Взаимосвязь налогообложения и инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:23, диссертация

Описание работы

В ходе диссертационного исследования дана комплексная характеристика взаимосвязи налогообложения и инфляции с трех позиций.
1) инфляция сама приобретает определенные черты дополнительного, скрытого "налогообложения".
2) налоги (особенно косвенные) усиливают инфляционные процессы, становятся существенным инфляционным фактором;
3) при превалировании в налоговой системе косвенных налогов, база которых исчисляется на основе цен реализации, инфляция может быть выгодна государству, так как приносит дополнительные доходы в бюджет;
В работе предложен комплекс приоритетных направлений и конкретных путей реализации антиинфляционной политики, направленной на минимизацию последствий негативного влияния инфляционных факторов на экономику и реальные доходы населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.62 Кб (Скачать файл)

Первая группа проблем  посвящена исследованию теоретических основ и предпосылок взаимосвязи ценообразования и налогообложения.  
На основе развития теории общественных благ и частных налоговых теорий переложения налогового бремени, прямого и косвенного налогообложения в диссертации обобщены, уточнены и дополнены основные положения теории взаимосвязи налогов и цен в современной рыночной экономике с двух методологических позиций.  
Во-первых, в масштабе общества в целом, когда налоги сами являются ценой общественных благ (услуг государства). В условиях рыночной экономике плата общества за предоставляемые ему государством блага (услуги) принимает форму цены, которая имеет свои принципиальные особенности формирования и проявления. В этой связи налоги (совокупный налог) представляют собой специфическую, иррациональную и монопольную цену совокупных услуг государства, связанных с выполнением им своих функций.  
Во-вторых, в масштабе микроэкономики в процессе формирования цен индивидуальных благ, когда налоги выступают ценообразующим фактором, элементом равновесной цены товаров, с выделением особенностей влияния на цены косвенных и прямых налогов. Эти вопросы основаны на теории предложения налогов и теории деления налогов прямые и косвенные, и на методологии бухгалтерского и налогового учёта, а также национального счетоводства в части учета налогов в структуре ВВП. Чем выше налоговое бремя в экономике, тем существеннее их влияние на цены и инфляцию. Однако, непосредственное влияние на ценовые параметры оказывают не все налоги, а только те, которые относятся к категории косвенных. Это обусловлено свойством переложения налогов через механизм ценообразования производителем (продавцом) товаров, работ, услуг на их потребителей (покупателей). В работе поддерживается следующая структура деление налогов на прямые и косвенные:  
1) прямые налоги:  
- подоходные налоги (налоги на доходы);  
- другие личные налоги с физических лиц;  
2) косвенные налоги (налоги на производство и импорт):  
- традиционные косвенные налоги (налоги на продукты и импорт);  
- другие косвенные налоги на производство.  
Косвенные налоги по-разному влияют на цены. Традиционные косвенные налоги (налоги на продукты и импорт) являются ярко выраженными инфляционными налогами и непосредственно увеличивают рыночные цены облагаемых товаров (работ, услуг) путём надбавки к ценам производителей (продавцов). Другие налоги на производство влияют на цены через издержки производства и обращения в составе цены производителя (продавца). Чрезмерные косвенные налоги существенно сокращают спрос и потребление, искажая ценовые пропорции в экономике и структуру цен, уменьшают прибыль и разгоняют инфляцию.  
Налоговая система оказывает значительное влияние на уровень и динамику цен. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, те шире инфляционный размах. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, увеличивая налоговые доходы, увеличивает и свои расходы, которые влияют на совокупное предложение. Регулирующая роль государства и нормативно-правовых актов заключается в установлении оптимальных ставок, чтобы сгладить их негативное влияние на цену. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов.  
В рамках исследования уточнены признаки избыточности налогообложения (налогового бремени), характеризующие диспропорции между ценой общественных благ (услуг) и фактически предоставляемым их объемом:  
- высокий удельный вес задолженности по налоговым платежам по отношению к фактическим налоговым поступлениям;  
- низкая собираемость налогов по сравнению с плановыми налоговыми назначениями;  
- запредельные масштабы "теневой" экономики и уклонений от уплаты налогов;  
- наличие и накопление избыточных государственных финансовых резервов (резервных фондов).  
Методологическое значение для исследования взаимосвязи косвенных налогов и цен имеют такие факторы, как эластичность спроса и предложения облагаемых товаров и избыточность налогового бремени. В этой связи в работе раскрыты основы взаимосвязи ценовой эластичности и налогообложения, которую предложено учитывать при формировании налоговой политики и реформировании налоговой системы.  
В отношении свойств эластичности справедливы на конкурентном рынке следующие закономерности:  
- чем больше (меньше) эластичность спроса на товар, при условии неизменности его предложения, тем меньшая (большая) часть налога перекладывается на потребителя, то есть меньше (больше) влияние налога на рост рыночной цены товара;  
- чем больше (меньше) эластичность предложения товара, при условии неизменности спроса на него, тем меньшую (большую) часть налога уплачивает производитель, то есть меньше (больше) влияние налога на рост рыночной цены товара;  
- при единичной эластичности спроса и предложения налоговое бремя распределяется поровну между производителем и покупателем.  
Позитивным для экономики и ориентиром налоговой политики можно считать положение, когда длительное время удерживается относительно низкая неэластичность спроса (растут и налоговые поступления, и определяющий экономический показатель, но последний более высокими темпами), или относительно низкая эластичность предложения (увеличение доли налогов в источнике их уплаты не препятствует достаточному росту ВВП).  
Степень эластичности спроса товаров, реализация которых подлежит акцизному налогообложению, оказывает обратно пропорциональное действие на налоговую выручку (налоговые поступления). Если спрос на подакцизный товар эластичен, то повышение акцизного налога может повлечь за собой уменьшение его поступлений в бюджет, поскольку вызванный этой мерой рост цены товара должен привести к сокращению объемов его потребления и производства. При неэластичном спросе повышение акцизов до определенного уровня обычно сопровождается соответствующим увеличением налоговых поступлений, так как объем потребления такого подакцизного товара либо останется на том же уровне, либо сократится незначительно.  
Таким образом, с одной стороны, степень эластичности спроса государства на налоговые ресурсы и предложения налогоплательщиками источников уплаты налогов влияет на ценовые параметры в экономике (по разному в разрезе прямых и косвенных налогов); с другой стороны, степень ценовой эластичности спроса и предложения товаров влияет на налоговые поступления и выбор объектов обложения косвенными налогами.  
 
Вторая группа проблем связана с исследованием российской налоговой политики в области ценового регулирования, а также антиинфляционной политики.  
В ходе диссертационного исследования дана комплексная характеристика взаимосвязи налогообложения и инфляции с трех позиций.  
1) инфляция сама приобретает определенные черты дополнительного, скрытого "налогообложения".  
2) налоги (особенно косвенные) усиливают инфляционные процессы, становятся существенным инфляционным фактором;  
3) при превалировании в налоговой системе косвенных налогов, база которых исчисляется на основе цен реализации, инфляция может быть выгодна государству, так как приносит дополнительные доходы в бюджет;  
В работе предложен комплекс приоритетных направлений и конкретных путей реализации антиинфляционной политики, направленной на минимизацию последствий негативного влияния инфляционных факторов на экономику и реальные доходы населения. В частности:  
1) в области денежной политики:  
- исключение из практики даже в кризисные периоды фактов использования эмиссии денег на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов, финансирование военных и подобных им непроизводительных расходов;  
- повышение курса рубля и снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ;  
- приведение в соответствие объема денежной массы фактическим потребностям рыночной экономики, использование только кредитных (заемных) форм денежной эмиссии;  
- создание механизмов, ограничивающих рост фиктивного капитала в экономике (ценных бумаг, не обеспеченных реальными активами);  
2) в области регулирования денежных доходов населения:  
- индексация оплаты труда работников бюджетной сферы, пенсий и пособий не менее, чем один раз в квартал на уровень фактической инфляции, исчисленной по ценам потребительских товаров основных товарных групп;  
- ежегодная индексация законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), разработка мер стимулирования работодателей к повышению оплаты труда наемных работников;  
3) в области ценовой политики:  
- ужесточение мер финансовой ответственности за необоснованное завышение цен и ценовой сговор производителей и продавцов;  
- ограничение роста регулируемых государством цен и тарифов официально установленному на очередной год и плановый период (в бюджете и планах социально-экономического развития страны) уровню инфляции в экономике;  
- обеспечение надзора за ценообразованием на рынке производных финансовых инструментов (деривативов) по товарным операциям путем установления соответствующих ограничений, переориентация рынка деривативов с преимущественно спекулятивных на преимущественно хеджерские (страховые) операции;  
- разработка финансовых мер сдерживания роста цен на медицинские препараты и предметы первой необходимости, учитывая абсолютную неэластичность спроса на них;  
4) в области налогообложения:  
- реструктуризация налоговой системы путем установления рационального соотношения между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми налогами;  
- оптимизация ставок импортных пошлин путем рационального сочетания их функции защиты отечественных производителей с задачей минимизации инфляционного давления таможенных пошлин на цены внутреннего рынка;  
- разработка налоговых механизмов, препятствующих завышению цен организациями сетевой торговли;  
- обеспечение жесткого налогового контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения перераспределения (переложения) налогового бремени с цен товаров промежуточного потребления на цены товаров конечного потребления;  
- повышение эффективности работы Федеральной налоговой службы по выявлению фактов переложения прямых налогов на цены.  
В диссертации обоснован вывод о прямой и тесной взаимосвязи существенных колебаний валютного курса рубля и объемов нефтегазовых доходов, имеющих налоговую природу и поступающих в государственные резервные фонды, а также о влиянии состояния государственных финансов, бюджета и налоговой системы через валютный курс на рост цен и инфляцию. То есть, резкое снижение объемов нефтегазовых доходов бюджетной системы, играющих основную роль стабилизационного обеспечения рубля, стало решающим фактором девальвации национальной валюты, а через нее - фактором роста цен внутреннего рынка и ускорения инфляции на фоне абсолютного и относительного снижения доходов в экономике. Поэтому необходимо принять дополнительные (к уже принятым Правительством РФ) меры по укреплению рубля. Учитывая значительную зависимость нефтегазовых доходов от мировых цен на нефть и газ, акцент должен быть сделан на оптимизации ставок НДПИ и вывозных таможенных пошлин (ставки должны одновременно обеспечивать стимулы добывающих компаний и стабильный рост поступлений нефтегазовых доходов), а также на мерах по мобилизации резервов увеличения собираемости внутренних налогов без повышения действующих их ставок.  
В ходе исследования проанализировано влияния на цен акцизов, которыми облагаются отдельные группы товаров (спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, автомобили и мотоциклы, дизельное топливо и моторные масла) на примере наиболее популярных подакцизных товаров, пользующихся массовым спросом, в частности, алкогольной продукции, пиво, сигарет и автомобильного бензина, путем расчета доли акцизов и НДС, а по бензину - и НДПИ.  
На основе расчетов с целью снижения инфляционного давления налогов на такие базовые для экономики товары, как нефтепродукты (в цене бензина НДС и НДПИ составляет сейчас 30,3% (15,2% + 15,1%), а всего доля косвенных налогов - 51%, или 8,97 руб.), предложено отменить порядок пересчета базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на коэффициент, учитывающий уровень и колебания мировых цен на нефть и валютный курс рубля (Кц), а в перспективе - заменить этот налога налогом на дополнительный доход (сверхприбыль) от добычи углеводородного сырья, взимаемого из прибыли добывающих организаций.  
В диссертации проблема взаимосвязи налогов и цен в экономике, стратегические направления реализации налоговой политики в области ценообразования раскрыты в рамках двух составляющих:  
1) оптимизации налогового бремени как формы цены общественных благ;  
2) рационализации взаимодействия налогов и цен индивидуальных благ (товаров, работ, услуг).  
На основе анализа налогового бремени предложены пути его оптимизации в России на ближайшую перспективу:  
- постепенное снижение налогового бремени (уплаченных налогов без таможенных пошлин) сначала до верхнего налогового предела, а потом - до оптимального уровня, что позволит одновременно приблизить цену общественных благ (услуг государства) к фактическому предоставленному их объему и снизить негативное влияние налогов на цены и инфляцию;  
- рационализация структуры налогового бремени в сторону увеличения доли прямых налогов и рентных налогов за пользование природными ресурсами;  
- совершенствование видового состава налоговой системы, налоговых льгот (с их ориентацией на значимые социальные, инвестиционные и инновационные льготы), оптимизация налоговых ставок.  
Рационализация взаимодействия налогов и цен индивидуальных благ (товаров, работ, услуг), с одной стороны, является одним из элементов оптимизации налогового бремени в экономке, а с другой стороны, имеет относительно самостоятельное значение как элемент государственной налоговой политики и политики регулирования цен.  
Конкретные механизмы реализации стратегических направлений налоговой политики в обрасти ценообразования имеют отношение к совершенствованию не только косвенного, но и прямого налогообложения, учитывая тесную связь косвенных и прямых налогов между собой и в общей структуре налогового бремени, которое несет экономика. В этой связи пути решения данной проблемы рассмотрены в трех аспектах, учитывающих классификационную структуру системы налогов и особенности влияния на цены ее классификационных групп:  
1) обложение косвенными налогами на продукты и импорт (традиционными косвенными налогами);  
2) обложение другими косвенными налогами на производство (налогами, относимыми на издержки производства и обращения);  
3) обложение прямыми налогами (налогами подоходного типа).  
В качестве мер по рационализации взаимосвязи налогов и цен при косвенном налогообложении продуктов и импорта обоснованы и предложены меры по рационализации взаимосвязи НДС и цен:  
- снижение после создания необходимой конкурентной среды основной ставки НДС в два этапа до 16% и 14%, при одновременном повышении ставки налога на прибыль также поэтапно до 24% и 26%;  
- переход от практики применения ставки НДС в размере 0% по операциям экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки к порядку освобождения этих операций от уплаты НДС.  
Кроме того, предложены меры по снижению негативного влияния акцизного налогообложения:  
- стабилизация, а по отдельным видам подакцизных товаров снижение ставок акцизов;  
- переход по крепким напитками со специфических на адвалорные (процентные) ставки;  
- корректировка специфических ставок акцизов один раз в год на сумму, не превышающую уровень официальной инфляции в экономике;  
- отмена акцизов на бензин и другие нефтепродукты (эта мера заложит основу для будущего более справедливого ценообразования и облегчит работу Федеральной антимонопольной службы для выявления ценовых сговоров);   
- отмена акциза на автомобили, за исключением автомобилей мощностью двигателей более 180 л.с., (как предмета роскоши).  
С учетом налоговой природы и особой значимости для российского бюджета и ценообразования таможенных пошлин обосновано введение в Налоговый кодекс РФ главы "Таможенные пошлины" и передача функции администрирования таможенных пошлин органам Федеральной налоговой службы, четко разделив полномочия таможенных и налоговых органов.  
В работе разработаны меры по рационализации взаимосвязи налогов и цен при обложении другими косвенными налогами на производство:  
- реформирование действующего механизма налогообложения добычи полезных ископаемых;  
- передача администрирования социальных страховых вносов ФНС, а также введение в НК РФ специальной главы "Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды" с передачей функций их администрирования и контроля органам Федеральной налоговой службы, четкое разделение полномочий (прав и обязанностей) по администрированию страховых взносов между ФНС и государственными внебюджетными фондами; разделение общей ставки страховых взносов 34% на 2 части (30%, уплачиваемую работодателем к налоговой базе, исчисленной из расчета не более 415 тыс.руб. в год на одного работника (в дальнейшем эта предельная сумма должна быть увеличена) и 4%, уплачиваемую работником с фактически полученных им сумм оплаты труда, но не более 415 тыс.руб. в год (в дальнейшем эта предельная сумма также должна быть увеличена)).  
Мерами по рационализации взаимосвязи налогов и цен при прямом (подоходном) налогообложении выделены введение лесного и экологического налогов вместо действующих неналоговых платежей).  
 
Третья группа проблем связана с проблемами и дальнейшим развитием системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием.  
Объективная основа возникновения трансфертных цен связана с достижением деловой цели: создание групп компаний в процессе международного и (или) функционального структурирования бизнеса. Поэтому уточнено определение трансфертной цены как цены, применяемой при сделках между подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами внутри сложных вертикально интегрированных структур.  
В диссертации уточнены и раскрыты причины возникновения трансфертных цен (международное и функциональное структурирование бизнеса, стремление к снижению налогового бремени в отношении группы компаний) и их специфические задачи (распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями; минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе; минимизация политических, экономических и кредитных рисков; распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями; завоевание позиций на новых рынках; перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли; намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала). В работе исследованы механизмы, цели, факторы, формы и методы трансфертного ценообразования.  
В результате исследования предложено разделить трансфертные цены для целей управления и для целей налогообложения (только последние должны подвергаться контролю со стороны налоговых органов), выделены основные различия между тЦена

1 700 руб.


Город

Москва, м. Медведково показать на карте

Вид товара: Игрушки

Детская каталка Injusa Pushtoy guad Goliath c ручкой 137 (Испания) – предназначена  для детей от 10 месяцев. Многофункциональная  каталка растет и развивается  вместе с Вашим малышом. Миниквадроцикл подойдет для поездок по городу, ходунки научат ребенка ходить, машинка-каталка  развивает ножки, а съемная подставка-качалка  подойдет для отдыха.

Характеристика:

- 6 функций

- максимальная нагрузка 30 кг

- эргономика сиденья 10 баллов

- удобная и высокая  спинка

- для детей от 10 мес.

Номер объявления: 173024613

акими трансфертными ценами.


Информация о работе Взаимосвязь налогообложения и инфляции