Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «ТБЗ Ошмянский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
2. проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
3. выявить пути улучшения состояния расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………… 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ 4
1.1Понятие дебиторской задолженности 4
1.2 Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями…………….. 8
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ВОЛКОВЫСКОГО ХЛЕБЗАВОДА РПУ «ГРОДНОХЛЕБПРОМ» 11
ГЛАВА 3 Анализ организации расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………..18
3.1. Анализ динамики состава и структуры дебиторской задолженности……………………………………………………….. 18
3.2. Сравнительный анализ динамики дебиторской задолженности с темпами изменения объема производства, реализации продукции, прибыли. 19
3.3Расчет резервов снижения дебиторской задолженности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (Автосохраненный).docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………… 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ 4

1.1Понятие дебиторской задолженности 4

1.2 Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями…………….. 8

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА ВОЛКОВЫСКОГО ХЛЕБЗАВОДА РПУ «ГРОДНОХЛЕБПРОМ» 11

ГЛАВА 3 Анализ организации расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………..18

3.1. Анализ динамики состава и структуры дебиторской задолженности……………………………………………………….. 18

3.2. Сравнительный анализ динамики дебиторской задолженности с темпами изменения объема производства, реализации продукции, прибыли. 19

3.3Расчет резервов снижения дебиторской задолженности 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют  о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны  предприятия систематического контроля.

Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения  предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности  над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия  из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед  кредиторами. На основании этого  необходимо проводить мониторинг и  анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация  на предприятии бухгалтерского учета  расчетных операций, которая требует  своевременного и полного отражения  хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных  регистрах.

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие  задачи:

1. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской  задолженности;

2. проанализировать соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности;

3. выявить пути улучшения  состояния расчетов.

Объектом исследования в  курсовой работе является филиал Волковысский хлебозавод РУПП «Гроднохлебпром».

 Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2010 - 2012г.г.:

форма № 1 "Бухгалтерский  баланс";

данные аналитического и  синтетического учета по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками";

первичные документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

    1. Понятие дебиторской задолженности

 

 

Все фирмы стараются производить  продажу товара с немедленной  оплатой, но требования конкуренции  вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность  в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учёта определяется как суммы, причитающиеся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов

Дебиторская задолженность  возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем  не предоставляется какого-либо письменного  подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке  товара на товаросопроводительном документе.

В бухгалтерском учете  организации признается дебиторская  задолженность, если в отношении  любых расходов, осуществленных этой организацией, не исполнено хотя бы одно из нижеследующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных  и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может  быть определена; имеется уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических  выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Дебиторскую задолженность  можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения  кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной  покупателям, но еще не оплаченной, и в-третьих, как один из элементов  оборотных активов, финансируемых  за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

денежных средств

дебиторской задолженности

материально-производственных запасов

незавершенного производства

расходов будущих периодов

Следовательно, дебиторская  задолженность - это часть оборотного капитала организации.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно  зависящий от принятой в организации  политики в отношении покупателей  продукции. Поскольку дебиторская  задолженность представляет собой  обездвижение собственных оборотных  средств, т.е. в принципе она не выгодна  организации, то с очевидностью напрашивается  вывод о ее максимально возможном  сокращении. Дебиторская задолженность  может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости  поставленной продукции продажа  может быть осуществлена одним из трех способов:

предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в  момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

оплата в кредит (товар  оплачивается через определенное время  после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация  должна определиться по следующим ключевым вопросам:

1. срок предоставления  кредита (чаще всего в организации  существует несколько типовых  договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

2. стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик  определяет финансовую состоятельность  покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

3. система создания резервов  по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена  система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения  платежа, хотя бы по форс-мажорным  обстоятельствам; поэтому, исходя  из принципа осторожности, необходимо  заранее создавать резерв на  потери в связи с несостоятельностью покупателя);

4. система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия  с покупателями в случае нарушения  условий оплаты, совокупность показателей,  свидетельствующих о существенности  нарушений в оплате, система наказания  недобросовестных контрагентов и др.);

5. система предоставляемых скидок.

Как бы ни была эффективна система  отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена  создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению  к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

1) Анализ дебиторской  задолженности организации в  предшествующем периоде.

2) Формирование принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции.

3) Определение возможной  суммы оборотного капитала, направляемого  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому) кредиту.

4) Формирование системы  кредитных условий.

5) Формирование стандартов  оценки покупателей и дифференциации  условий предоставления кредита.

6) Формирование процедуры  инкассации дебиторской задолженности.

7) Обеспечение использования  в организации современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности.

8) Построение эффективных  систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цель, задачи и источники  анализа состояния расчетов с покупателями

 

 

У предприятий систематически складываются расчётные отношения с покупателями.

Каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Средства, отвлекаемые в  расчёты, отражаются в активе баланса  в статьях: товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчётным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные и сданные работы по расчётным документам, не оплаченным в срок покупателями и заказчиками, и по документам, не переданным в банк в установленный срок на инкассо в обеспечении ссуд; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта, дебиторская задолженность.

Целью анализа расчетов с  покупателями является своевременное  выявление просроченной дебиторской задолженности.

Основными задачами анализа  расчетов являются:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов.

своевременное и правильное производство необходимых расчетов как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами.

контроль за правильными  и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом.

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.

своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для  исключения просроченной задолженности.

В анализе важное место  занимает анализ дебиторской, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие группы: долгосрочную и краткосрочную.

Такое деление важно при  анализе ликвидности, главной целью  которого является выявление способности  предприятия погасить свои обязательства. Одним из главных инструментов анализа  ликвидности является вычисление ряда коэффициентов ликвидности: абсолютной, быстрой, общей (коэффициент покрытия).

Деление дебиторской задолженности  на долгосрочную и краткосрочную, важно при анализе активов предприятия и их оборачиваемости. Удельный вес оборотных активов предприятия (отношение оборотных активов к общей сумме активов) показывает, какую долю своих активов предприятие использует в производственном обороте. Коэффициенты оборачиваемости (отношение определённых видов активов к выручке за период) показывают, сколько раз определённые виды активов прошли через производственный оборот.

Таким образом, чисто методологический вопрос деления задолженности на долгосрочную и краткосрочную, очень важен для анализа. Общепринятой границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через один год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше - долгосрочной. Такое деление для целей составления бухгалтерской задолженности закреплено Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации от 26 декабря 1994 года с последующими изменениями и дополнениями, а также рядом других нормативных актов Минфина Российской Федерации.

Для анализа долгосрочной задолженности используется дисконтирование  денежных потоков. Дисконтирование  позволяет учитывать временную стоимость денежных средств, то есть возможность их краткосрочного использования. Краткосрочные текущие планы составляют без дисконтирования, то есть по номиналу, полагая, что искажением данных в этом случае можно пренебречь.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «ТБЗ Ошмянский»