Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное — новых знаний.
За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие предпринимательства и его современные формы в России……………………………………………………………………………..4
История возникновения и сущность предпринимательства……………4
Современные формы предпринимательской деятельности в России…10
Глава 2. Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства……………………………………………………………14
2.1 Понятие финансового обеспечения ……………………………………14
2.2. Управление процессами самоокупаемости и самофинансирования….14
2.3. Стратегия финансового роста …………………………………………19
2.4. Финансовые риски………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы … …………………………………………27

Файлы: 1 файл

Никита.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский Государственный  Университет

Кафедра коммерции и  маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  коммерческой деятельности»

на тему «Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

Выполнил:

                                    студент группы 11223

Распутин Н.С..

 

    Проверила:

доцент Горбачевская Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск  2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие предпринимательства и его современные формы в России……………………………………………………………………………..4

    1. История возникновения и сущность предпринимательства……………4
    2. Современные формы предпринимательской деятельности в России…10

Глава 2. Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства……………………………………………………………14

2.1      Понятие финансового обеспечения  ……………………………………14

2.2.    Управление процессами самоокупаемости и самофинансирования….14

2.3.     Стратегия финансового роста   …………………………………………19

2.4.     Финансовые риски………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы  … …………………………………………27

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное — новых знаний.

За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей.

Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие предпринимательства и его современные формы в России

1.1. История  возникновения и сущность предпринимательства

История предпринимательства  начинается со средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают  первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных  началах Английский банк, в 1695 г.—  Банк Шотландии. В конце XVIII — начале XIX вв. акционерная форма организации  банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков—владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.

Все громче звучит мотив  получения максимальной прибыли. В  этот период появляется новая профессия — менеджер — руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.

В России предпринимательство  существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (I689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные  банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности — акционерных, паевых, и лишь I/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление  в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921 — 1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 90-е года началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г.— Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.

В настоящее время  в России насчитывается около 10 тыс. акционерных предприятий, свыше 1500 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Ha 1 января 1998 г. из общего числа 2711 тыс. предприятий и организаций 1983 тыс., или 73,1%, находились в частной собственности.

Что же подразумевается  под понятиями «предприниматель»  и «предпринимательство»?

Эти понятия впервые  употребил английский экономист конца XVTI — начала XVIII вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский  экономист конца XVIII — начала Х1Хвв. Ж.Б. Сэй (1767—1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда.

Он указывал также, что  «талант английских предпринимателей»  был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он,— это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

К сожалению, надо отметить, что классики — основатели экономической науки не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А.Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.

Книга А. Смита была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США. По мнению Р. Хайлбронера, Л. Тароу и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет большее историческое значение. Декларация, они считают, прозвучала как призыв к созданию общества, основанного на «жизни, свободе и стремлении к счастью». Труд А. Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.

Все участники рынка, пишет А. Смит, подгоняются стремлением «сделать деньги» для себя, «улучшить свое положение». Каким же образом рыночное общество не позволяет заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Может ли на такой опасной антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

А. Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас  с центральным механизмом рыночной системы — механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Итак, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

Рынок выдает те товары, полагает А. Смит, которые желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А. Смит показал, что рыночная система — могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Д. Рикардо видел в  капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

Лишь на рубеже XIX—XX вв. начинается осознание значения и  роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Американский экономист  Дж. Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал; капитальные блага — средства производства и земля; деятельность предпринимателя; труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату.

Информация о работе Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства