Анализ финансового состояния как инструмент принятия управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• Определены понятия и цели финансового анализа;
• Изучена финансовая отчетность как информационная база для анализа;
• Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;
• Проведена оценка динамики и структуры статей баланса анализируемого предприятия, проведен расчет основных финансовых показателей: оценки имущественного положения, финансовой устойчивости, ликвидности баланса предприятия, деловой активности и рентабельности;
• Определены основные направления улучшения финансового состояния предприятия.
Объектом дипломной работы выступает ЗАО «Цифроград», предметом – система оценки и анализа финансового состояния предприятия.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе финансового состояния ЗАО «Цифроград» и определение его устойчивости, что позволяет построить работу предприятия в независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, а следовательно, уменьшить риск оказаться на краю банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния 5
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 15
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации 18
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 48
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия 59
2.5. Анализ финансовых коэффициентов 68
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности 80
2.7. Выводы 84
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 86
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград» 86
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия 89
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

Файлы: 1 файл

диплом фин устойчивость.doc

— 821.00 Кб (Скачать файл)

Прием цепных подстановок  применяется для расчетов величины влияния факторов в общем, комплексе  их воздействия на уровень совокупного  финансового показателя. Сущность приёмов  ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основными методами анализа отчетности организации являются: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ коэффициентов, сравнительный, факторный.

Горизонтальный (временной) анализ - заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых производится сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения)11. Обычно сопоставляются базисные темпы роста нескольких периодов.

Финансовая  деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.

 
1.3.  Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости  организации

 

Высшим типом финансовой устойчивости и платежеспособности является способность хозяйствующего субъекта развиваться преимущественно  за счет собственных источников финансирования (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Для этого он должен иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, т. е. быть кредитоспособным.

Внешнее финансирование — использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний, иностранных инвесторов и граждан. Внешнее финансирование за счет собственных средств предполагает использование денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности данного вида часто бывает наиболее предпочтительным, так как гарантирует финансовую независимость предприятия и облегчает условия получения банковских кредитов (в случае дефицита ликвидных средств). Однако такие способы финансирования, как эмиссия собственных акций и привлечение венчурного (рискового) капитала, занимают небольшой удельный вес в общем объеме инвестиций отечественных предприятий (менее 1%).

Финансирование за счет заемного капитала — это предоставление денежных средств кредиторами на условиях возвратности и платности. Содержание данного способа состоит не в участии своими денежными средствами в капитале предприятия, а в обычных кредитных отношениях между заемщиком и кредитором. Предоставление предприятию кредита предполагает дополнительные затраты заемщика на его погашение и уплату процентов, а также понижение налогооблагаемой прибыли за счет включения в состав операционных расходов процентов за кредит.

Финансирование за счет заемных средств классифицируют на два вида:

1)за счет краткосрочного  кредита;

2) за счет долгосрочного  кредита.

Краткосрочный привлеченный капитал служит источником финансирования оборотных активов. Предоплата заказчиком товаров генерирует неплатежи в хозяйстве и может рассматриваться как беспроцентный кредит поставщику.

В отличие от России западные фирмы редко применяют предоплату, так как работают на отсрочках платежа за товары (коммерческий кредит) или на системе скидок с цены изделий (спонтанное финансирование). Краткосрочный привлеченный капитал банки предоставляют на условиях кредитного договора с заемщиком под реальное обеспечение его имущества.

Долгосрочные займы  и кредиты показывают в бухгалтерском  балансе как долгосрочные обязательства со сроком погашения более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В случае, если числящиеся в бухгалтерском учете суммы займов и кредитов подлежат погашению в соответствии с договором в течение 12 месяцев после отчетной даты, непогашенные на конец отчетного периода их суммы отражают по соответствующим статьям краткосрочных обязательств. При этом исчисление указанного срока начинают с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором эти обязательства были приняты к бухгалтерскому учету, с учетом условий договоров о сроках погашения обязательств.

В состав информации об учетной  политике предприятия необходимо включить сведения:

•   о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

•   о составе  и порядке списания дополнительных затрат;

•   о выборе способов начисления и распределения причитающихся  доходов по заемным обязательствам;

•   о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

В бухгалтерской отчетности предприятия отражают следующие  данные:

•   о наличии  и изменении величины задолженности  по основным видам займов и кредитов;

•   о сроках погашения  основных видов заемных средств;

•   о сумме затрат по займам и кредитам включенным в  операционные расходы и в стоимость  инвестиционных активов;

•   о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (в случае ее применения).

Средневзвешенную ставку затрат (ССЗ), предназначенных на общие цели, устанавливают по формуле:

ССЗ = средневзвешенная сумма  займов и кредитов, непогашенных в отчетном периоде - средневзвешенная сумма займов и кредитов               (1.1)

 

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме кредита) направляют на обновление основного капитала и приобретение нематериальных активов. Капитальные вложения — инвестиции в основные средства включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, проектно-изыскательские работы и др. Финансирование капитальных вложений осуществляют как за счет собственных (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления), так и за счет привлеченных средств сторонних инвесторов и кредиторов.

По срокам использования  в хозяйственном обороте заемный  капитал систематизируют на:

•   краткосрочные  займы и кредиты;

•   долгосрочные займы  и кредиты;

• кредиторскую задолженность (в форме привлеченных средств с различными сроками погашения).

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме займов и кредитов) направляют, как правило, на финансирование внеоборотных активов. К внеоборотным инвестиционным) активам относят объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие больших затрат на приобретение и/или строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитывают как товары и к инвестиционным активам не относят. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и/или строительству инвестиционного актива, включают а его стоимость и погашают посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.

Оценку стоимости заемного капитала осуществляют в связи с  необходимостью выбора наиболее дешевых  источников финансирования компании на рынке капитала. Данная оценка заемного капитала имеет ряд особенностей, главными из которых являются следующие. Базовым показателем, который в последующем подвергают корректировке, служит стоимость обслуживания долга в форме процента за банковский кредит. Этот показатель предусматривают в кредитном договоре между предприятием-заемщиком и банком. Исходя из форм функционирования отдельных кредитных инструментов на финансовом рынке ставка процента может иметь на нем различные виды: кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент и др.

Процентная ставка, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам, как правило, отличается от учетной ставки Центрального банка России, определяется соотношением спроса и предложения на кредитные ресурсы, прогнозируемым темпом инфляции, уровнем кредитного риска, собственной кредитной политикой каждого банка и другими факторами. Исходя из перечисленных факторов ставку процента по банковскому кредиту определяют по следующей общепринятой формуле:

                                                        (1.2)

где СП — ставка процента по банковскому кредиту, включаемая в кредитный договор с заемщиком %; УСцб — учетная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка РФ, %; УЛКр — уровень ликвидности кредитных ресурсов, %; его устанавливают с учетом срока предоставления кредита и возмещают в форме соответствующего размера премии за низкую ликвидность, %; Уип — прогнозируемый темп инфляции (уровень инфляционной премии), %; Укр — уровень премии и кредитный риск, %; КМб — уровень коммерческой маржи банка (надбавки к цене кредита, формирующей прибыль банка), %. Указанные параметры каждый банк определяет самостоятельно по согласованно с клиентом-заемщиком. Окончательную процентную ставку фиксируют в кредитном договоре.

Заемный капитал характеризует  привлекаемые на платной и возвратной основе денежные средства, предназначенные для финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятия (корпорации). Его систематизируют по видам и срокам использования, а также по другим признакам. По видам заемный капитал классифицируют на:

•   финансовый кредит, полученный от банков;

•   финансовый кредит, полученный от других организаций;

•   эмиссию корпоративных  облигаций;

• товарный (коммерческий) кредит, полученный от контрагентов, который  часто сопровождается движением векселей;

•   внутреннюю кредиторскую задолженность по расчетным операциям. Соотношение между этими элементами представляет собой структуру заемного капитала. Все его формы выражают финансовые обязательства, подлежащие погашению в установленные сроки.

Стоимость банковского кредита определяют на основе процентной ставки («цены кредита»), которая формирует основные расходы заемщика по обслуживанию долга. Данная ставка в процессе оценки требует ряда уточнений. Она должна быть:

•   повышена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика);

•   понижена на ставку налога на прибыль с целью отражения  реальных расходов заемщика по привлечению кредита.

С учетом этих положений  стоимость заемного капитала в форме банковского кредита (ЗК) определяют по формуле:

                                                                                   (1.3)

где СП — ставка процента за банковский кредит, %; Нс — ставка налога на прибыль, доли единицы; УР — уровень расходов заемщика по привлечению банковского кредита в его сумме, доли единицы.

Политика привлечения  банковского кредита включает следующие  этапы (шаги).

1.  Определение целей  и выбор необходимых видов  привлекаемого банковского кредита.

2.  Оценку соотношения  между краткосрочным и долгосрочным  кредитом (с учетом альтернативных форм привлечения заемного капитала: коммерческих кредитов, небанковских займов и др.).

3.  Изучение и оценку  коммерческих банков — потенциальных  кредиторов заемщика. Такую оценку проводят по привлекательности кредитной политики банка для заемщика. Данный этап включает изучение основных условий кредитования клиента соответствующим банком: предельный размер и срок кредита, его валюта, уровень процентной ставки, условия выплаты процентов, условия погашения (амортизации) основного долга, формы обеспечения кредита и др.

4.  Сравнение условий  возможного привлечения отдельных  видов кредитов у разных банков.

5.  Организация контроля  за текущим использованием банковского кредита.

6.  Обеспечение своевременной  и полной оплаты суммы основного  долга по банковским кредитам, включая погашение процентов  по ним.

Следующим источником является коммерческое кредитование поставщиками покупателей товаров.

Расширение практики выдачи и использования векселей является важным направлением развития рынка финансовых услуг. Экономическая природа векселя состоит в том, чтобы не только гарантировать возврат долга, но и активно применять этот финансовый инструмент для ускорения оборота материальных ресурсов в целях повышения производственно-коммерческой деятельности предприятий. Поэтому векселедержатель, не дожидаясь исполнения обязательства по векселю, ищет юридическое или физическое лицо, которое купило бы этот, документ (в качестве такого покупателя обычно выступает банк) или приняло его в качестве платежного средства за приобретаемые товары и услуги.

Коммерческий кредит — это товарная форма кредита, которая выражает отношения по поводу перераспределения материальных ресурсов между предприятиями. При данном кредите в кредитную сделку включают только ресурсы поставщика, реализующего свою продукцию (услуги). Для предприятия-поставщика кредитная сделка тесно связана с моментом продажи продукции и не только ускоряет реализацию, но и приносит дополнительный доход в форме процента, включаемого в стоимость проданных товаров.

Предприятие может одновременно получить коммерческий кредит от поставщика и выдать его своему клиенту. Поэтому для отдельного хозяйствующего субъекта размер коммерческого кредита можно определить как разницу между стоимостью товаров, поставленных покупателям на условиях отсрочки платежа, и стоимостью товаров, полученных от поставщика на аналогичных условиях.

Информация о работе Анализ финансового состояния как инструмент принятия управленческого решения