Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭО (2).docx

— 158.24 Кб (Скачать файл)

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятия, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно вести работу по формированию товарного ассортимента. Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий. А также необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции. Дать оценку выполнения задания по сертифицированной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существовавшему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам.

Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана  по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту.

Существует несколько  способов расчета среднего процента выполнения задания по ассортименту.

Наиболее точно характеризует  степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.

                                                            (3)

где ВПф – общий фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту;

ВПпл – общий плановый выпуск продукции.

Продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Данный способ расчета  приемлем в том случае и на тех  предприятиях, где номенклатура выпускаемой  продукции невелика.

Оценка выполнения задания  по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению его выполнения. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним причинам относят  конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции велика, а следовательно, невозможно воспользоваться первым способом расчета, используют более простой способ.

Для этого необходимо определить сумму недовыпущенной продукции по изделиям, по которым план недовыполнен, вычесть полученную сумму из планового объема продукции, полученный результат разделить на сумму планового выпуска продукции и умножить на 100.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

 

ВПпл = V пл УД пл Ц пл;                                                          (4)

ВП усл1 = V ф УД пл Ц пл;                                                       (5)

ВП усл2 = V ф УД ф Ц пл;                                                        (6)

ВП ф = V ф УД ф Ц ф;                                                              (7)

 ВП Δ V = ВП усл1 – ВП пл;                                                       (8)

 ВП Δ УД = ВП усл2 – ВП усл1;                                                    (9)

 ВП Δ Ц = ВП ф – ВП усл2;                                                       (10)

 ВП = ВП Δ V + ВП Δ УД  + ВП Δ Ц = ВП ф – ВП пл.      (11)

 

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

 

ВП = VУДЦ;                                                                          (12)

ВПDV =VУДЦ пл;                                                              (13)

ВПDУД=VфУДЦпл;                                                          (14)

ВП=Vф УДф Ц;                                                              (15)

 ВП DV + ВП Δ УД + ВП Δ Ц = ВП.                                (16)

    

где ВП – изменение валовой продукции,

 V – изменение объема производства,  

Ц – изменение цены на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном  выражении.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности  производства и реализации продукции.

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Анализ рассматривает  скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное  обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и  технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это приводит к повышению  себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового  состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели – коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции  за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции  за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного  месяца, к третьей декаде предыдущего  месяца.

Косвенные показатели ритмичности  – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов  за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Коэффициент ритмичности  определяется:

 ,                                                             (17)

где Кр – коэффициент ритмичности;

плi – плановый выпуск продукции за i-e периоды;

ВПнi – недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

Коэффициент вариации определяется:

,                                                (18)

где – квадратическое отклонение от среднеквартального задания;

n – число периодов;                                                                                

 – среднеквартальный  плановый выпуск продукции.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также  показатель аритмичности, как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Если известны причины  недовыполнения (перевыполнения) плана  выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное  изменение объема производства продукции  по данной причине необходимо отнести  к общему показателю аритмичности и умножить на 100.

Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние  предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля. Внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

Так как на предприятии  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:

 

ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк,                     (19)

РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,                      (20) 

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска  товарной продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем  производства продукции:

а) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

 

ВП = ЧР ГВ,                                                        (21)

РП = ЧР ГВ Дв,                                               (22)

 

б) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

 

ВП = ОПФФО,                                                     (23)

РП = ОПФ  ФО Дв,                                            (24)

 

в) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

 

ВП = МЗМО,                                                        (25)

РП = МЗ МО Дв,                                              (26)

 

где ЧР – численность рабочих,

ГВ – годовая выработка,

Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции,

ОПФ – основные производственные фонды,

ФО – фондоотдача,

МЗ – материальные запасы,

МО – материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной  продукции можно произвести одним  из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз