Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа затрат на производство продукции.
Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
Исходя из поставленной, цели можно выделить задачи курсовой работы:
1. Определение понятия и видов себестоимости;
2. Рассмотрение методики анализа себестоимости продукции;
3. Рассмотрение экономической характеристики предприятия;
4. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции, их структуры;
5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции 4
1.1 Понятие и виды себестоимости 4
1.2 Методика анализа себестоимости продукции 12
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка» 22
2.1 Экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Анализ затрат на производство продукции 24
2.3 Резервы снижения себестоимости ………………………………………30
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая ЭА.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции 4

1.1 Понятие и виды себестоимости 4

1.2 Методика анализа себестоимости продукции 12

Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка» 22

2.1 Экономическая характеристика предприятия 22

2.2. Анализ затрат на производство продукции 24

2.3 Резервы снижения себестоимости  ………………………………………30

Заключение 31

Список литературы 34

Приложения 36

 

 

Введение

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической  эффективности ее производства. В  ней отражаются все стороны хозяйственной  деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов  хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое  значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Целью курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции  на примере ИП «Мясная лавка».

В первой главе рассмотрены теоретические  основы анализа затрат на производство продукции.

Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции на примере  ИП «Мясная лавка».

Исходя из поставленной, цели можно  выделить задачи курсовой работы:

1. Определение понятия и видов  себестоимости;

2. Рассмотрение методики анализа  себестоимости продукции;

3. Рассмотрение экономической характеристики  предприятия;

4. Анализ затрат на производство  и себестоимости продукции, их  структуры;

5. Выявление резервов снижения  себестоимости продукции.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа  затрат на производство продукции

1.1 Понятие и виды себестоимости

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти  издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую  часть стоимости продукции и  зависит от изменения условий  производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число  особо значимых показателей эффективности  хозяйственной деятельности. Она  представляет собой затраты предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и  доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, практически  невозможно определить прибыль. А для  формирования отпускной цены нельзя обойтись без себестоимости [с.672; 1]. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место, расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.  Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важных функций [с.216; 2]:

  1. обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
  2. является основой для формирования уровня цен на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. служит для определения оптимальных размеров предприятия;
  4. служит для экономического обоснования целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия; так же принятие различных управленческих решений и др.

 

 В себестоимость входят затраты,  связанные:

  1. непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
  2. с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
  3. с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
  4. с затратами на ремонт основных производственных фондов;
  5. с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
  6. с расходами на реализацию продукции.

В зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие  виды себестоимости:

  1. себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.
  2. полная производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.
  3. полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
  4. индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.
  5. средняя себестоимость – данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

Калькулирование себестоимости продукции. В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов, часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций[с.574; 3]. Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются:

  1.  отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате);

  1. проценты за банковский кредит;

  1. затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянии;

  1. премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.

Для целей налогообложения  произведенные организацией затраты  корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В себестоимость  выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств, затраты на мероприятия  по охране здоровья и организации отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли [с.208; 4]. Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

  1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

  1. затраты на оплату труда;

  1. отчисления на социальные нужды;

  1. амортизация основных фондов;

  1. прочие затраты.

Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным  в соответствии с экономическим  содержанием в качестве основного  условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости  их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, непосредственно связанные с  производством продукции, обусловленные  технологией и организацией производства, связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного  процесса, обеспечением нормальных условий  труда и техники безопасности. Для внутрипроизводственного анализа  и выявления резервов снижения себестоимости  продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия  по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в  зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация  затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в  следующем виде:

  1. сырье и материалы;

  1. комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;

  1. топливо и энергия всех видов на технологические цели;

  1. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);

  1. потери от брака;

  1. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;

  1. отчисления на социальные нужды (в фонды обязательного страхования);

  1. затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

  1. общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)

  1. общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты;

  1. внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

В результате последовательного  сложения перечисленных калькуляционных  статей получается система показателей  себестоимости:

а) производственная себестоимость (ПС);

б) цеховая себестоимость (ЦС);

в) полная производственная или фабрично-заводская  себестоимость (ФЗС);

г) полная (коммерческая) себестоимость (КС).

Первые три показателя являются характеристиками производства, а четвертый включает в себя затраты, связанные не только с производством  продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и с процессом  ее реализации. Это, например, расходы  на непосредственные операции по продаже  продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты на все виды рекламы, выплата процентов по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством [с.424; 5]. В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:

а) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

б) цеховые расходы на управление.

Расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования – это амортизация оборудования и транспортных средств; издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования. В цеховые расходы на управление входят:

  • заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды;

  • затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений;

  • обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спец. обувь;

  • износ малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.

Общехозяйственные накладные  расходы, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы  в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.[с.672; 6]

Группировка по калькуляционным  статьям, кроме того, дает нам возможность  последующего разделения затрат на прямые и косвенные. Прямые (технологические) затраты характеризуются непосредственной связью с процессом производства и достаточно легко могут быть распределены по конкретным видам продукции. Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены к конкретному виду произведенного товара или услуги. Классификация затрат на переменные и постоянные отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата.              При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей. Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные затраты-затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся [с.832; 7]:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка»