Аграрная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:21, реферат

Описание работы

В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. История аграрных реформ в России……………………………….…..5
1.1 Реформы царского периода………………………………………………..…5
1.2 Реформы советского периода………………………………………….…..…6
1.3 Реформа постсоветского периода………………………………………..…..7
1.4 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику.8
Глава 2. Современная аграрная реформа в России……………………………10
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложения…………………………………………………………… ……….26

Файлы: 1 файл

Аграрная реформа в России.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Развитие кооперативного движения в АПК следует поднять на государственный  уровень, чтобы вовлечь в него не только производство, но и переработку, реализацию продукции, производственно-техническое обслуживание, кредитно-финансовую деятельность, все уровни управления - от внутрихозяйственного до федерального и все субъекты хозяйствования - сельскохозяйственные предприятия; личные, подсобные и крестьянские хозяйства. Нужны новые, нетрадиционные схемы развития интеграции, подходы, основанные на участии банков, промышленности, других внешних организаций.

Чтобы избежать двойного налогообложения  предприятий АПК, объединившихся в агропромышленные холдинги, потребительские кооперативы, целесообразно распространить на них льготы по налогообложению, предусмотренные для сельскохозяйственных предприятий: освободить от налога на добавленную стоимость при внутрисистемной реализации (передаче) продукции для ее переработки, а этот налог взимать по факту реализации продукции только за пределы холдинга, кооператива; также освободить от налогов на имущество, транспортный, автодорожный, а также сборов на нужды образовательных учреждений, содержание милиции; распространить на них ставку страховых взносов в пенсионный фонд, установленную для сельскохозяйственных предприятий, т.е. 20,6% вместо действующих 28%.

Техническое и технологическое  обновление.

Оно должно обеспечить перевод отраслей АПК на эффективные ресурсосберегающие технологии, освоение современных методов хозяйствования, соответствующие требованиям рыночной экономики. Без технологического перевооружения, даже при наличии таможенных барьеров и сильно государственного рыночного регулирования невозможно улучшить качество продукции, повысить производительность труда. Опыт передовых хозяйств различных зон страны подтверждает высокую эффективность этого направления.

Чтобы предотвратить разрушение материально-технической  базы, необходимо улучшить ситуацию в сельскохозяйственном машиностроении. Хотя в производстве сельскохозяйственной техники страна значительно отстала от мировых стандартов, некоторые предприятия способны достичь высокого результата путем совершенствования выпускаемых моделей. Но по большинству позиций сложной техники, особенно кормо- и зерноуборочной, выход из положения заключается в срочном создании совестных предприятий, импорте технологий, постепенном переносе на отечественные предприятия не только сборки машин, но и производства их узлов и агрегатов. Таким образом, в ближайшие 2-3 года при государственной поддержке и обеспечении лизинговыми средствами покупателей этой продукции, налоговом стимулировании, можно насытить аграрный сектор мощной, производительной сельскохозяйственной техникой.

Формирование эффективных моделей  хозяйствования на земле.

Приватизация сельскохозяйственных предприятий носила поспешный и  во многом разрушительный характер, хотя она рассчитана на повышение эффективности  производства, проявление частного интереса. При определенных условиях, фермерство, как форма организации труда, приносит результаты. Но действует объективный закон преимущества крупного производства над мелким.

Об этом свидетельствует мировой  опыт. Например, 72% мелких фермерских хозяйств США, владея 31% машин и оборудования, сосредотачивая 44% рабочей силы производят лишь 10% валового фермерского дохода. Эта группа хозяйств использует землю и технику в 4 раза, а рабочую силу в 7 раз хуже, чем остальные 28% крупных фермерских хозяйств. Научно-технический прогресс требует постоянного обновления производства. Мелкие фермеры не в состоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии.

Поэтому разрыв в эффективности  производства в крупных и мелких предприятиях непрерывно увеличивается, мелкие фермеры в значительной части разоряются. Все это, а также огромный дефицит финансовых и технических средств предполагает введение в России сельскохозяйственного производства в основной его массе на крупных предприятиях. Этому способствуют и возможности коллективных форм организации производства лучше, чем частных, решать многие хозяйственные и административные вопросы, связанные с бытом крестьян.

Государство должно поддержать крупное  сельскохозяйственное производство, помочь ему адаптироваться в рыночных условиях, обеспечить эффективное управление им. При этом требуется такая организация труда и формирование таких внутрихозяйственных отношений, которые обеспечивали бы сочетание личных интересов с интересами коллектива, поддержание заинтересованности в работе с пользой для каждого человека и общества в целом.

Укрупнение и концентрация сельскохозяйственного  производства - общемировая тенденция, и мы поступим в противовес ей, если допустим разрушение создававшихся  годами крупных предприятий.

При этом надо следовать не по шаблону, а предоставить крестьянам возможность  выбора наиболее приемлемых для конкретных условий варианта хозяйствования. Собственность  должна находиться в руках тех, кто  хочет и может ею управлять  и не следует навязывать ее тем, кто не готов ею эффективно распоряжаться.

Важнейший процесс нового курса  аграрной политики - совершенствование  земельных отношений между людьми в процессе владения, пользования  и распоряжения землей. В этом вопросе  были допущены ошибки, которые надо исправлять. Например, деление земли на паи привело к тому, что 50-60% ели сегодня находится у неработающей части населения.

По мере старения деревни эта  доля будет увеличиваться. При этом земельные доли, как правило, оказались  слишком малы для обеспечения товарного производства сельскохозяйственных продуктов.

Учеба кадров.

Переподготовку специалистов необходимо вести на всех уровнях, учиться работать по-новому, исходя из рыночных отношений, обмениваться опытом на семинарах и  конференциях. Целесообразно также рационально представить агропромышленный комплекс в президентской программе подготовки кадров.

Изменение облика села.

В этом направлении существуют значительные перспективы и возможности. Надо перейти к реализации конкретных конструктивных мер аграрной политики. С этой целью предполагается провести Всероссийское совещание о путях развития АПК. Надо переломить негативную ситуацию в сельском хозяйстве, обеспечивая наращивание экономических показателей с учетом того, что агропромышленный комплекс может способствовать экономическому подъему других отраслей народного хозяйства страны. И для этого следует сделать все возможное.

В общем аграрная реформа, во всяком случае на нынешнем этапе, далека от первоначальных целей. Она скорее отражает необходимость  выживания в новых и весьма трудных условиях, чем осознанное и целенаправленное реструктурирование сельского хозяйства. О создании условий для реальной аграрной реформы можно будет говорить лишь при смене экономического климата.

 

 

Заключение

Издавна сложившаяся в России аграрно-правовая доктрина сводится к тому, что государство само отвечает за организацию сельскохозяйственного производства и поэтому поступает с крестьянами так, как ему заблагорассудится. Такую доктрину необходимо заменить концепцией независимого ведения аграрного производства, где сельский труженик является свободным товаропроизводителем, а государство создает и гарантирует ему соответствующие условия. Основным сельскохозяйственным товаропроизводителем является крестьянин или объединения, созданные с его подлинно добровольным участием, а государство выступает гарантом в обеспечении крестьянину свободы в реализации его прав и интересов. Другими словами, государство должно формировать свою аграрную политику, исходя из объективных потребностей обслуживания интересов труженика села, и через такой рычаг обеспечивать страну продовольствием. Выход к такому подходу составляет суть научной концепции проведения современных аграрных преобразований в Российской Федерации.

Главная причина кризисного состояния  аграрной экономики в истории России сводится к отсутствию научной правовой концепции. Сегодня в России называются разные причины кризисного положения сельского хозяйства. Не отрицая многих из них, диссертант считает, что в России, прежде всего, нужно преодолеть отсутствие научной концепции, о которой было сказано в предыдущем выводе. Поэтому, говоря о причинах кризиса аграрного сектора, подлежащих устранению, нужно начинать с главной причины, затем о навязанной сельскому хозяйству в 1930 году системы колхозов и совхозов, о хаотично проводимой современной реформе и т.д.

Проводимые сегодня в Российской Федерации земельная и аграрная реформы осуществляются с повторением  следующих исторических ошибок:

а) с самого начала реформы до настоящего времени отсутствует четкая научная концепция правового регулирования и реформирования;

б) соответственно, основные законы реформы, которые должны были определить содержание вещных прав на землю, порядок и размер предоставления, порядок пользования  и возможность отчуждения земли, принимались хаотично, а законы, регулирующие вновь возникающие отношения, были приняты бессистемно;

в) с самого начала реформы не были приняты федеральные законы, жестко определяющие степень самостоятельности  субъектов аграрного производства, поэтому реформирование "рассыпалось" по субъектам и регионам Федерации. Регионы стали проводить политику, идущую вразрез с самим замыслом реформирования в аграрном секторе.

Совместное ведение земельного законодательства Российской Федерации  и ее субъектов, определенное в ст. 72 Конституции РФ, некоторые субъекты истолковали так, что поставили свое земельное законодательство выше федерального. Ряд субъектов (Башкортостан, Марий Эл, Дагестан и другие) не принял института частной собственности на землю и определил в своем законодательстве (Республика Башкортостан), что возможности предоставления и определения размера земельного участка решаются местной администрацией. В результате даже дееспособные (крепкие) фермерские хозяйства не обеспечены достаточным количеством земли.

Действующее земельное и аграрное законодательство Российской Федерации  продолжает нарушать конституционные  и гражданские права субъектов  сельскохозяйственной деятельности. Известно, что в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ГК РФ). Институт частной собственности на землю закреплен как в Конституции Российской Федерации, так и в Гражданском кодексе РФ и должен действовать на всей территории России. Однако, несмотря на это, субъекты Российской Федерации, незаконно относя вопрос о частной собственности на землю в собственное ведение, своим законодательством нередко посягают на конституционные права российских граждан.

Проводимую в современной Российской Федерации реформу аграрного  строя необходимо осуществить по единой научной концепции. Основные направления реформы и степень самостоятельности субъектов аграрного производства должны быть четко определены в законодательстве самой Российской Федерацией.

Решая аграрный вопрос, необходимо основываться на естественных законах. На большой территории России формы и направления развития сельского хозяйства различны. Однако аграрные реформы должны исходить из единой концепции, определенной в общероссийском законодательстве. В субъектах же Российской Федерации могут быть разработаны соответствующие нормативные правовые акты, рассчитанные на учет региональной специфики. Исторический опыт показывает, что реформы, не учитывающие национальную форму ведения сельского хозяйства и местных особенностей, приводили к социальным потрясениям и кризису сельскохозяйственного производства. В то же время права и свободы субъектов сельскохозяйственной деятельности должны быть обеспечены на уровне норм не только федерального, но и международного права.

С учетом переходного характера российских аграрных реформ нельзя игнорировать роль и значение исторически сложившегося отношения крестьян к личному подворью. Сегодня личные подсобные хозяйства производят значительную часть сельскохозяйственной продукции. Российское государство должно разработать особую политику, всемерно поддерживающую ныне существующие личные подсобные хозяйства граждан вплоть до тех пор, пока не будет полностью реализована основная концепция правового регулирования современных российских аграрных реформ и не будет обеспечено формирование свободного аграрного товаропроизводителя,. Пока личное подворье признается экономически выгодным самому труженику аграрного производства, оно должно развиваться.

После 1930 года в государственных  организациях работали, фактически не распоряжаясь результатами своего труда, уже несколько поколений сельского населения. Однако экономический обзор сельского хозяйства России за 1999 год' показывает, что после начала реформы, когда у индивидуальных пользователей количество земли увеличилось в три раза, доля населения в выпуске продукции сельского хозяйства увеличилась с 31,2 % в 1991 году до 57,3% в 1998-м. Следовательно, индивидуальное самостоятельное хозяйство опять начинает возрождаться и становится основным производственным звеном сельскохозяйственного производства.

- Земельное и аграрное реформирование  должно проводиться постепенно  и последовательно в соответствии  с основной концепцией правового  регулирования и реформирования  села. Не должна также навязываться  государственная воля по созданию новых организационных форм, с искусственным разрушением старых. В сельском хозяйстве нововведения должны появляться естественным путем, а государством должны быть созданы условия для их реализации. В этом серьезном деле не должно быть шараханья (как это было неоднократно в истории России). Попытки быстро внедрить одну определенную форму ведения хозяйства приводили к социальным и экономическим кризисам.

 

 

Список использованной литературы

  1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. М., 2009.

  1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 2001.

  1. Аграрный строй в России: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. В.Е..Есипова. СПб.,2006.

  1. Анфимов А.М. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881-1904.М., 2000.

  1. Российская историческая политология: Курс лекций", отв. ред. С.А.

Информация о работе Аграрная реформа в России