Анализ деловой активности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 01:52, реферат

Описание работы

Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия; и др.

Файлы: 1 файл

Анализ деловой активности предприятия.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

В более общем случае предприятие с самого начала операционного цикла вкладывает в производство собственные оборотные средства: период оборота кредиторской задолженности есть длительность обращения суммы средств, равной разности стоимости сырья и материалов, получаемых предприятием в кредит, и суммы выданных им авансов.

Кроме перечисленных выше коэффициентов, в практике финансового анализа используется ряд других показателей, например:

  • Период оборота авансов поставщикам характеризует средний срок предоплаты получаемых сырья и материалов.
  • Продолжительность периода оборота незавершенного производства дает представление о средней продолжительности производственного цикла.
  • Период оборота авансов покупателей отражает средний срок предоплаты продукции покупателями и заказчиками.
  • Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.

Разумеется, все показатели оборачиваемости следует рассматривать, принимая во внимание качественные характеристики предприятия, такие, как:

  • сфера деятельности предприятия;
  • отраслевая принадлежность;
  • масштабы деятельности предприятия;
  • качество активов, а именно: качество и стоимость реализуемых товаров;
  • общеэкономическая ситуация в стране;
  • качество управления активами предприятия.

Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости - чем выше коэффициенты оборачиваемости (т.е. меньше период оборота), тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.

Рассмотрим пример анализа показателей оборачиваемости на конкретных цифрах. (Таблица №14)

Анализ оборачиваемости совокупного капитала и текущих активов показал ухудшение использования оборотных активов предприятия на протяжении анализируемого периода.

На конец 2001 года период оборота запасов, затрат в незавершенном производстве и готовой продукции на складе составил 51 день. Тенденция увеличения периода оборота материальных запасов является отрицательной.

Таблица №14

Показатели оборачиваемости ОАО "ВВС"

за период с 01.01.01 по 01.01.02 гг.

           

Показатели

ед. изм.

01.04.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

Оборачиваемость активов

 

0,14

0,10

0,09

0,10

           

Оборачиваемость текущих активов

 

0,33

0,24

0,23

0,25

           

Оборачиваемость собственного капитала

 

0,20

0,15

0,15

0,15

           

Оборачиваемость материальных запасов

 

1,75

1,43

1,23

1,39

Период оборота материальных запасов

дни

51

63

73

65

           

Оборачиваемость дебиторской задолженности

 

0,39

0,29

0,28

0,30

Период оборота дебиторской задолженности

дни

229

313

317

302

           

Оборачиваемость кредиторской задолженности

 

0,30

0,22

0,19

0,23

Период оборота кредиторской задолженности

дни

298

404

398

313

           

Продолжительность операционного цикла

дни

265

362

370

352

           

Продолжительность финансового цикла

дни

50

45

23

33

           

Фондоотдача основных средств

 

0,34

0,26

0,24

0,24


 

 

В течение анализируемого времени произошел рост периода оборота дебиторской и кредиторской задолженностей (соответственно с 229 и 211 дня в начале до 302 и 313 дня в конце года), что является негативной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне сокращения объемов продаж. Причем количество дней оборота дебиторской задолженности примерно равно количеству дней оборота кредиторской задолженности. Таким образом, та сумма денежных средств, которой предприятие кредитовало покупателей, равна сумме средств, которой поставщики и подрядчики кредитуют предприятие. Такая схема позволяет предприятию не терять ликвидность.

Отрицательной тенденцией является увеличение операционного цикла до 352 дней.

Продолжительность финансового цикла характеризует организацию финансирования производственного процесса. С экономической точки зрения финансовый цикл представляет собой часть операционного цикла, не профинансированную за счет непосредственных участников производственного процесса.

В отчетном периоде продолжительность финансового цикла снизилась с 50 дней в начале года до 33 в конце. Сокращение финансового цикла стало возможным за счет преобладания авансов, полученных от покупателей в счет будущих поставок продукции, над авансами, уплаченными поставщикам за сырье и материалы.

Снижение данного показателя в динамике свидетельствует о снижающейся потребности предприятия в финансировании текущей производственной деятельности.

Ухудшение оборачиваемости связано с тем, что в отчетном году происходило снижение объемов производства и реализации продукции, однако, материальные запасы и дебиторская задолженность снижались еще более медленными темпами.

При сокращении масштабов производства менеджерам предприятия необходимо было избавиться от излишков запасов, а также провести комплекс работ по взысканию задолженности покупателей. Этого не произошло, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении оборотным капиталом.

Перечислим коротко некоторые возможные пути ускорения оборачиваемости капитала:

  • сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
  • улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
  • ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
  • повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т. п.)

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала.

Таким образом, надо стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т. е. с прибылью. Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью).

 


Информация о работе Анализ деловой активности предприятия