Цели и задачи прогнозирования объемов продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть прогнозирование объемов продаж на промышленном рынке в Беларуси.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ прогнозирования объемов продаж;
анализ объемов продаж на промышленных рынках Беларуси;
прогнозы объемов продаж промышленных рынков Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ 5
1.1 Цели и задачи прогнозирования объемов продаж 5
1.2 Методы прогнозирования объемов продаж 6
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ объемов продаж на промышленном рынке в Республике Беларусь на современном этапе 15
2.2 Проблемы развития промышленного комплекса Республики Беларусь 17
3 ПРОГНОЗЫ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Приоритеты развития промышленного комплекса Республики
Беларусь 19
3.2 Создание эффективной товаропроводящей сети и развитие финансовых схем реализации продукции на промышленном рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

работа №1.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

 

Прогнозирование на уровне хозяйствующих субъектов является процессом прогнозирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий. В рыночной экономике совершенствование прогнозирования на микроуровне осуществляется непрерывно; оно в условиях рыночной экономики имеет качественно более существенное значение по сравнению  с директивно-плановой экономикой. Без этого не может быть достигнут тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное усовершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива.

Под  прогнозированием финансового  состояния принимают приведение объема и размещение финансовых ресурсов на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития как субъекта хозяйственной деятельности на фоне реальной экономической жизни общества.

Объектом прогнозирования в  первую очередь должен быть объем  финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение за период, относительно которого составляется прогноз. Такими ресурсами являются прибыль, остающаяся после уплаты всех налогов и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет цены на продукцию.

Товар является неотъемлемой частью любой экономической системы, при любом способе производства. Само понятие «товар» возникает примерно одновременно с появлением в обществе таких базовых экономических понятий как средства производства, деньги и др. Именно он является целью обмена, возникающего между представителями разных слоев общества. Именно изучая основные особенности товара как экономического явления, системы формирования ассортимента в зависимости от уровня спроса на товар, можно наиболее грамотно проследить процесс взаимодействия основных экономических механизмов, таких как спрос и предложение, наиболее полно изучить саму экономику непосредственно в процессе ее функционирования. При этом, хочется подчеркнуть, что качество товаров в процессе функционирования любого типа экономики играет определяющую роль при формировании определенного уровня спроса на товар.

Объектом исследования является прогнозирование  объемов продаж.

Предметом исследования является промышленный рынок Беларуси.

Цель курсовой работы – рассмотреть прогнозирование объемов продаж  на промышленном рынке в Беларуси.

Для достижения поставленной цели в  курсовой работе необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотрение теоретических основ прогнозирования объемов продаж;
  • анализ объемов продаж на промышленных рынках Беларуси;
  • прогнозы объемов продаж промышленных рынков Республики Беларусь.

В процессе исследования были использованы такие методы общенаучного познания, как экономико-статистические методы, методы сравнения, агрегирования и математического моделирования, аналитической группировки и др.

 

 

1 Теоретические основы  прогнозирования объемов продаж

1.1 Цели и задачи прогнозирования объемов продаж

 

 

 

Одна из важных составляющих успеха промышленного предприятия – качественное прогнозирование продаж. Правильно рассчитанный прогноз позволяет более эффективно вести бизнес, прежде всего, контролировать и оптимизировать расходы. Кроме того, если речь идет о продукции, это позволяет сформировать оптимальные (а не завышенные или заниженные) запасы продукции на складе

Прогноз продаж — это величина объема продаж, которую возможно достигнуть при выполнении неких условий  или при реализации некоторых  событий. Данная величина может использоваться для уточнения плана продаж [14, c.58].

План продаж — это величина объема продаж, которую необходимо достигнуть, выполнив некоторые действия. На план продаж «завязано» практически все планирование в компании, он часто используется в расчетах мотивационных схем, нередко на него ориентируются акционеры и инвесторы [11, c.38].

Очень важно, чтобы менеджер по продажам имел представление о том, что произойдет в будущем, поскольку это поможет ему планировать свои действия в случае возникновения тех или иных событий. Многие менеджеры по продажам не признают того, что прогнозирование объема продаж является одной из их обязанностей и оставляют это на усмотрение бухгалтеров, которым необходимо заниматься прогнозированием для составления бюджетов.

