Анализ затрат предприятия на примере Казанского моторостроительного производственного объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ затрат предприятия на примере Казанского моторостроительного производственного объединения.
Основными задачами являются:
- изучить теоретические аспекты анализа затрат продукции;
- провести анализ затрат на производство промышленной продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение;
- выявить резервы снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии;
- предложить основные направления по снижению себестоимости продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение.

Файлы: 1 файл

Диплом Гарипова А.С..doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Факторная модель общей суммы прямой заработной платы выглядит следующим образом:



Для расчета  влияния этих факторов необходимо иметь  следующие исходные данные за 2008 г. (приложение М).

Сумма прямой зарплаты на производство продукции:                  тыс. руб.

базовая величина  ∑(VВП i0 · УТЕ i0 · ОТ i0)                             772 767

базовая  величина, пересчитанная  на фактический

выпуск продукции при  базовой ее структуре

ЗП0 · КВП = 772 767 · 1,022                                                                       789 768

по базовому уровню затрат на фактический выпуск продукции

отчетного периода ∑(VВП i1 · УТЕ i0 · ОТ i0)                             823 513

фактически в отчетном периоде  при базовом уровне

оплаты труда ∑(VВП i1 · УТЕ i1 · ОТ i0)                                 748 426

фактически в отчетном периоде 

∑(VВП i1 · УТЕ i1 · ОТ i1)                                                         818 328

Общий перерасход по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции составляет тыс. руб. 45 561 тыс. р. (818 328 – 772 767), в том числе за счет:

увеличения объема выпуска  продукции:

∆ ЗПvвп = 789 768 – 772 767 = + 17 001тыс. р.;

снижения трудоемкости продукции:

∆ ЗПУТЕ = 748 426 – 823 513 = - 75 087 тыс. р.;

повышения уровня оплаты труда:

∆ ЗП = 818 328 – 748 426 = + 69 902 тыс. р.

Перерасход по прямой заработной плате составляет за счет увеличения объема выпуска продукции на 17 001 тыс. р., повышения уровня оплаты труда на 69 902 тыс. р., экономия произошла за счет снижения трудоемкости продукции на 75 087 тыс. р. Это связано с тем, что на предприятии в 2008 году наблюдается увеличение объема производства продукции, рост производительности труда, было произведено снижение трудоемкости после внедрения.

 

2.7 Анализ прямых и косвенных затрат

 

Различают затраты  прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции. На основе данных приложения Н рассмотрим прямые и косвенные затраты (таблица 11).

         Приведенные данные показывают, что рост затрат произошел  по всем статьям прямых и  косвенных расходов на 692 725 тыс. р.  (3 509 026 – 2 816 301) по отношению 2007 г. к 2006 г. и на 389 584 тыс. р. ( 3 898 610 – 3 509 026) по отношению 2008 г. к 2007 г..

 

Таблица 11 - Учет расходов на производство и реализацию по ОАО КМПО

                                                                                                                                                   тыс. р.

Виды затрат

2006 г

2007 г

2008 г

         1. Прямые  расходы

     

1.1. Прямые расходы по произ-ву  и реализации товаров, работ,  услуг собственного произ-ва 

 

 

1 790 761

 

 

2 185 528

 

 

2 479 260

1.2.  Прямые расходы по реализации покупных товаров

 

24

 

32

 

33

ИТОГО прямые расходы, относящиеся  к реализованной продукции, товарам

 

 

1 790 785

 

 

2 185 560

 

 

2 479 293

2. Косвенные расходы и расходы,  учитываемы в особом порядке

     

2.1. Расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт, ТО основных средств и прочего имущества:

 

 

44 496

 

 

59 256

 

 

61 583

   материальные расходы

19 053

25 374

26 370

   расходы на оплату труда

24 986

33 273

34 580

   услуги по ремонту сторонних  организаций

 

457

 

609

 

633

2.2. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки

 

 

218

 

 

291

 

 

302

2.3. Прочие материальные расходы

326 509

434 807

451 890

   прочие материальные расходы  на производственные и хоз-ные  нужды

 

183 130

 

243 875

 

253 452

   энергоресурсы

108 694

144 742

150 433

   работы и услуги производственного  характера 

 

34 685

 

46 190

 

48 004

2.4. Прочие расходы на оплату  труда

373 595

455 325

517 056

2.5. Прочая амортизация, в т.ч. 

50 850

67 718

70 377

   Расходы на капитальные  вложения в основные средства

 

1 436

 

1 913

 

1 988

2.6. Прочие расходы на производство  и реализацию

 

229 848

 

306 069

 

318 109

ИТОГО косвенные расходы и расходы, учитываемые в особом порядке

 

 

1 025 516

 

 

1 323 466

 

 

1 419 317

Всего расходов на производство и  реализацию

 

2 816 301

 

3 509 026

 

3 898 610


 

Прямые расходы увеличились  на 394 775 тыс. р. (2 185 560 – 1 790 785) по отношению 2007 г. к 2006 г., на 293 733 тыс. р. (2 479 293 – 2 185 560) по отношению 2008 г. к 2007 г. Косвенные расходы увеличились на 297 950 тыс. р. (1 323 466 – 1 025 516) или на 29,1 % по отношению 2007 г. к 2006 г., на 95 851 тыс. р. (1 419 317 – 1 323 466) по отношению к 2008 г. к 2007 г. В 2008 г. наблюдается увеличение прямых расходов на 11,8 %, косвенных на 7,2 %. Рост затрат произошел по следующим причинам: возврат продукции покупателем с целью устранения недостатков и доработки; в связи с наличием в производстве на конец 2008 года ряда крупных заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложения по снижению себестоимости продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение

3.1 Модели сокращения затрат предприятия

 

Основными источниками  резервов снижения себестоимости промышленной продукции (P↓C) являются:

 

  1. увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП).
  2. сокращение затрат на ее производство (Р↓3) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.[17].

Дополнительные затраты  на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, мате-риалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необ-ходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на факти-ческий уровень удельных переменных затрат:

 

Фактический выпуск двигателя  НК - 16 СТ составляет 16 шт, резерв его увеличения – 2 шт; фактическая сумма затрат на производство всего выпуска – 363 110 тыс. р.; резерв сокращения затрат по всем статьям – 13 072 тыс. р.; дополнительные переменные затраты на освоение резерва увеличения производства продукции – 31 272 тыс. р. (2 х 15 636 тыс. р.). Отсюда резерв снижения себестоимости двигателя НК - 16 СТ:      

        

P↓C = (363 110 – 13 072 + 31 272) / (16 + 2) – 363 110 / 16 =

 

21 184 – 22 694 = - 1510 тыс.р.

 

Далее рассмотрим предложения  по снижению себестоимости продукции.

 

Сокращение  затрат неотделимо от понятия "эффективность  затрат" или их рентабельности. Если не вдаваться в тонкости, то рентабельность определяется как выручка, отнесенная к затратам. Можно выделить три  основных модели повышения эффективности  затрат:

"чистое" снижение  издержек - при сокращении издержек  не снижается выручка (т.е. основная  экономия происходит за счет  постоянных затрат);

"интенсификация" затрат - при незначительном увеличении  издержек существенно повышается  и выручка. Как правило, это  означает на практике, что внедрение нового оборудования, технологии позволяет повысить производительность оборудования, а следовательно, и выручку;

"фиксация" затрат - при увеличении выручки  затраты не увеличиваются. Как  правило, это означает либо  примитивное повышение цены на продукцию, либо равноценный рост производительных затрат и снижение непроизводительных (таблица 12).

 Таблица 12 - Достоинства и недостатки моделей 

                                                                                                                                         

Модель повышения 
эффективности  
затрат    

Преимущества  

Недостатки     

Выводы  

"Чистое"         
снижение         
издержек       

Реально снижаются  
издержки за счет   
устранения         
непроизводительных 
затрат;            
повышается         
рентабельность   

Требуется серьезный     
анализ затрат компании; 
существует риск         
недовольства персонала, 
а также снижения        
производительности      
труда в результате      
устранения              
действительно           
необходимых затрат    

Эффективна    
для развитых  
компаний    

"Интенсификация" 
затрат         

Увеличивается      
выручка за счет    
внедрения новых    
технологий и       
повышения выпуска  
продукции;         
поддерживается     
большинством       
персонала          
(в случае          
грамотной          
мотивации);        
повышается         
рентабельность   

Возможна лишь в случае  
доступности новых       
рынков сбыта и          
потребителей;           
требуются инвестиции    
и их обоснование      

Эффективна    
для           
развивающихся 
компаний на   
развивающихся 
рынках      

"Фиксация"       
затрат         

Повышается         
рентабельность     
при фиксированных  
издержках;         
увеличивается      
выпуск продукции   
при снижении       
затрат           

Повышение цен  не всегда 
возможно;               
в случае роста выпуска  
продукции не избежать   
увеличения затрат     

Эффективна    
для компаний, 
использующих  
бережливое    
производство


 

Разумеется, это  всего лишь модели. В реальной обстановке компания выполняет различные виды деятельности, взаимодействует со множеством поставщиков, партнеров, покупателей, в ней работает персонал с определенной квалификацией и т.д., поэтому лучше всего не следовать одной модели при сокращении затрат, а применять их дифференцированно, по ситуации [18].

Какой бы вариант  сокращения издержек компания ни выбрала, в любом случае следует начинать с уменьшения так называемых непроизводительных затрат. Это такие затраты, которые  не добавляют ценности (качества) готовой продукции (работам, услугам), востребованной потребителем. К ним относятся: перепроизводство продукции; дефекты и переделка; передвижения и перемещения материалов, деталей, инструмента; запасы; излишняя обработка; ожидание.

Проблему перепроизводства продукции можно выразить одной  фразой "Производим больше, чем можем  продать". К перепроизводству продукции  приводят недостатки планирования выпуска  продукции, неадекватное понимание  потребностей клиентов, большие производственные заделы. В результате затрачивается масса ресурсов, времени и т.п., что в конечном счете сводится к денежным издержкам, а отдачи (выручки) компании не получает. Предприятие, занимающееся разработкой программного обеспечения, на этапе проектирования допускает много ошибок, которые приходится устранять на этапе его внедрения, что весьма трудоемко и затратно с финансовой точки зрения.

Дефекты и переделка, т.е. неисправимый и исправимый брак, также вредны с точки зрения издержек - на них тратятся ресурсы, а отдачи нет (либо она относительно небольшая в случае неисправимого брака).

Излишние перемещения  материалов, деталей, инструмента из-за их нерационального расположения не добавляют никакой добавленной  ценности и, следовательно, просто бесполезны.

Излишние запасы "омертвляют" оборотный капитал, а также требуют дополнительных расходов на хранение. Причиной их возникновения являются недостатки планирования потребностей, тяготение к закупке "про запас", наличие "неликвидов".

Излишняя обработка  означает добавление продукции таких свойств и такого качества, которые не востребованы потребителем и за которые он не готов платить.

Ожидание - это, по сути, простои в работе, а простои  для компании - это недополученная прибыль. Они возникают по различным  причинам: необязательность внешних и внутренних поставщиков, длительные переналадки оборудования, ремонтные работы, некачественное планирование загрузки производственных мощностей и т.д.

Информация о работе Анализ затрат предприятия на примере Казанского моторостроительного производственного объединения