Эффект масштаба производства: виды, причины и проявление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 16:35, реферат

Описание работы

Главной целью реферата является рассмотрение эффекта масштаба производств.
Для достижения вышеуказанной цели в реферате поставлены следующие задачи:
- отбор литературы по данной теме;
- рассмотреть эффект масштаба производства;
- показать возможность применения теоретических положений на практике.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Эффект масштаба производства: понятие и сущность 5-6
2. Виды эффектов масштаба производства 7-8
2.1 Положительный эффект масштаба. Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба 8-11
2.2 Отрицательный эффект масштаба производства. Факторы, противодействующие росту эффекта от масштаба 11-12
2.3 Постоянный эффект масштаба производства 12-13
3 3. Эффект масштаба и технический прогресс 14
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

реферат микроэкономика.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

ФГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

Факультет экономический

Кафедра экономики и организации производства

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

   на тему:

 

«Эффект масштаба производства: виды, причины и проявление»

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

                                                                Выполнила:

студентка 102 группы

                                                                  направления подготовки «Экономика»

                                       Морозкина Мария

                                                 Проверила:

кандидат эк.наук, доцент

Алферина О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2014

Содержание

 

 

Введение                                                                                                              3-4

1. Эффект масштаба производства: понятие и сущность 5-6

2. Виды эффектов масштаба производства 7-8

2.1 Положительный эффект масштаба. Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба                                                              8-11

2.2 Отрицательный эффект масштаба производства. Факторы, противодействующие росту эффекта от масштаба                         11-12

2.3 Постоянный эффект масштаба производства 12-13

3 3. Эффект масштаба и технический прогресс 14

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная теория производства сложилась в конце XIX - начале XX вв. Теория производства представляет собой изучение закономерностей преобразования ресурсов в продукт, происходящее в рамках отдельной фирмы

В явном виде производственная функция была представлена в 1890 г. английским математиком А. Берри. Однако попытки установить зависимость выпуска от количества применяемых ресурсов и дать ей какое-то аналитическое выражение имели место задолго до этого.

В настоящее время теорию производства можно обозначить как сформированную, обоснованную и изученную. Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Для эффективного функционирования фирмы в современных условиях необходимыми являются теоретические знания производства, его законов, а также возможности практического применения этих знаний.

Эффект масштаба (англ. returns to scale) - в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример - экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение затрат и выпуска увеличивается. Здесь сказывается влияние укрупненных единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производств, процессов и другие факторы, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска - имеет место положительный эффект масштаба (экономия на расширении производства).

Эффект масштаба не носит абсолютный характер, во многих случаях он не действует. Даже укрупнение производств, оборудования бывает целесообразно лишь до определенных, оптимальных пределов. То же относится к организационному укрупнению производств, компаний. Может быть и отрицательный эффект масштаба. Обычно он связан с проблемами координации, управления сложными производств, комплексами (их «неуправляемостью»). Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят либо об отсутствии эффект масштаба, либо о постоянном эффекте.

Главной целью реферата является рассмотрение эффекта масштаба производств.

Для достижения вышеуказанной цели в реферате поставлены следующие задачи:

- отбор литературы по  данной теме;

- рассмотреть эффект масштаба  производства;

- показать возможность  применения теоретических положений  на практике.

 

 

 

  1. Эффект масштаба производства: понятие и сущность

  Эффект масштаба производства – это экономическое явление, обусловленное поведением издержек в долгосрочном периоде.

Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты

Наращивание производственных мощностей протекает достаточно долго, поэтому в краткосрочном периоде мощности производства условно считаются неизменными.

Однако в долгосрочном периоде времени рост масштабов производства очень хорошо заметен, и к тому же любые издержки предприятия, даже постоянные, выступают как переменные.

В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае  изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными, кривая долгосрочных издержек определяется эффектом масштаба производства. Анализ долгосрочных издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, то есть размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства.

 Как правило, для большинства  производственных процессов средние  издержки быстро сокращаются  при небольших объемах производства.

Так с ростом выпуска средние издержки продолжают сокращаться, но уже относительно более медленными темпами.

При незначительных масштабах производства кривая долгосрочных издержек становится практически горизонтальной.

Во многих производствах характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных объемов выпуска. До определенных пределов рост производства сопровождается возрастающей отдачей, которая затем сменяется убывающей.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством [8].

В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на  одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.

 

 

 

2. Виды эффектов  масштаба производства

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства.

Однако, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. 

Пусть параметр K - единица капитала, параметр L - единица рабочей силы, параметр a - увеличение/уменьшение в а-раз.

Можно сказать, что для производственной функции F(K,L) различают:

  • положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов - F(aK,aL)>aF(K,L), где a > 1 (положительная отдача от масштаба);
  • отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства - F(aK,aL)<aF(K,L), где a < 1 (убывающая отдача от масштаба;
  • постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aK,aL)=aF(K,L), где a = 1 (постоянная отдача от масштаба).

Характер действия эффекта масштаба обусловлен:

  • не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными)
  • не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов)

Эффект масштаба графически может быть показан на карте изоквант:

Чем ближе изокванты друг к другу, тем больше проявляется положительный эффект масштаба. Стабильное расстояние между кривыми характеризует постоянный эффект масштаба. Чем больше расстояние между изоквантами, тем больше отрицательный эффект масштаба.

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определение характера эффекта масштаба возможно только путем эмпирических наблюдений.

 

 

2.1 Положительный  эффект масштаба. Факторы, способствующие  росту отдачи от масштаба

Положительный эффект от роста масштабов производства — когда темп (скорость) роста издержек не превышает темп роста производства.

Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке затраты на единицу продукции уменьшаются. Благодаря этому эффекту очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства. Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают, или LATC0 > LATC1 [10].

 

Рис. 3.3. Положительный эффект масштаба производства

 

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные, положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

где с — себестоимость единицы продукции; TFC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; VC — переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет [11].

Положительный эффект складывается под влиянием следующих 5 факторов:

  1. Разделение труда. При увеличении масштаба производства становится возможным определить работникам задачи, для выполнения которых они лучше всего приспособлены. Концентрируясь на выполнении конкретной задачи, люди начинают работать быстрее и точнее. Ликвидируются потери времени из-за перехода от одной к другой задаче. Специализация снижает также издержки на обучение рабочего.
  2. Масштаб производства. Чем больше масштаб производства, тем выше вероятность использования самой передовой технологии и высокопроизводительного автоматизированного оборудования. Крупные предприятия используют более производительные методы производства и обладают организационными преимуществами, связанными с доставкой, сбытом и маркетингом крупных объемов готовой продукции.
  3. Чисто размерный фактор. Например, удвоение диаметра трубопровода может в более чем 2 раза увеличить объем перекачки газа. Или для изготовления электрической лампочки в 100 ватт не требуется в два с половиной раза больших затрат труда и материалов по сравнению с изготовлением лампочки в 40 ватт.
  4. Поскольку в технически сложном производстве используется основное оборудование нескольких видов, то масштаб производства должен быть достаточно большим, чтобы не создавать узкие места. Допустим, для расфасовки используется два станка (А и В), А наполняет продукцию, В заворачивает упаковку в целлофан. Если производительность станка А равна 15 000 упаковок в смену, а станка В - 20 000 упаковок, то для производства 60 000 упаковок нужно 4 станка А и 3 станка В. Оба станка используются на полную мощность. При меньших масштабах производства полностью использовать обе машины невозможно, так как это приведет к простоям.
  5. Возможность найма фирмой квалифицированных (и высокооплачиваемых) управленцев и извлечение выгоды из их особых управленческих талантов. Привлечение наиболее квалифицированных специалистов дает им возможность улучшать существующую и выводить на рынок новую продукцию, использовать новые технологии.

Информация о работе Эффект масштаба производства: виды, причины и проявление