задача по повышению уровня качества управления и услуг требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся:

1. Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.

2. Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.

3. Механизм ответственности и подотчетности органов власти.

4. Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.

5. Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.

6. Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.

7. Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.

Во многих странах, в том числе и в России, уже имеется опыт использования средств и методов повышения качества работы государственных и местных органов власти. Это система тотального управления качеством, Q-Mark, использование системы международных стандартов ISO-9000 и т.д. Во многих случаях вопрос повышения качества работы является приоритетным для государственных органов, так как это позволяет решить несколько задач:

• снизить издержки;

• повысить удовлетворенность населения;

• рационализировать рабочие процессы.

Основными источниками качества в государственном секторе являются:

• жесткие факторы: структуры и материальные средства;

• мягкие факторы: процессы и процедуры;

• человеческий фактор: персонал организации.

2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ

Постоянные и динамические изменения во внутренней и международной политической жизни, а также появления новых потребностей у населения оказывает существенное влияние на государственную политику и приводит её к модернизации, имеющей радикальный или эволюционный характер. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использование инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношения к повышению инновационного потенциала государства. [3,c.79]

В любой государственной организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения инноваций.

Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений в государственной политике, к которым относят:

• особенности государственных институтов и культур;

• стратегию и приоритеты государственной политики;

• систему управления государственной службой;

• механизм коммуникации органов власти.

Оценка результатов государственной политики – это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки – собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах.

Можно определить несколько принципов, соблюдение которых позволяет улучшить реализацию государственной политики и программ:

1. уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;

2. создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;

3. предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;

4. систематическая  оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;

5. использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.

Государственная политика имеет несколько типов оценок:

1) оценка процесса реализации;

2) оценка результатов;

3) оценка последствий;

4) оценка экономической эффективности.

Программная оценка имеет несколько определений:

1. Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.

2. Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.

3. Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.

Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Оценка экономической эффективности проводится на основании двух методов: издержки – выгоды; издержки – эффективность.

После проведения оценки и представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или данной политики. Обычно имеется несколько вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация программы, прекращение программы при ее неудаче.

В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют нескольким важным аспектам оценки государственной политики:

- взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;

- влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;

- воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;

- влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;

- связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;

- влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий. [5,c.256]

Одним из эффективных средств обучения на лучших примерах и образцах является метод бенчмаркинга, который активно пропагандируется и используется на практике в частных и государственных структурах. Существует общепринятое определения: бенчмаркинг – это процесс измерения и сравнения продуктов, услуг и практики работы с лучшими конкурирующими или однородными организациями, фирмами, являющимися общепринятыми мировыми лидерами.

Информация о работе Эффективность государственного управления