Цель прогнозирования объема продаж - позволить менеджерам заранее планировать  деятельность наиболее эффективным образом [8, c.29]. Следует еще раз подчеркнуть, что именно менеджер по продажам является тем человеком, который должен отвечать за эту задачу. У бухгалтера нет возможностей предсказывать, будет ли рынок подниматься или падать; все, что он может сделать в этих условиях, — это экстраполировать результаты на основе предыдущих продаж, оценивать общий тренд и делать прогнозы на основе этого. Именно менеджер по продажам является тем человеком, который должен знать, в каком направлении двигается рынок, и если задача прогнозирования объема продаж оставляется на усмотрение бухгалтера, это означает, что менеджер по продажам игнорирует важнейшую часть своих обязанностей. Кроме того, к процедуре прогнозирования объема продаж следует подходить серьезно, поскольку из нее вытекает планирование всего бизнеса; если прогноз является ошибочным, то и планы будут такими же неточными.

То есть планирование вытекает из прогнозирования объема продаж, и  целью планирования является распределение  ресурсов компании таким образом, чтобы обеспечить эти ожидаемые продажи. Компания может прогнозировать свой объем продаж либо на основе продаж на рынке в целом (что называется прогнозом рынка), определяя свою долю в этом объеме, либо прогнозировать непосредственно свой объем продаж.

1.2 Методы прогнозирования объемов продаж

 

 

Прогнозирование продаж — один из самых важных информационных инструментов планирования деятельности как компании в целом, так и каждого ее подразделения [9, c.64]. Например, финансовый отдел использует прогноз продаж для планирования денежных потоков, принятия инвестиционных решений и составления операционных бюджетов; производственный отдел — для определения объемов, составления графиков производства и управления товарно-материальными запасами; отдел кадров — для планирования потребности в работниках и в качестве исходной информации при заключении коллективных договоров; отдел закупок — для планирования совокупной потребности компании в материалах и составления графиков их поставок; отдел маркетинга — для планирования программ маркетинга и сбыта и распределения ресурсов между различными видами маркетинговой деятельности. На первый взгляд может показаться, что, чем крупнее компания, тем важнее точность прогноза; на самом же деле нет принципиальной разницы между ошибкой, сделанной при прогнозировании продаж киоска, и ошибкой, допущенной при прогнозировании сбыта крупного завода. Особенно опасны ошибки в прогнозировании продаж начинающих фирм — ведь у них, в отличие от более опытных компаний, как правило, нет дополнительных ресурсов для покрытия дефицита, который может возникнуть в результате неправильного планирования.

Прогноз продаж применяется также  для планирования и оценки работы каждого продавца. Он используется для установления квот продажи, формирования схемы оплаты труда и оценки деятельности торгового персонала, поэтому очень важно, чтобы менеджеры по продажам были хорошо знакомы с основными методами прогнозирования продаж. Для прогнозирования продаж используются субъективные и объективные методы (рисунок) [6, c.83].

Рисунок -  Классификация  методов прогнозирования продаж

 

I. Субъективные методы прогнозирования продаж при составлении прогноза не используют количественные (эмпирические) и аналитические данные продаж, а основываются на субъективных мнениях разных специалистов.

1) Ожидания пользователей [2, c.38].

Метод ожиданий пользователей в  прогнозировании продаж известен также  как метод намерений покупателей, поскольку основывается на высказываниях  потребителей об их готовности приобрести тот или иной товар.

Метод ожиданий пользователей в  прогнозировании продаж обычно дает оценки, более близкие к потенциалу рынка или потенциалу продаж, чем  к прогнозам продаж. Этот метод  можно использовать скорее в качестве индикатора привлекательности для  компании определенного рынка либо его сегментов, чем как инструмент прогнозирования продаж. В большинстве случаев намерения покупателей отделены от реальной покупки огромной пропастью, преодолеть которую должен маркетинговый план компании. Особенно важно помнить об этой пропасти при разработке и выводе на рынок новых товаров или услуг.

Недостатки этого метода очевидны. Зачастую компания тратит большие средства на маркетинговые исследования, а  потом не может продать новый  товар, необходимость которого в  материалах исследований казалась очевидной. Это говорит о том, что прогноз продаж на основе метода ожиданий пользователей может давать неверные результаты. Для планирования своей деятельности компании нужно знать, что именно потребитель хочет получить от товара или услуги. Предположим, покупатель хочет меньше тратить времени на покупку продуктов. Только фирма (но не потребитель), обладая всей информацией о рынке и спросе, может поставить задачу: построить магазин в новом густонаселенном районе или организовать продажу продуктов через Интернет с доставкой на дом.

2) Мнение продавцов [1, c.55].

Метод прогнозирования продаж на основе мнения продавцов или торгового  персонала — это выявление  данных о том, какой объем продукции  каждый сотрудник сбыта рассчитывает продать в течение определенного периода.

Полученные оценки проверяются, обсуждаются  и корректируются на разных уровнях  управления с учетом точности предыдущих прогнозов каждого представителя  сбыта. По разным причинам сотрудники могут либо недооценивать, либо переоценивать свои возможности. Например, если какие-то товары компании оказываются в дефиците (например, из-за нехватки исходных материалов или быстрого роста рынка) или доступны лишь ограниченному кругу потребителей (например, в случае проведения краткосрочной кампании по стимулированию сбыта), сотрудники сбыта завышают свои возможности в ожидании, что им выделят больше “дефицитных” товаров. Если же квоты продажи являются производными от прогнозов, то торговый персонал склонен недооценивать возможные объемы продаж, чтобы получить квоту поменьше и выполнить ее без излишних усилий. Превысив прогнозируемые показатели, такой работник зарекомендует себя как эффективный продавец и может даже получить материальное вознаграждение.

3) Мнение менеджеров компании [8, c.71].

Метод прогнозирования продаж, базирующийся на выявлении оценок или коллективного мнения менеджеров/руководителей компании, — это проводимый внутри фирмы-продавца формальный или неформальный опрос ключевых руководителей для получения их оценки будущих продаж. Все оценки экспертов объединяются в прогноз продаж компании — иногда путем простого усреднения индивидуальных оценок. В других случаях явно расходящиеся между собой точки зрения опрашиваемых обсуждаются в группе, где и достигается консенсус. Первоначальные позиции экспертов могут означать не более чем интуитивную догадку того или иного руководителя о будущем развитии событий. Бывает, что мнение руководителя базируется на богатом фактическом материале, а иногда даже на первоначальном прогнозе, выполненном какими-нибудь иными способами.

4) Метод Дельфи [9, c.80]

Метод Дельфи позволяет получить более  точный прогноз. Он базируется на интерактивном  подходе с повторными измерениями  и контролируемой анонимной обратной связью (вместо непосредственного общения  экспертов и обсуждения ими своих оценок будущего сбыта). При этом каждый эксперт готовит собственный прогноз на основе имеющихся у него фактов, данных и общего знания среды, в которой работает компания. Затем координатор на основе полученных прогнозов составляет обобщающий отчет и вручает его каждому из участников. Как правило, этот отчет содержит индивидуальные прогнозы каждого эксперта, рассчитанный средний показатель и разбросы оценок. Обычно экспертов, чьи первоначальные оценки резко расходятся с усредненным показателем, просят аргументировать свою точку зрения, и эти мнения также включаются в итоговый документ. Участники “опроса” изучают его и предлагают новый вариант прогноза. Обычно эксперты приходят к единому мнению в результате нескольких итераций. Опыт показывает, что разброс данных постепенно уменьшается, поскольку оценки экспертов сближаются, а совокупное мнение группы дает результат, близкий к объективным показателям.

II) Объективные методы прогнозирования продаж [10, c.104].

Объективные методы прогнозирования продаж базируются в основном на количественных (эмпирических) и аналитических данных.

  1. Рыночное тестирование

Метод рыночного тестирования предполагает продажу товара в нескольких считающихся  репрезентативными географических регионах для выяснения реакции потребителей, с последующим проецированием полученных данных на весь рынок в целом. Нередко такой метод используется для разработки нового товара или усовершенствования старого.

Многие фирмы рассматривают  результаты рыночного тестирования как важнейшее свидетельство отношения потребителей к новому товару и конечный показатель потенциала рынка. Исследования показывают, что примерно три из четырех товаров, получивших одобрение потребителей в ходе рыночного тестирования, добиваются успеха на рынке, а четыре из пяти товаров, не выдержавших тестирование, терпят неудачу. И все же рыночное тестирование имеет ряд недостатков.

  1. Анализ временных рядов

Прогнозирование продаж с использованием анализа временных рядов базируется на анализе данных за прошедшие периоды. В простейшем случае прогноз предполагает, что объем сбыта в следующем году будет равен объему сбыта в текущем году. Такой прогноз может оказаться достаточно точным для зрелой отрасли, характеризующейся незначительными темпами роста рынка. В других обстоятельствах необходимо использовать более сложные методы анализа временных рядов. Здесь мы рассмотрим следующие методы [5, c.92]:

Информация о работе Цели и задачи прогнозирования объемов продаж