Хозрасчетная организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть особенности функции управления деятельности хозрасчетной организации.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- изучить функции управления;
- рассмотреть методы хозяйствования в формировании механизма конкурентоспособности предприятия;
- раскрыть экономическую сущность и принципы хозрасчета;
- выявить сущность управленческой деятельности;
- рассмотреть субъекты и объекты управления.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ хозрасчетная организация.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данного исследования – Функции управления и их выраженность в деятельности руководства хозрасчетной организации.

Актуальность выбранного исследования. Успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или  упадок и загнивание практически  полностью зависит от того, насколько  грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого  предприятия, т.е. менеджер. С началом  перестройки экономики, когда предприятия  стали превращаться из государственных, принадлежащих всему народу, а  значит никому, в капиталистические, с разнообразными формами собственности, а именно, имеющие собственных  хозяев, интерес к искусству управления резко повысился, а отношение  к нему изменилось. Теперь руководитель должен сам проявлять активность и нести полную ответственность  за свои управленческие решения, а не ожидать, сложа руки, пока сверху спустят  планы и директивы.

Хозрасчетный метод ведения  хозяйства применяется в учреждениях  и организациях, затраты которых  возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. Сюда относятся: учреждения образования  и здравоохранения, работающие на платной  основе, отраслевые научно-исследовательские  институты, некоторые учреждения искусств, зрелищные предприятия. Этот метод  используют предприятия некоммерческих организаций и учреждений. Предприятия  производят различные денежные расходы, связанные с деятельностью: реализуя блага и услуги, они получают выручку; превышение доходов над расходами  образует накопления.

Цель данного исследования – рассмотреть особенности функции  управления деятельности хозрасчетной организации.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

- изучить функции управления;

- рассмотреть методы хозяйствования в формировании механизма конкурентоспособности предприятия;

- раскрыть экономическую сущность и принципы хозрасчета;

- выявить сущность управленческой деятельности;

- рассмотреть субъекты и объекты управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции управления: состав, сущность, значение и факторы их определяющие

 

Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать  в четыре основных функции управления:

1) планирование, состоящее в выборе целей и  плана действий по их достижению;

2) функция организации,  посредством которой происходит  распределение задач между отдельными  подразделениями или работниками  и установление взаимодействия  между ними;

3) руководство,  состоящее в мотивировании исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4) контроль, заключающийся  в соотнесении реально достигнутых  результатов с теми, которые были  запланированы [8, c. 15].

Функция организации имеет  отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс  взаимодействия указанных элементов.

Функцию нормирования следует  рассматривать как процесс разработки научно-обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и  качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления.

Планирование занимает центральное  место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.

Функция координации осуществляется в целях обеспечения согласованной  и слаженной работы участвующих  в процессе выполнения плановых заданий  производственных и функциональных подразделений предприятия и  цехов.

Функция мотивации оказывает  влияние на коллектив цеха в форме  побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных  мер.

Функция контроля проявляется  в форме воздействия на коллектив  людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения  их до руководителей подразделений  и служб управления с целью  подготовки управленческих решений.

Регулирование непосредственно  смыкается с функциями координации  и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию внутренней и внешней  среды, в результате чего возникает  нарушение их в процессе выполнения. При реализации функции регулирования  воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных  мер по предотвращению, а если это  не удается, то по устранению выявленных отклонений и сбоев в ходе производства.

Функции, которые должен выполнять руководитель, независимо от уровня, включают в себя:

- определение целей и задач;

- распределение заданий между членами группы;

- определение обязанностей и обсуждение их с каждым сотрудником;

- контроль и обсуждение хода выполнения индивидуальных и групповых заданий;

- мотивация сотрудников;

- поощрение кооперации и сотрудничества внутри и вне группы;

- создание благоприятной морально-психологической обстановки в группе;

- решение проблем и принятие решений;

- поощрение инициативы сотрудников, учет их взглядов, мнений, идей;

- создание условий для работы с полной самоотдачей;

- дисциплинирование, в случае необходимости [6, c. 157].

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все  эти функции базируются на общих  деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические  навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель. К ним относятся  навыки:

- планирования;

- распределения работ;

- управления;

- поддержки и мотивации;

- информирования;

- оценивания результатов.

Рассмотрим эти навыки более подробно [2, c. 62].

Планирование. Эта функция  состоит в определении целевых  установок и задач группы, а  также в определении эффективной  стратегии достижения целей. Результатом  этого этапа должен быть детальный  план действий, необходимых для достижения цели.

Цели, стратегия и планы  создают чувство перспективы  для группы и являются базисом  для оценки степени продвижения  к цели. Это одна из важнейших  функций руководителя. Он должен уметь  отстраниться от оперативных задач («текучки») и смотреть в будущее. Руководитель должен в каждый момент знать, где группа находится, что  она должна делать в текущий момент, в ближайшем и отдаленном будущем.

