Анализ взаимосвязи между институтами и экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Экономическому росту, как важнейшей характеристике развития национальной экономики посвящено большое количество фундаментальных исследований. В современном мире не существует практически ни одного государства, для которого проблема обеспечения долговременного экономического роста не была бы одной из центральных целей экономической политики. Особенную остроту данная проблема приобретает применительно к национальной экономике России, переживающей длительный период трансформации социально-экономических отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ основных существующих подходов к измерению институциональных характеристик экономического развития………………………………………………………………………..5
1.1Обзор современных исследований взаимосвязи институтов и экономического роста……………………………………………………………………………6
1.2 Влияние институциональных факторов на экономический рост в переходных экономиках…………………………………………………………………….11
Глава 2. Институты развития как факторы экономического роста………..17
2.1 Влияние институтов развития на экономику в теории и практике………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИЭ2.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

ОАО "Российская венчурная компания" создано в целях стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов. Уставный капитал ОАО РВК сформирован в 2006-2007 гг. за счет средств Инвестиционного фонда России в размере 25 млрд руб.(8. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.08.2006 N 516 "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания".).

Основная деятельность следующего института развития, ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (далее - Фонд), направлена на финансирование инновационных предприятий отрасли информационно-коммуникационных технологий(9. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2006 N 476 "О создании открытого акционерного общества "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий".

Уставный капитал Фонда сформирован в 2006 г. за счет средств Инвестиционного фонда РФ в размере 1,45 млрд руб.

В ближайшее время будет обеспечено увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций Фонда в объеме 100% от размера уставного капитала минус одна акция с оплатой акций, дополнительно размещаемых посредством открытой подписки(10. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".).

Финансирование проектов в области информационно-коммуникационных технологий будет осуществляться только после снижения доли находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных акций до 51 % от общего числа обыкновенных именных акций Фонда.

ГК "Российская корпорация нанотехнологий" создана в 2007 г. как некоммерческая организация со специальной правоспособностью в целях содействия реализации государственной политики и развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии (11. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий".).

Корпорация для достижения своей деятельности реализует следующие функции - осуществляет отбор, финансирование и мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий; осуществляет финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере нанотехнологий; а также осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий. Для достижения поставленных целей Корпорация из федерального бюджета получит 130 млрд руб.

К прочим задачам, направленным на развитие российской экономики можно отнести реформирование жилищно-коммунального хозяйства и развитие сельского хозяйства.

ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" является институтом развития ипотечного жилищного кредитования (12 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию").

 Задачами Агентства являются: создание единых стандартов ипотечного  жилищного кредитования, обеспечение  доступности ипотечных кредитов  для широких слоев населения  на всей территории России, создание возможности рефинансирования для ипотечных кредиторов, создание вторичного рынка для обязательств, обеспеченных ипотекой, формирование рынка ипотечных ценных бумаг 13. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 N 628 "Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" является кредитной организацией, созданной в 2000г. в целях формирования эффективной системы кредитно-финансового обслуживания агропромышленного комплекса. Основными целями деятельности банка являются комплексное банковское обслуживание товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, участие в реализации кредитно-денежной и финансово-экономической политики государства в агропромышленном комплексе (АПК), внедрение инструментов развитого финансового рынка в механизм финансирования товарного сельскохозяйственного производства и его инфраструктуры.

В течение всего периода своей деятельности банк работает с прибылью, часть из которой после выплаты дивидендов акционеру - государству направлялась на увеличение капитала. За семь лет работы банк предоставил более 380 тыс. кредитов на общую сумму более 380 млрд руб., в том числе более 290 млрд руб. (около 80 %) в секторе АПК. Участие государства в увеличении уставного капитала банка предусматривает внесение денежных средств в уставный капитал в 2008 г. - 5,7 млрд руб., в 2009 - 2012 гг. - по 1 млрд руб. в год(17. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы".).

Следующий институт развития, специализирующийся на сельском хозяйстве, - ОАО "Росагролизинг". Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО "Росагролизинг" создана в 2001 г. в целях обеспечения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием, комплектующими и запасными частями, а также племенной продукцией за счет средств, выделяемых из бюджета РФ. Целью ОАО "Росагролизинг" является реализация мер по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей на основе системы аграрного лизинга, а также реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в части развития племенного животноводства.

Всего на государственную программу развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 гг. за счет средств федерального бюджета будет выделено около 551,3 млрд руб. (2008 г. - 76,3 млрд руб., 2009г. - 100 млрд руб., 2010г. - 120 млрд руб., 2011 г. - 125 млрд руб., 2012г. - 130 млрд руб.), за счет средств бюджетов субъектов РФ - 544,3 млрд руб. (2008 г. - 83 млрд руб., 2009 г. - 99,4 млрд руб., 2010г. - 108,3 млрд руб.,2011 г. - 121,2 млрд руб., 2012 г. - 132,4 млрд руб.), за счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь около 311 млрд руб. (19. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы".).

Несмотря на небольшой опыт и молодость институтов развития, уже существуют общие проблемы и основные направления совершенствования деятельности институтов развития. Кроме обозначенных целей и задач для институтов развития необходимо разработать и утвердить стратегию развития для каждого института; определить четкие тактические механизмы принятия решений (утверждение документов, регламентирующих критерии и процедуры отбора проектов, порядка инвестирования временно свободных средств и т.д.); ежемесячно проводить мониторинги результатов деятельности институтов развития (с помощью критериев оценки эффективности деятельности) на их соответствие целевым показателям и задачам.

При определении целевых показателей функционирования институтов развития необходимо учитывать следующие тенденции.

Основная добавленная стоимость (в 2007 - 2008гг. около 92 - 96% ВВП) в российской экономике используется на стадии потребления (около 70 - 72%) и накопления (до 23 - 25%). Увеличение с 2006г. объемов потребления (на 3,4%) и накопления (на 2,1 %) привело к снижению в 2007 - 2008 гг. объемов чистого экспорта до 4 - 7%. Поэтому дальнейшее расширение и наращивание производства с высокой добавленной стоимостью должно быть ориентировано не только на замещение аналогичной импортной продукции на внутреннем рынке, но и на рост потребления конкурентоспособной отечественной продукции на внешнем рынке. А именно, доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не менее 20% (2007 г. - 11 %), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 3 процентных пунктов (2007г. - 1, 2%); доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 50 % (2007г. - 10%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - до 30% (2007г. - 2,5%).

Далее, в мировой экономике происходит наложение мирового воспроизводственного процесса на тенденции развития международного финансового рынка. В результате усиливается сращивание глобального финансового рынка и национальных экономик. Финансовый рынок обостряет существующие диспропорции воспроизводственного процесса путем перетока капитала в наиболее прибыльные сектора мировой экономики.

И наконец, внедрение инновационных подходов во всех отраслях экономики, быстрое развитие электронно-информационного обслуживания всех стадий воспроизводственного процесса, появление инновационных форм международных расчетов требует модернизировать российскую экономику новыми технологиями и техникой. Следовательно, необходимо активизировать фундаментальные и прикладные исследования и разработки (затраты должны подняться до 3 - 4% ВВП (2007г. - 1 % ВВП), создать рынок венчурного капитала.

Очевидно, что все обозначенные тенденции, связанные с расширением инвестиций государственного сектора, приводят к инфляционным ожиданиям, которые представляют собой оценку субъектами рынка изменения (чаще роста) темпов инфляции в будущем периоде. Инфляция в данном случае может быть вызвана разными факторами: это любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета (даже такие, казалось бы, справедливые и благородные, как увеличение размера трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)), или увеличение заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников государственных предприятий, и т.д. Не секрет, что инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает макроэкономическую стабильность в стране.

Вопрос: что первичнее - экономический рост или инфляция - остается самым актуальным в рамках экономической политики государства. По мнению автора, следует проранжировать взаимосвязь темпов экономического роста и инфляции. Известно, что темпы роста цен начинают снижаться, если экономический рост превышает 3-4% уровень, и наоборот, инфляция до 3-4 % в год служит катализатором для прироста темпов экономического роста.

Таким образом, государство может "закрывать глаза" на инфляцию до уровня 3 - 4 % годовых, так как она окупится в приросте доходов. К сожалению, пока что Российская Федерация имеет инфляцию намного выше желаемого предела и не может себе позволить "закрывать глаза на инфляцию", поэтому прирост темпов экономического роста возможен за счет снижения темпов инфляции. Однако использование инфляционного показателя в качестве показателя социальной эффективности государственных инвестиций (social rate return on investments - SRRI) является вполне объективным процессом.

Данная тенденция очевидна, когда государственные инвестиции, с одной стороны, используются как бесплатные деньги, и установление требуемой доходности государства на вложение капитала из государственных средств, например Инвестиционного фонда на уровне 4%, используется исключительно для аналитических целей и не носит никакого практического характера. Но с другой стороны, в среднем до 2015 г. на 1 руб. государственных средств Инвестиционного фонда будет привлечено около 3 руб. частных инвестиций, в государственную казну по всем видам налогов вернется около 2,5 руб., будет создано более 500 000 новых рабочих мест, - то есть вклад в экономический рост ощутим.

Поэтому достаточная капитализация институтов развития - основа обеспечения не только их финансовой устойчивости, но и вклад в финансовую устойчивость государства в целом. Масштабность задач, которые они решают, требует сосредоточения в них значительных финансовых ресурсов.

Совокупный макроэкономический эффект от реализации инвестиционного проекта оценивается как сумма прямого(20. Прямой макроэкономический эффект от реализации инвестиционного проекта оценивается как объем ВВП, обусловленный непосредственным влиянием реализуемого инвестиционного проекта на формирование показателей по счету использования ВВП: объема валового накопления, поставок на внутренний рынок потребительских товаров и услуг, экспорта и импорта.) и косвенного(21. Косвенный макроэкономический эффект - дополнительные доходы, образующиеся в экономике под влиянием использования прямых доходов участников хозяйственной деятельности (населения, предприятий, государства) на покупки российских потребительских и инвестиционных товаров и услуг.) макроэкономического эффекта, связанного с реализацией инвестиционного проекта, и характеризует объем ВВП, обусловленный реализацией инвестиционного проекта в периоде t.

Именно с помощью интегрального индикатора экономической эффективности инвестиционного проекта предлагается оценить вклад инвестиционных, операционных и финансовых потоков, генерируемых институтами развития до 2020г., в прирост темпов экономического роста российской экономики.

Таким образом, российские институты развития являются своевременным, необходимым и эффективным инструментом государственной экономической политики, позволяющим комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами; диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств; а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Влияние институтов развития  на экономику в теории и  практике.

Россия располагает огромным числом институтов развития. Но их деятельности мешает непрозрачность, отсутствие координации и нехватка ресурсов. В России существует, по меньшей мере, десяток организаций, которые претендуют на звание институтов развития. Но понять, чего же они стоят, можно будет только в будущем. Система ИР была сформирована практически накануне кризиса, который дезорганизовал ее работу. Крупнейший российский институт Внешэкономбанк был вынужден забыть, что он Банк развития, и заняться распределением антикризисной помощи. И вот теперь, когда экономика медленно выходит из стагнации, сформированная система сможет наконец показать себя. Или нет.

Информация о работе Анализ взаимосвязи между институтами и экономическим развитием