Анализ показателей рентабельности производства в ЗАО «Завод низковольтных устройств» за 2012 - 2013гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ЗАО «Завода низковольтных устройств» за 2012 – 2013гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 114.58 Кб (Скачать файл)

Показатели  
руб.

За 2012 год

За 2013год

Отклонение

Темп роста, %

Финансовая структура капитала (ФСК)

1,0666

1,0708

0,0042

100,39

Коэффициент оборачиваемости  
активов (КОА)

1,8022

1,0043

0,7979

55,73

Норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам (НЭП)

0,3541

0,2083

0,1458

58,83

Ставка налогообложения (СН)

0,9573

0,9359

0,0214

97,76

Доля чистой прибыли в текущей прибыли (ДЧП)

1

1

0

100,00

Рентабельность собственного капитала (RСК), %

65,16

20,96

44,20

32,17


  Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%. Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения.    Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы (1.14), (1.15), (1.16), (1.17), (1.18):  
 1) влияние изменения финансовой структуры капитала:  
 руб., или 0,29%  
 2) влияние изменения оборачиваемости активов:  
 руб., или 28,96%  
 3) влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:  
 руб., или –15,01%  
 4) влияние изменения ставки налогообложения:  
 руб., или 48%  
 5) влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:  
 руб., или 0%.  
 Данные расчеты позволяют сделать вывод о том, что лишь благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала ЗАО «Завод низковольтных устройств» выросла (хотя и незначительно) и составила 29 коп. на один рубль вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов: замедление оборачиваемости на 44,27% (100%55,73%) по сравнению с 2012 годом повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,96%. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала.  
 
 2.3 Анализ рентабельности продукции  
 Изучение основной деятельности начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (1.19), получаем результаты за 2012 и 2013 года соответственно:  
   
или   .  
 Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.  
 Для характеристики рентабельности реализованной продукции ЗАО «Завод низковольтных устройств» применим формулу (1.20), а расчет произведем в таблице.  
Таблица 2.7  
Анализ рентабельности реализованной продукции ЗАО «Завод низковольтных устройств»

Показатели  
млн. руб.

За базисный период

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактическая себестоимость при базисных ценах

За отчетный период

Выручка от реализации

962269

650004

650004

782605

Полная себестоимость реализованной продукции

615259

415607,5

613366

613366

Прибыль от реализации

347010

234396,5

36638

169239

Рентабельность реализованной продукции, %

56,40

56,40

5,97

27,59


  Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2013 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%56,40%).  
 Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (1.21).  
Таблица 2.8  
Анализ рентабельности продаж ЗАО «Завод низковольтных устройств».

 

Показатели  
млн. руб

За 2012 год

За 2013 год

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от реализации

962269

782605

179664

81,33

Полная себестоимость реализованной продукции

615259

613366

1893

99,69

Прибыль от реализации

347010

169239

177771

48,77

Рентабельность продаж, %

36,06

21,63

14,44

59,97


  Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за 2013 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%-59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.  
 Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (1.22):  
 или 14,68%.  
 Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (1.23):  
 или 0,25%.  
 Из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 179664 млн. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости на 1893 млн. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%.  
 
 3. Методы повышения рентабельности предприятия  
 Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.  
 При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи[7].  
 Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены. Дефлятор цены  это показатель, характеризующий меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы)[3].  
 Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары.   Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.).  
 Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики[1].  
 Анализ уровня и динамики показателей рентабельности проводился на примере ЗАО «Завод низковольтных устройств». Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается сокращение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, доходность вложенных средств собственников предприятия в имущество, упала по сравнению с 2012 годом на 67,95%; рентабельность оборотного, или рабочего, капитала также снизилась на 67,31%; рентабельность основной, производственной деятельности – на 69,58% (при исчислении рентабельности с использованием чистой прибыли) и на 68,88% (с использованием валовой прибыли в качестве дохода).  
 Основной причиной такого снижения послужило достаточно резкое снижение валовой прибыли от осуществления основной деятельности ЗАО «Завод низковольтных устройств» на 177747 млн. руб. Причем большое влияние на это оказало изменение производственной себестоимости в отчетном году, что привело к снижению рентабельности производственной деятельности на 74,48 %. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%. Остальные факторы не оказали существенного влияния.  
 Другим, не менее важным фактором, оказавшим влияние на рентабельность хозяйственной деятельности стало замедление оборачиваемости материальных оборотных средств в результате их удельного роста по отношению к всему имуществу предприятия на 54,01%. Это влияние сказалось на уменьшении рентабельности производственной деятельности на 36,87%. Кроме того, увеличение доли основных производственных фондов в о общей стоимости имущества предприятия на 52 281 млн. руб. также снизило рентабельность на 19,01%.  
 Основным показателем, дающим оценку эффективности инвестиций собственников ЗАО «Завод низковольтных устройств», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, упал в отчетном году на 44,20%. Причем наибольшее влияние оказало замедление оборачиваемости активов на 44,27%, что вызвало спад уровня доходности собственного капитала на 28,96%.  
Что касается показателей рентабельности продукции, то они также снизились в 2013 году. Так, показатель рентабельности реализованной продукции составил в отчетном году 27,59%, что на 28,81% ниже предыдущего. Рентабельность продаж ЗАО «Завод низковольтных устройств» также упал на 14,44% по сравнению с предыдущим годом, а его темп роста сократился практически вдвое и составил лишь 59,97%.  
 Таким образом, на основании полученных данных в результате проведения анализа уровня и динамики рентабельности ЗАО «Завод низковольтных устройств» можно сделать вывод о том, что предприятие обладает чрезмерными производственными запасами для осуществления своей деятельности. Более того, оно приобретает в отчетном году неоправданное количество основных производственных фондов и материалов для производства товаров, работ, услуг, в то время как объем реализованной продукции находятся в состоянии спада.  
 Данному предприятию можно порекомендовать снижать себестоимость выпускаемой продукции, вводить в эксплуатацию более технологичное оборудование, обеспечивающее меньшие затраты времени и труда, проводить стимулирующие работы по реализации продукции и т.п., т.е. использовать имеющиеся резервы повышения рентабельности.  

 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 Показатели рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.  
 Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Например, классификация с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции[2].  
 Рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.  
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.  
 Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса[7].  
 Показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен прежде всего влияют количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.  
 Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг[4].  
 
                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
1. Адамов В.Е. Факторный индексный анализ. - М.: Статистика, 2010.  
2. Бакаев А. С. Учетная политика предприятия. - М.: Бухгалтерский учет, 2009.

3. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2011.

4. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2010.

5. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. М.: Финансы и статистика, 2010.  
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2е изд. – М.: Финансы и статистика, 2011.  
7. Менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. И.Н. Герчиковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие. / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2011.  
9. Финансовый менеджмент: Учебное пособие ./ Под ред. М.В. Кудиной. М.: ФОРУМ, 2009.  
10. Экономика предприятия : Учебное пособие. / Под ред. Н.А.Сафронова. М.: Юристъ, 2011.  
11. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРАМ, 2011.  

 

 


Информация о работе Анализ показателей рентабельности производства в ЗАО «Завод низковольтных устройств» за 2012 - 2013гг