Распределение заданий между  членами группы. Когда план разработан, его нужно детально обсудить с  группой. Главная задача этого этапа  сделать каждого члена группы «соучастником», соавтором плана. Наибольший эффект будет в том случае, если сотрудники будут воспринимать план как «свой», а не руководителя. Внимательно  выслушайте и оцените все идеи, учтите в плане все разумные предложения, используйте ваше искусство убеждать несогласных. Затем согласуйте с каждым сотрудником его индивидуальное задание и утвердите план в окончательном виде с фиксацией временных и функциональных ориентиров.

Управление. После начала работы над индивидуальными заданиями  руководитель должен контролировать этот процесс и управлять им, в том  числе и дисциплинировать тех, кто  нуждается в этом. Кроме того, он является координатором при выполнении взаимосвязанных, комплексных работ, выполняет роль посредника при конфликтах между членами группы, решает спорные вопросы. Очень важны в этот период функции мотивации и поощрения сотрудников, создания атмосферы уверенности в успехе, культивирования хороших деловых отношений и благоприятного психологического климата.

Поддержка и мотивация. Руководитель должен поддерживать членов своей группы. Люди работают лучше, когда чувствуют, что их индивидуальный вклад в  общее дело замечен и оценен руководителем  и группой в целом. Если кто-либо из сотрудников имеет персональные проблемы, руководитель должен знать  их и помочь справиться с ними. Для  этого необходимо знать персональные особенности каждого сотрудника, его устремления, мотивацию, способности, чувства, интересы. Руководитель может  достичь этого, проводя регулярные индивидуальные собеседования с  сотрудниками, с другой стороны, такие  беседы, как правило, повышают лояльность группы в целом к своему руководителю.

Информирование. При изменении  обстоятельств, появлении новой  информации, касающейся деятельности группы, руководитель должен сообщить это всем ее членам. Утаивание любой  информации приводит к распространению  сплетен, что неизбежно повлияет на сплоченность группы. Вообще важна  информационная открытость в группе. Руководитель должен не только сообщать внешнюю информацию, но и получать ее от членов группы. Руководитель должен приветствовать предложения и критические  замечания членов группы, при этом демонстрировать, что эта информация важна и полезна для него.

Оценивание результатов. Руководитель должен непрерывно оценивать  результаты работы, как каждого сотрудника, так и группы в целом, с точки  зрения выполнения принятого плана. Если, похоже, что план не будет выполнен, необходимо представить группе предложения  по его изменению или даже полностью  изменить стратегию достижения целей.

После того, как группа достигла поставленных целей, необходимо оценить, какие элементы плана были успешными, а какие нет. Такие оценки будут  полезны в будущем при выполнении новых задач.

Функциональный подход основан  на предположении, что лидер является многосторонне развитым индивидуумом, который владеет широким кругом деловых навыков и имеет определенные личные качества: решительность, уверенность, развитое чувство юмора и т. д., и на основании этого пользуется уважением группы. При этом важно  отметить, что просто назначение на должность руководителя не делает человека лидером. С другой стороны, недостаточно просто обладать необходимыми навыками и человеческими качествами [3, c. 192].

Лидерство является более  чем просто суммой названных факторов. Для руководителя очень важно  завоевать доверие группы и получить признание своего лидерства всеми  членами группы.

 

2. Методы хозяйствования в формировании механизма конкурентоспособности предприятия

 

Хозяйственный (коммерческий) расчет - метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную  деятельность и ее результатов, выраженных в денежной форме. В практике социалистического  хозяйствования было несколько «заходов»  по широкому и активному внедрению  хозрасчетных отношений. Но их практика слабо или совсем не воспринимала. Причин много, но главная – это отсутствие условий конкурентности, состязательности хозяйствующих субъектов: собственников, продавцов, покупателей. Совсем иное значение хозрасчет приобретает в условиях рыночной экономики. Здесь он становится необходимым условием и обязательным элементом.

Основой конкурентоспособности  предприятия сегодня должна стать  инновационная концепция развития предприятия. Естественно, для инновационных решений необходимо перейти на качественно новую систему организации.

В настоящее время сложились  три основные метода хозяйствования, это: хозяйственный расчет, коммерческий расчет, внутрифирменный расчет. Причем эти методы имеют свои особенности.

Хозяйственный расчет в настоящее время распространяется на государственные предприятия и предприятия с большой долей государственного участия (казенные предприятия) и имеет главной своей функцией обеспечить эффективность работы, которая обеспечит окупаемость и динамичное развитие.

Коммерческий расчет существует на предприятиях любого вида собственности и имеет главной функцией получение прибыли. При этом государство может датировать хозрасчетные предприятия, а коммерческие предприятия могут получать от государства кредит на коммерческих условиях.

На реализацию принципов  коммерческого расчета оказывают  влияние степень и масштабы экономических  связей между предприятиями, вид  деятельности предприятия, характер выпускаемой  продукции, т.е. реализация методов  коммерческого расчета зависит от конкретных условий. В современных условиях коммерческий расчет осуществляется, с одной стороны, в условиях централизации управления (первая особенность), а с другой — в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.

Коммерческими расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной деятельности организации задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматривается за счет снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Предоставление оперативной самостоятельности предприятиям, производственным подразделениям и филиалам составляет вторую особенность коммерческого расчета.

Информация о работе Хозрасчетная организация