Анализ и оценка финансовых рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Ключевым фактором характеризующим любую валюту является степень доверия к валюте резидентов и нерезидентов. Доверие к валюте сложный многофакторный критерий состоящий из нескольких показателей, например: показатель доверия к политическому режиму степени открытости страны, либерализации экономики и режима обменного курса, экспортно-импортного баланса страны, базовых макроэкономических показателей и веры инвесторов в стабильность развития страны в будущем.

Содержание работы

1.Определение и классификация валютных рисков ……………………..3
2. Общая характеристика странового валютного риска и способы определения его величины …………………………………………………..9
3. Валютно - курсовые риски и их роль в деятельности фирмы …….11
4. Основные стратегии хеджирования валютно-курсовых рисков и механизм их действия ……………………………………………………….16
Литература …………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка фин рисков.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

       Страновой риск- это риск понести   убытки в случае,когда контрагенты  не могут своевременно произвести  поставку валюты из-за обстоятельств,  имеющих место в стране, где  они функционируют. Например, наложение  правительством ограничений на  операции с иностранной валютой,  модификация существующих ограничений,  в лучшем случае может вызвать  задержку с осуществлением обязательств  контрагентом в стране, где он  находится.10

     Страновой риск особенно относится  к тем странам, где исторически  не сложилась и не сохранялась  конвертируемость их национальной  валюты.

 

          При   оценке странового риска в  России спрэдовым методом оценка странового риска базируется на разнице в доходности российских государственных облигаций и доходности аналогичных по сроку государственных облигаций США.

    Согласно докладам, подготовленным  МВФ, резкое увеличение спрэда приходилось на август 1998г.11

    Следовательно, до этого момента  рыночные ожидания инвесторов  были неадекватны реальности: страновой  риск России возрастал значительно  быстрее, чем премия за него. Это свидетельствует не только  об отсутствии у инвесторов  достоверных способов прогнозирования  странового риска , но так же  и о значительной ориентации  рынка на рейтинги, публикуемые  мировыми агентствами.

       Таким образом, первая переоценка  странового риска России (его  увеличения) приходится на начало 1998г. Наиболее значительное понижение  рейтинга произошло в августе  1998г.: за несколько дней до дефолта  и сразу же после него. Это подтвердило мнение, что рейтинговые агентства пропустили изменение социально- политической и финансово – экономической ситуации в России, и как следствие, не прогнозировали приближение финансового кризиса.

    Очевидно, во – первых, мировые  инвесторы нуждаются в более  оперативном предсказании ухудшения  общей ситуации в стране инвестирования  и возрастании риска инвестиций; во-  вторых, определенным недостатком  большинства рейтинговых методик  является их закрытый характер, что  не позволяет оценить  их качество и не способствует  их улучшению. Широкое научное  обсуждение позволило бы  существенно  повысить эффективность используемых  моделей оценки уровня странового  риска.

 

3. Валютно - курсовые   риски   и их роль в деятельности  фирмы

 

Риски валютной политики и контроля связанны с вероятностью неблагоприятного изменения валютной политики государства, в том числе  введением каких-либо ограничений  на проведение операций в иностранной  валюте.

К примеру, типами данного риска являются конвертационный (опасность введения ограничений  на конвертацию валют), трансфертный (опасность введения ограничений  на перевод валют за пределы валютной зоны государства и обратно), паритетный (неопределённость момента проведения валютных интервенций, их объема и величины отклонения валютного курса) риски.

Вторую  группу  рисков  составляют так  называемые  валютно - курсовые   риски , которые связаны с колебаниями  валютного курса и являются, наряду с ценовыми и процентными  рисками , одним из компонентов рыночного  риска .  Валютно - курсовой   риск  подразделяют на три типа: - аккаунтинговый (учётный, бухгалтерский, конверсионный, трансляционный,  риск , связанный с валютными пересчетами)  риск  - когда колебания валютного курса отражаются на бухгалтерской отчётности фирмы при её пересчёте.

Финансовые  отчеты в иностранной валюте пересчитываются  в валюту, основную для головной компании, по ряду причин, таких как  требования законодательства, необходимость  составления консолидированных  отчетов, оценки эффективности работы, правильный расчет налогов;

- валютно-экономический  (конкурентный, риск экономических  последствий) риск - когда колебания  валютного курса в долгосрочной  перспективе отражаются на: потоках  денежных средств, относительной  дешевизне/дороговизне продукции  фирмы и используемых ресурсов, размещении инвестиций, конкурентоспособности  фирмы на разных рынках.

