Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Внешние эффекты и их регулирование 4
1.1. Определение и разновидность внешних эффектов 4
1.2. Классификация внешних эффектов 6
1.3. Отсутствие платы за внешний эффект. 7
Глава 2. Альтернативные способы решения проблемы внешних эффектов 9
2.1. Интернализация внешних эффектов. Теорема. Коуза 9
2.2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

титу.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

                 Как видно из рис. 3, рыночное  равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

 

Рис. 3. Отрицательные (а) и  положительные (б) внешние эффекты.

               Аналогично этому нетрудно убедиться,  что при положительном внешнем  эффекте благо будет недопроизводиться.  Представим, что продажа цветов  на улицах приносит полезность  всем прохожим вне зависимости  от того, являются они покупателями  этих цветов или нет. Следовательно,  существует положительный внешний  эффект. Чтобы рассчитать предельные  общественные выгоды (MSB), которые  показывают всю полезность производства  для общества, нам нужно сложить  предельные внешние выгоды(MEB), достающиеся  бесплатно, и предельную полезность  потребителей, полученную от купленных  цветов. Поскольку фирмы не получают  вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в  точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 3 б).

 

Глава 2. Альтернативные способы  решения проблемы внешних эффектов.

2.1. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

              Альтернативный подход к интернализации был предложен в 60-х гг. ХХ в. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Рональдом Коузом.

                Сущность проблемы внешних эффектов  состоит в неэффективном размещении  ресурсов в экономике вследствие  расхождения частных и социальных  издержек либо частной и социальной  выгоды. В результате в одних  отраслях производится слишком  много а в других – слишком мало продукции в сравнении с общественно-эффективным выпуском.

               Решение данной проблемы состоит в интернализации внешних эффектов, т.е. в их трансформации во внутренние. Это означает заставить производителей негативных эффектов оплатить возникающие по их вине внешние издержки и тем самым возместить третьим лицам получаемый ими ущерб. Это означает также оплату внешних выгод - выплату компенсаций производителям положительных эффектов за счет их получателей.

               Как решить проблему внешних  эффектов на практике? В ряде  случаев это можно сделать  на основе сугубо рыночных  отношений без государственного  вмешательства. Известны следующие  способы:

   1. Внешние эффекты  возникают из-за отсутствия прав  собственности на ресурс. В результате  использование такого ресурса  не находит отношения в рыночных  сделках. Можно, следовательно,  интернализировать внешние эффекты путем установления прав частной собственности на ресурсы и разрешения свободно торговать этими правами. Это и утверждает знаменитая теорема Коуза.

Теорема Коуза.

                Если права собственности четко  определены, и вытекающие из них  правомочия можно свободно обменивать, а также если трансакционные издержки (включающие издержки сбора информации, издержки ведения переговоров и издержки реализации прав) равны нулю, то размещение ресурсов будет эффективным и неизменным, каким бы ни было первоначальное распределение прав собственности.

                Теорема Коуза содержит два основных условия, которые должны выполняться, чтобы правовая система не оказывала влияния на размещение ресурсов и эффективность производства. Первое из них — это четкая спецификация прав собственности. Обмену правомочиями должно предшествовать определение того, кому принадлежат спорное правомочие. Схематически это можно представить в следующем виде:

           Спецификация    -------->   Сделки     --------->   Окончательное

           и исходное                          по обмену                  распределение

           распределение                    правомочиями          правомочий

           правомочия

               Второе условие теоремы Коуза — это нулевые трансакционные издержки, которые не воспрепятствуют заключению взаимовыгодной сделки между сторонами конфликта.

               Решению проблемы внешних эффектов  путем заключения взаимовыгодных  соглашений могут помешать высокие  трансакционные издержки. В этом случае решение суда о том, какой из сторон конфликта передать соответствующее правомочие (право создавать внешний эффект или право запретить деятельность, создающую внешний эффект) окажет влияние на размещение ресурсов и оно может оказаться неэффективным.

              Итак, когда трансакционные издержки блокируют ведение переговоров и препятствуют достижению договоренности, эффективность использования ресурсов будет определяться начальным распределением прав собственности.

              Нормативная версия теоремы Коуза указывает, как следует поступать суду, решающему споры в условиях высоких трансакционных издержек, которые мешают достижению частных договоренностей.

              В условиях позитивных трансакционных издержек эффективность конечного размещения ресурсов не является независимой от выбора правовой нормы, поэтому предпочтение следует отдать такому первоначальному распределению прав, которое минимизирует влияние трансакционных издержек.

 

   2. Другой способ  устранения внешних эффектов  состоит в объединении производителей  и получателей внешних эффектов  в одно целое. В этом случае  внешние затраты (выгоды) автоматически  становятся внутренними. Представим, что жители прибрежного поселка  сами организуют животноводческую  ферму. Они, следовательно, получают  выгоду в качестве продавцов  мяса, но несут убытки из-за  того, что привлекательность водоема  для отдыха понижается. Однако  в данном случае, как рачительные  хозяева, жители поселка ограничат  производство мяса уровнем, при  котором положительная разница  между соответствующими выгодами  и убытками будет максимальной. Это и означает общественно-эффективное  использование ресурсов.

   3. Очень часто проблема  внешних эффектов решается на  основе общественных обычаев  - моральных норм, традиций и проч. Воспитанный человек, например, просто не позволит себе выгуливать собаку на детской площадке или бросать окурки с балкона и т.п.

               Когда внешние эффекты устойчиво  существуют в экономике, к решению  этой проблемы необходимо привлечь  государство.

2.2. Корректирующие налоги  и субсидии. Роль государства  в регулировании внешних эффектов.

             Поскольку внешние эффекты существуют  в экономике длительное время,  к решению их проблем неизбежно  привлекается государство. Выделают  следующие формы государственного  регулирования.

            Административно-командные методы, которые сводятся к прямым  запретам или требованиям выполнения  экономическими субъектами определенных  действий. Государственные органы  устанавливают уровни предельно  допустимых концентраций ПДК  вредных и токсичных веществ  и облекают их в виде административных  приказов.

           Однако административно-командные  методы регулирования внешних  эффектов не приводят к оптимальному  размещению ресурсов.

          Для того чтобы сократить перепроизводство  товаров и услуг с отрицательными  внешними эффектами и восполнить  недопроизводство товаров и услуг  с положительными внешними эффектами,  необходимо трансформировать внешние  эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использо­вать корректирующие налоги и субсидии.

          Корректирующий налог (налог Пигу) - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

          Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

          Т = МЕС,где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.

          Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая  предельных индивидуальных издержек  с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 4).

 

Рис. 4

             Корректирующие субсидии - это платеж  потребителям или производителям  товара, потребление которого создает  положительный внешний эффект. Такие  субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня. По своей форме корректирующие субсидии - выплата из бюджета на пользу производителя (или потребителя) определенного блага, понижает рыночную цену данного блага во время потребления. Разумеется, фискальным источником субсидий являются налоговые поступления.

          Корректирующая субсидия устанавливается  в размере, равном предельной  внешней полезности на каждую  единицу выпускаемой продукции  с положительным внешним эффектом:

          Ср = МЕВ,где Ср - размер корректирующей субсидии; МЕВ - предельная внешняя полезность.

          Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной  индивидуальной полезности с  учетом такой субсидии будет  совпадать с кривой предельной  общественной полезности, что приведет  к увеличению выпуска продукции  с позитивными внешними эффектами  до эффективного с позиции  размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 5).

 

Рис. 5

          Если корректирующий налог увеличивает  предельные индивидуальные издержки  до уровня предельных общественных  издержек и приводит к повышению  цены, то корректирующая ссуда,  увеличивая предельную индивидуальную  полезность до уровня предельной  общественной полезности, приводит  к понижению цены.

          Корректирующие налоги и субсидии  могут быть использованы для  достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

           Однако корректирующие налоги  и субсидии не могут решить  полностью проблемы внешних эффектов. Во-первых, необходимо точно определить  размер предельного общественного  ущерба либо выгод. Во-вторых, важно установить, какая именно  деятельность приводит к неблагоприятным  последствиям, существует ли однозначная  связь между объемом выпуска  и размером внешнего эффекта,  что представляет собой непростую  задачу. В-третьих, размеры ущерба  или выгод определяются в ходе  юридических и политических дискуссий,  как правило, при недостатке  информации о характере, направленности  действия внешних эффектов, их  долгосрочных последствий.

 

                                                    Заключение.

             Концепция внешних эффектов - неотъемлемая  часть не только современной  теории благосостояния, но и новой  институциональной экономической  теории. Проблема возникновения  и интернализации внешних эффектов является центральной в экономической теории прав собственности как одной из исследовательских подпрограмм в рамках новой институциональной экономической теории. Через призму внешних эффектов можно изучать как условия возникновения исключительных прав собственности, так и обстоятельства, обусловливающие сохранение режима свободного доступа.

             И все таки, практическая значимость подхода к интернализации внешних эффектов с позиции прав собственности, как и подход Пигу, заслуживает осторожной оценки. Теорема Р.Коуза действует в специфических условиях нулевых трансакционных издержек, полной информации и небольшого числа участников сделки. В реальной жизни такую ситуацию обнаружить практически невозможно. Важным препятствием становится ассиметрия информации. Часто трудно точно оценить размер нанесенного ущерба и обнаружить источник негативного воздействия, что делает переговоры нереальными. Трансакционные издержки нередко достигают больших величин. Поэтому частные переговоры оказываются успешными для решения локальных краткосрочных проблем, связанных с внешними эффектами. Проблема несостоятельности рынка, несмотря на пути интернализации внешних эффектов, открытых А.Пигу и Р.Коузом, остается открытой.

 

Список литературы

1.Институциональная экономика.  Под ред. А.А.Аузана. М.: Инфра-М, 2004 г., гл.3.

2. И. В. Новикова (предисловие,  главы 1, 9)

3. Курс экономической  теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой

Е.А. Киров., Издательство “АСА”, 1995.

4. Коуз Р. “Фирма, рынок и право” М., Дело ЛТД, 1994.

5.  Нуреев Р. И. “Основы  экономичесокй теории: Микроэкономика” М., “Высшая

Информация о работе Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза