Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Исследованы сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»; изучены основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия; проведен анализ уровня конкурентоспособности ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и система управления конкурентоспособностью; разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью на данном торговом предприятии. Для разработки стратегии и системы управления конкурентоспособностью продукции был проведен анализ рынка.

Содержание работы

Введение 8
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия 12
1.2 Стратегии развития бизнеса 18
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия 17
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 32
Глава 2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 43
2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов 47
2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии 63
Глава 3 План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
3.1 Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» 66
3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии 68
3.3 Разработка рекламной кампании предприятия 70
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий 79
Заключение 83
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мой Диплом Анализ И Пути Повышения Конкурентоспособности Фирмы.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

Для повышения конкурентоспособности  любых объектов необходимо сделать отбор наиболее важных показателей и факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, осуществлять регулярный учет и анализ этих параметров. Главная задача анализа - выявить пропорциональность состояния компонентов внешней среды СОК управляемого объекта, разработать и внедрить мероприятия по повышению качества компонентов и обеспечению их пропорциональности. В настоящее время этой работой занимаются бессистемно и эпизодически. Основным субъектом СОК на первом этапе должно стать государство.

Эффективность СОК определяется качеством научного сопровождения управления конкурентоспособностью. Структура подсистемы научного сопровождения СОК нам представляется следующей:

  • исследование проблем конкуренции и конкурентоспособности как движущей силы развития общества;
  • экономические законы функционирования рыночных отношений;
  • законы организации в статике и динамике;
  • научные подходы к управлению конкурентоспособностью;
  • принципы управления объектами;
  • основные методы управления;
  • исследование конкурентных преимуществ различных объектов;
  • методические основы оценки конкурентоспособности различных объектов.

К основным экономическим  законам функционирования рыночных отношений, которые необходимо изучать  при построении и анализе СОК, мы относим законы:

  • зависимости между спросом и ценой;
  • зависимости между предложением и ценой;
  • зависимости между предложением и спросом;
  • возрастания дополнительных затрат;
  • убывающей доходности;
  • экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • эффекта масштаба производства;
  • экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл;
  • конкуренции как объективный закон «выживания с рынка некачественных товаров» [15, с.23 -25].

К законам организации в статике и динамике относим законы: композиции; пропорциональности; наименьших; онтогенеза; синергии; информированности; единства анализа и синтеза; самосохранения. При построении и функционировании СОК рекомендуется применять следующие научные подходы: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизованный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, директивный, поведенческий, деловой.

Перечисленные подходы  не дублируют, а дополняют друг друга. Чем сложнее и дороже объект, тем большее число подходов должно применяться.

К важнейшим объектам СОК, управление которыми следует осуществлять на основе стандартизованных принципов, относятся: управление экономикой; анализ объектов; прогнозирование; планирование; экономическое обоснование; рационализация структур; рационализация процессов; управление персоналом; управление качеством; ресурсосбережение; оценка конкурентоспособности.

Основные методы управления конкурентоспособностью - методы анализа, прогнозирования, управления персоналом, управления качеством, организации  процессов.

Исследование конкурентных преимуществ различных объектов рекомендуется осуществлять с применением теории конкурентного преимущества Майкла Портера и теории формирования конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности (наша идея). На основе этого исследования разрабатываются типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов (персонала, товаров, организации, отрасли, региона, страны).

Методические основы оценки конкурентоспособности различных объектов разрабатываются с применением принципов их оценки, формирования требований и исходных данных, определения особенностей объектов и направлений их развития.

При формировании целевой  подсистемы СОК важно правильно определить перечень факторов первого уровня конкурентоспособности различных объектов. Такими факторами являются:

  • для персонала - поддержание и развитие наследственных качеств; развитие деловых качеств; управление параметрами психологического портрета личности;
  • для товара - качество; цена; качество сервиса товара в конкретных рыночных условиях; затраты на эксплуатацию товара;
  • эффективная реклама, способствующая реализации конкурентных преимуществ товара у потребителя;
  • для организации - конкурентоспособность ее товаров на внешнем и внутреннем рынках; конкурентоспособность отрасли, региона и страны;
  • для отрасли - конкурентоспособность страны; товаров отрасли;
  • для региона и страны - расходы на НИОКР (% от ВВП) и на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера); стабильность политической системы; ВВП на душу населения; средняя продолжительность жизни; эффективность использования ресурсов; экспорт; инфляция; природные ресурсы и условия; удельный вес конкурентоспособных на внешнем рынке фирм.

Таким образом, сделана попытка системно взглянуть  на комплексную проблему повышения конкурентоспособности управляемых объектов. Вариантов схем управлением конкурентоспособностью может быть несколько. В данном случае представлена универсальная схема (Рис. П. 2).

Для целей  управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. [1, с. 162]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методы и оценки конкурентоспособности предприятия

 

 

В настоящее время  в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций  нет. Зарубежный опыт в этой области  крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует.

Оценка конкурентоспособности  предприятия представляет собой  сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект - это не что иное, как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта.

Применяемый метод нахождения интегрального показателя конкурентоспособности  должен соответствовать определенным требованиям.

Большинство методов  оценки конкурентоспособности организаций  основаны на применении различных коэффициентов  для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций. Так, Таран В.А. в работе за основные показатели конкурентоспособности фирмы предлагает принимать:

  • экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
  • уровень управления (формы организации и опыт функционирования </span

Информация о работе Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы