Франчайзинг - одно из основных направлений концентрации. Основные понятия и экономическое содержание франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

Франчайзинг - не самый древний способ организации и ведения бизнеса, хотя его истоки уходят почти на пятьсот лет вглубь истории. В средние века, например, король Англии предоставлял право знати собирать налоги, а в качестве платы за услугу оставлял им часть собранного. Свободным людям было разрешено (условно говоря, дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Содержание работы

1.Введение ------------------------------------------------------------ 3
2.Сущность франчайзинга---------------------------------------- 5
3.Виды франчайзинга---------------------------------------------- 8
4.Франчайзинг в России------------------------------------------- 9
5.Преимущества и недостатки франчайзинга------------- 13
6.Заключение--------------------------------------------------------- 15
7.Список использованной литературы----------------------- 18

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  торгово-экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Франчайзинг - одно из основных направлений концентрации.

Основные понятия и экономическое содержание франчайзинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студенка136 группы

Факультета ФУиБТ

Меркулова Анна

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1.Введение ------------------------------------------------------------ 3

2.Сущность франчайзинга----------------------------------------    5

3.Виды франчайзинга----------------------------------------------     8

4.Франчайзинг  в России-------------------------------------------     9

5.Преимущества  и недостатки франчайзинга-------------    13

6.Заключение---------------------------------------------------------    15

7.Список использованной  литературы-----------------------     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Франчайзинг - не самый древний способ организации  и ведения бизнеса, хотя его истоки уходят почти на пятьсот лет вглубь истории. В средние века, например, король Англии предоставлял право знати собирать налоги, а в качестве платы за услугу оставлял им часть собранного. Свободным людям было разрешено (условно говоря, дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга. Однако в наиболее типичной форме он проявился в британской системе так называемых «связанных домов», которая использовалась пивоварами для поддержания нужного объема продаж. В обмен на заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива. В середине XIX века франчайзинг впервые начал использоваться и в США. Крупный производитель швейных машинок Зингер развернул серийное производство, позволившее его компании торговать по самым низким ценам. Однако централизованное техническое обслуживание машинок оказалось экономически невыгодным. Это и натолкнуло его на мысль об использовании франчайзинговой системы: финансово независимым фирмам стали предоставляться исключительные права на продажу и ремонт швейных машин на конкретной территории. Активно включилась в использование франчайзинга индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Компании «Кока-Кола» и «Пепси» стали производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу, находившимся в собственности и управляемым франчайзи, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.

 

 В наши  дни он представляет собой  систему отношений, строго регулируемых этическими, юридическими и финансовыми нормативами и положениями. В большинстве стран мира работают ассоциации и федерации, основная задача которых - защищать интересы франшизных компаний. В настоящее время франчайзинг занял устойчивые позиции не только в сфере общественного питания или продажи автомобилей. Он становится одной из популярных форм ведения бизнеса в сфере услуг и в производстве. Франшизы существуют в самых разных сферах деятельности: компьютеры, оздоровительные центры, парикмахерские, супермаркеты и детские сады.

 

 За последние  пятьдесят лет франчайзинг обрел  такую популярность, что в США  в объеме розничного товарооборота  он составляет более 40%, а в  странах Европы - от 5 до 30%. Объем  розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более $1 трлн. Немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи в первые десять лет текущего столетия на 10-15% ежегодно. Во Франции, которая занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран, насчитывается более 620 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи. Французы охватывают 40% всего европейского рынка франшизы, емкость которого оценивается в $32-35 млрд.

 

 В настоящее  время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  франчайзинга

 

Для нашей экономики  франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как  в других странах он практикуется как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах  и услугах. Поэтому очень важно иметь четкое и полное представление сущности франчайзинга, его разновидностей, структуры и преимуществ.

 

Франчайзинг - это  система договорных отношений между  головной фирмой и небольшим действующим  или создаваемым вновь предприятием, ведущим розничную продажу товаров или оказывающим услуги.

 

Обычно головная компания требует от такого предприятия  выплаты единовременного первоначального  вознаграждения за право оперировать  на рынке от ее имени, под ее торговой маркой. Такое вознаграждение составляет обычно 10-25 тысяч долларов США, но может быть и в несколько раз меньше или больше - в зависимости от отрасли или сферы бизнеса. В рамках договорной системы головное предприятие сдает в аренду предприятию, непосредственно обслуживающему потребителей, основные фонды, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, поставляет полуфабрикаты или готовую продукцию, подлежащую реализации, и оказывает другие виды услуг.

 

Обычно во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под определенным именем или торговой маркой.

 

Франчайзинг может  быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

 

Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.

 

Франчайзи —  это лицо, которое покупает право  на ведение бизнеса (франшизу) под  именем или торговой маркой. Выгоды из объединения усилий в бизнесе  извлечь непросто. Когда люди сотрудничают, это дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения, вытекающие из системы сотрудничества.

 

Каждый партнер  должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с  интересами и другой стороны.

 

Для людей с  характером предпринимателя такое  подчинение дело весьма болезненное. Вполне обоснованно Харви Маккей, руководитель преуспевающей американской корпорации «Маккей Энвилоуп», считаете «Если  людям с предпринимательской  жилкой присуща какая–то характерная черта, то ею является полубезумное и фанатичное стремление каждого из них все делать самому, не допуская, чтобы кто–либо совал нос в его дела, задавал вопросы или указывал, что надо делать».

 

Самое тяжелое  испытание для такого человека — утратить полный контроль над своим бизнесом. Поэтому установить эффективные отношения по кооперации предпринимательской деятельности в системе франчайзинга весьма непростое дело.

 

Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных  корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями.

 

Сущность франчайзинга состоит в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки.

Договор налагает на франчази ряд обязательств - плата  за использование лицензий, строгое  соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  франчайзинга

Различают четыре вида франчайзинга (по типу взаимоотношений  между франчайзером и франчайзи):

Франчайзинг, созданный  для сбыта продукции: используется производителем товара для того, чтобы иметь разветвленную подконтрольную сеть сбыта;

франчайзинг туризм широко распространен во всем мире. Туристический бизнес является одной  из ниш с самой высокой конкуренцией и, если вы задались вопросом: Как открыть турагентство?,то единственно верным и надежным решением будет вхождение в известную франчайзинговую сеть. Это дает вам множество преимуществ, а также гарантирует эксклюзивность представительства выбранной вами сети в вашем регионе. Ведь, для исключения слишком большой плотности туристических агентств сети на территории и создание конкуренции между ними, в договоре франчайзинга определяется территория, на которой от конкретной сети будет находится только одно ваше турагентство;

товарный франчайзинг: франшиза предоставляется производителем товара с гарантией того, что на всей, закрепленной за франчайзи, территории, только этому франчайзи предоставлено право реализовывать эту продукцию;

франчайзинг промышленный: хорошо известен нам на примере франчайзинговой  сети Кока-Кола. Это предоставление прав на производство продукции с использованием торговой марки франчайзера. При этом франчайзером передаются франчайзи также права на технологию производства и сбыт продукции;

деловой франчайзинг: подразумевает передачу франчайзером всей технологии ведения бизнеса. Передаваемая технология испытана уже на многих предприятиях-франчайзи и потому ее успешность не ставится под сомнение. На франчайзи же возлагается ответственность за четкое следование предоставленной рыночной стратегии, обязательство соблюдать все стандарты и правила, установленные в ведении бизнеса франчайзером для всей сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Франчайзинг в России

2.1 Особенности  франчайзинга в России

В нашей стране франчайзинг только набирает обороты. Но он уже стал популярным. Предприниматели покупают франшизы и российских, и зарубежных брендов. Правда, пока никакой финансовой поддержки ни со стороны банков, ни со стороны самих держателей франшиз им никто не оказывает. Но, как говорят специалисты, это вопрос времени.

Зарубежные игроки на рынке франчайзинга

 

МИЭЛЬ-Франчайзинг

 

Компания «МИЭЛЬ-Франчайзинг» подвела полугодовые итоги по результатам встреч в формате - оpen-office. За это время было проведено 7 встреч, которые посетили 153 приглашенных, 35 из которых приобрели франшизу «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».

 

Первая встреча  в этом формате состоялась 14 июля 2010 года в офисе «МИЭЛЬ-Железнодорожный» в г. Москва. Целью этой встречи  было познакомить приглашенных с  организацией работы франчайзингового офиса, фирменным стилем сети, показать, как оборудованы помещения и соблюдена эргономика пространства, продемонстрировать уникальные технологии работы с клиентами. На этой первой встрече были раскрыты вопросы: какими базами (по городской, загородной, коммерческой недвижимости) пользуются специалисты «МИЭЛЬ»; какой должна быть площадь офиса, чтобы можно было работать под брендом «МИЭЛЬ»; сколько агентов должно работать в офисе «МИЭЛЬ»; от чего зависит стоимость франшизы; каковы суммы ежемесячных платежей за использование Бренда и всех ресурсов поддержки «МИЭЛЬ»; как проходит обучение новых сотрудников, в чем уникальность рекламной и маркетинговой стратегии; в чём преимущество франчайзинговой модели «МИЭЛЬ» для уже действующих агентств недвижимости и многие другие.

 

По результатам  первого оpen-offica было принято решение сделать формат таких встреч регулярным.

 

Оpen-office - дружеская  встреча «без купюр», куда приглашаются все желающие, без предварительных  записей и звонков. Это прекрасная возможность заглянуть «за кулисы»  риэлторского дела, познакомится с особенностями ведения бизнеса под торговой маркой «МИЭЛЬ» и оценить эффективность предложенной бизнес-модели.»

 

 

 

Burger King

Основной конкурент McDonald's идет в регионы России.Сеть закусочных №2 в мире, Burger King, подписала договор франшизы с компанией Ginza Project. Теперь рестораны быстрого питания этой известной торговой марки появятся не только в Москве, но и в регионах.Участники соглашения воздерживаются от комментариев до окончательного согласования договора. По оценкам экспертов стоимость франшизы составила $50 000, а процент роялити -- 4.5%.

 

Первый ресторан Burger King был открыт в Москве в 2010 году. Развитием этой сети в столице по франчайзи-договору занимается ООО «Бургер Рус». Ginza Project станет вторым партнером Burger King, работающим по франшизе на территории Российской Федерации. На сегодняшний день открыто 12 ресторанов Burger King (10 в Москве и Подмосковье и 2 в Санкт-Петербурге). Остается ожидать дальнейшее шествие основного конкурента McDonald's по российским регионам.

Информация о работе Франчайзинг - одно из основных направлений концентрации. Основные понятия и экономическое содержание франчайзинга