Изменение валютных курсов в долгосрочной перспективе  не просто приводит к получению сверхплановой  прибыли или внепланового убытка от сделки или сделок, это изменение  приводит к смене конкурентной конъюнктуры, к необходимости компаниям менять свои маркетинговые и финансовые стратегии. - контрактный (операционный; риск, связанный с валютными сделками) - когда колебания валютного курса  влияют на результаты отдельных сделок.

Некоторые авторы считают этот риск разновидностью и валютно-экономического и аккаунтингового  риска, однако, что касается его природы  такая позиция является спорной, а вот по последствиям контрактного риска, он однозначно является и аккаунтинговым и валютно-экономическим.

Роль  валютно-курсовых рисков и их влияние  на предприятие подробно описана12 и автор приводит лишь выдержки из статьи.

Для оценки влияния валютного курса на конкурентные позиции российских предприятий  по отношению к импорту был  произведен расчет динамики укрепления рубля в 2005 г. для отдельных отраслей промышленности, представленных в выборке13. Распределение ответов предприятий относительно изменения доли импорта на рынке показывает, что частота ответов об увеличении доли импорта на рынке является более высокой для предприятий, сталкивающихся с более сильным укреплением рубля (Таблица 1).

Таблица 1. Зависимость между темпами укрепления рубля и оценками изменения доли конкурирующего импорта на рынке

 

Доля импорта на рынке, % предприятий

 
 

увеличилась

не изменилась

снизилась

Всего

Рост валютного курса (по отраслям)

       

менее 11%

50

45

5

100

более 11%

58

38

4

100


Примечание: динамика валютного курса оценивается  как изменение отраслевого индекса  валютного курса в реальном выражении  в 2005 г.

 

В условиях, когда конкуренция с импортом, оказывается связанной с темпами  укрепления рубля, значимость валютного  курса для предприятий увеличивается. В ходе опроса предприятиям был задан  вопрос о предпочтительном уровне валютного  курса относительно доллара США. Как показывают результаты опроса, предприятия, сталкивающиеся с усилением  ценовой конкуренции с импортом, сравнительно чаще выбирают «ослабление» валютного курса (30 и более рублей за доллар), чем «укрепление» (менее 25 рублей) (Рисунок 3).

 

 

 

 

Рисунок 1. Выбор предприятиями предпочтительного валютного курса в зависимости от темпов укрепления рубля

 

Значимость  валютного курса для предприятий  различается в зависимости от степени конкуренции с импортом. На более насыщенных импортом рынках (доля более 25%) предприятия, сталкивающие с более высокими темпами укрепления рубля, как правило, сравнительно чаще выступают в пользу ослабления валютного  курса, чем те предприятия, которые  работают на менее насыщенных импортом рынках. Для этих рынков доля предприятий, указавших предпочтительный курс более 30 рублей за доллар, составляет 49% и 29% соответственно.

На основе выше сказанного можно утверждать, что в условиях укрепления национальной валюты ограничение динамики отпускных  цен – один из инструментов для  поддержания конкурентоспособности  предприятий. Однако в российских условиях предприятия, как правило, слабо  адаптируют отпускные цены к изменениям валютного курса: ответы предприятий  относительно изменения цен в 2005 г. слабо изменяются в зависимости  от наблюдаемых темпов укрепления рубля. Более существенным последствием для  предприятий от изменения валютного  курса является сокращение объема продаж на внутреннем рынке. Предприятия, которые  сталкиваются с более сильным  укреплением рубля, как правило, чаще отмечают снижение объемов продаж по сравнению с ожидаемым в начале года. Изменение рентабельности предприятия также как и отпускные цены слабо коррелируют с изменением валютного курса. В целом распределение откликов руководителей относительно изменения рентабельности на своем предприятии в зависимости от изменения валютного курса оказалось симметричным.

Согласно  официальной позиции, заявленной в  программных документах правительства  и Банка России, допускаемые темпы  реального укрепления рубля обеспечивают «приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности  отечественного производства и созданием  условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе». В тоже время, проведенные опросы промышленных предприятий демонстрируют  наличие расхождения между официальными оценками эффектов от укрепления рубля  и реальной ситуацией на уровне предприятий. Результаты опроса позволили сделать  следующие выводы.

Во-первых, валютный курс может являться важным фактором, который определяет исход  конкурентной борьбы на внутреннем рынке (т.е. изменение доли конкурирующего импорта на внутреннем рынке). На более  насыщенных импортом рынках значение валютного курса для предприятий  увеличивается.

Во-вторых, расширение импорта, связанное с  укреплением рубля, оказывает негативное воздействие на показатели деятельности предприятий (прежде всего, объемы продаж и рентабельность).

В-третьих, положительные эффекты от укрепления рубля ограничены фактическим отсутствием  у предприятий иностранных займов, а также ростом цен на импортные  комплектующие (в рублевом выражении).

В-четвертых, укрепление рубля сокращает ценовую  конкурентоспособность предприятий, одновременно не происходит активного  формирования потенциала для роста  конкурентоспособности качества.

В-пятых, планы предприятий по повышению  конкурентоспособности относительно импорта связаны в основном с  тактическими мерами (постепенным повышением качества продукции и сокращением  издержек), в то время как «стратегические» меры – выпуск новых продуктов  и поиск новых сфер деятельности, – остаются наименее востребованными.

В-шестых, возможности по расширению производства (увеличению занятости) и реализации мер по модернизации производства промышленные предприятия связывают с ожиданием  ослабления рубля.

 

4. Основные стратегии хеджирования  валютно-курсовых рисков и механизм  их действия

 

Компании, занимающиеся внешнеторговыми операциями (экспортеры и импортеры), во всем мире являются активными участниками  международного валютного рынка  Форекс. У экспортеров существует постоянный интерес продавать иностранную  валюту, а у импортеров - покупать ее.

Курсы валют  на международном рынке Форекс постоянно  меняются. В результате этого реальная стоимость покупаемого или продаваемого за валюту товара может значительно  измениться, и контракт, казавшийся выгодным, может в итоге оказаться  убыточным. Конечно, возможна и обратная ситуация, когда изменение курса  валюты приносит прибыль, но задачей  торговой компании не является получение  прибыли от изменения валютных курсов. Для торговой компании важно иметь  возможность планировать реальную себестоимость покупаемого или  продаваемого товара.

При крупных  фирмах, занимающихся экспортно-импортными операциями, существуют аналитические  отделы, которые занимаются прогнозированием валютных курсов. Однако прогнозирование  не позволяет полностью исключить  неопределенность, поэтому компании широко используют в своей деятельности хеджирование валютных рисков.

Денежные  средства, а также будущие доходы или расходы в иностранных  валютах подвержены валютному риску. Обычно учет в компании ведется в  какой-то одной валюте (например, в  долларах США), следовательно, в результате переоценки статей в иностранных  валютах возможны прибыли или  убытки при изменении курсов этих валют.

Хеджирование  валютного риска - это защита средств  от неблагоприятного движения валютных курсов, которая заключается в  фиксации текущей стоимости этих средств посредством заключения сделок на рынке Форекс. Хеджирование приводит к тому, что для компании исчезает риск изменения курсов, что  дает возможность планировать деятельность и видеть финансовый результат, не искаженный курсовыми колебаниями, позволяет  заранее назначить цены на продукцию, рассчитать прибыль, зарплату и т.д.

Сделки  на рынке Форекс осуществляются по принципу маржинальной торговли. Этот вид торговли имеет ряд особенностей, которые и сделали его очень  популярным.

  • Небольшой стартовый капитал позволяет осуществлять сделки на суммы, многократно (в десятки и сотни раз) его превышающие. Это превышение называют рычагом (Leverage).
  • Торговля проводится без реальной поставки денег, что сокращает накладные расходы и дает возможность открывать позиции как покупкой, так и продажей валюты (в том числе отличной от валюты депозита).

Хеджирование  валютного риска с помощью  сделок без движения реальных средств (с использованием рычага) дает дополнительные возможности:

  • позволяет не отвлекать из оборота компании значительные денежные средства;
  • позволяет продать валюту, которая будет получена в будущем.

Можно выделить два основных типа хеджирования - хеджирование покупателя и хеджирование продавца. Хеджирование покупателя используется для уменьшения риска, связанного с  возможным ростом цены товара. Хеджирование продавца применяется в противоположной  ситуации - для ограничения риска, связанного с возможным снижением  цены товара.

Общий принцип  хеджирования при внешнеторговых операциях  состоит в открытии валютной позиции  на торговом счете в сторону будущей  операции по конвертированию средств. Импортеру необходимо покупать иностранную  валюту, поэтому он заранее открывает  позицию покупкой валюты на торговом счете, а при наступлении момента  реальной покупки валюты в своем  банке, закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную  валюту, поэтому он заранее открывает  позицию продажей валюты на торговом счете, а при наступлении момента  реальной продажи валюты в своем  банке, закрывает эту позицию.

Информация о работе Анализ и оценка финансовых рисков