Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Проблема, рассматриваемая в данной работе, является одной из актуальных проблем современной экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса, их соотношение в структуре мирового хозяйства стало интересовать экономистов еще на заре развития капиталистического способа производства, когда появились первые крупные мануфактуры, положившие начало процессу централизации капитала и производства.

Содержание работы

Введение 3
1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков 5
2. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса в основных отраслях экономики 11
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Взаимодействие малого и крупного предпринимательства.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

18

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков              5

2. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса в основных отраслях экономики              11

Заключение              16

Список использованных источников              18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема, рассматриваемая в данной работе, является одной из актуальных проблем современной экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса, их соотношение в структуре мирового хозяйства стало интересовать экономистов еще на заре развития капиталистического способа производства, когда появились первые крупные мануфактуры, положившие начало процессу централизации капитала и производства.

В экономической литературе до недавнего времени малый бизнес рассматривался как подчиненный элемент капиталистической экономики, не имеющий возможности самостоятельного развития. То есть, малые и средние компании, будучи интегрированными в монополистический хозяйственный комплекс, противопоставлялись крупному производству. В период бурного развития и образования крупных хозяйственных структур, роста многонациональных корпораций малый бизнес был вытеснен на периферию экономического развития, где ему предсказывали скорое исчезновение под давлением конкуренции «гигантов». Но в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, переменой мотиваций потребительского спроса, значение малых форм хозяйствования резко возросло. Этому способствовали такие факторы, как способность малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, гибкость и маневренность производства.

Сдвиги в социально-экономической структуре общества, изменения в потребительских настроениях сыграли большую роль в качественной переоценке значимости малого предпринимательства для мировой экономики. Крупномасштабное стандартизированное производство, символом которого являлся «фордизм», выполнявшее функцию удовлетворения спроса на стандартные потребительские товары, теряло экономическую почву, признавая преимущества малых специализированных фирм, ориентированных на определенный сегмент рынка. Такие объективные факторы, как индивидуализация потребительского спроса, сокращение жизненного цикла продукции, обусловили очевидную необходимость взаимодействия крупных структур с малым бизнесом.

В настоящее время в современной экономике господствуют две основные тенденции. Во-первых, глобализация всех сфер экономической деятельности, в основе которой лежат процессы централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций, интернационализация экономики, развитие глобальных сетей (информационных, предпринимательских), во-вторых - стремление к дезинтеграции, реструктуризация крупнейших предприятий, рост малого предпринимательства, развитие кооперации малых и крупных фирм во всех отраслях экономики.

Наша работа посвящена исследованию соотношений крупных и малых форм бизнеса в России на фоне глобализации мировой экономики. Основное внимание в работе уделяется изучению основных форм взаимодействия крупных и малых структур, анализу их преимуществ и недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: СПЕЦИФИКА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ

 

Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500 [5, с. 110].

Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.

Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование проектов, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности.

К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.

Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.

В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения проектов, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями.

Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6, с. 35]. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2008 г. на 48,8 ед. [3, с. 11].

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:

        ранний период реформ (1990 1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

        период становления рыночных отношений (1997 по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.

В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].

Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].

Пятая часть российского ВВП создается в торговле.

Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах [2, с. 24].

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СООТНОШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ

 

Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.

Постановка вопроса об изучении соотношения конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса обусловлена актуальностью и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также незначительным количеством аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки зрения. Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по сравнению с крупными и средними предприятиями [4, с. 48].

Такой подход к аналитическим исследованиям был реализован в процессе работы по изучению малого предпринимательства выполненного аналитической компанией “Реформа” и другими аналитическими организациями по заказу Государственного фонда поддержки малого предпринимательства в России.

В качестве подготовительного этапа исследований проведена выборочная перепись индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которая позволила сделать количественные оценки развитости малого бизнеса в регионах и сопоставить малый и крупный бизнес в разрезе основных отраслей экономики. Инструментарий исследования согласован с областным комитетом госстатистики.

В ходе исследования было выяснено, что большая часть субъектов хозяйственной деятельности во всех отраслях экономики России является малыми. Существуют отрасли, где малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает чуть менее половины численности и выручки.

Размеры субъектов малого предпринимательства - численность и оборот - варьируются от отрасли к отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере розничной торговли (5,9 чел., 903 тыс. руб.), связи (6,1 чел., 800 тыс. руб.), непроизводственной сфере (7,8 чел., 510 тыс. руб.) и транспорте (7,5 чел., 489 тыс. руб.). Наиболее крупные субъекты в сельском хозяйстве (28,8 чел., 1,2 млн. руб.), промышленности (14,8 чел., 2.3 млн. руб.). Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства в оптовой торговле, несмотря на малую среднюю численность (6,0 чел., 5,3 млн. руб.) [7].

Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности (1,3 млн. руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75 тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и розничной торговле (218 тыс. руб.). [7].

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в целом менее эффективно, чем крупный и средний бизнес. Тем не менее, существуют отрасли, в которых показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и среднего. Так, выручка на одного работника в строительстве в малом бизнесе выше, чем у крупных и средних предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во всех отраслях ниже, чем аналогичный показатель крупного и среднего бизнеса. Однако фондоотдача в большинстве основных отраслей - в общественном питании, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере - выше, чем в крупном и среднем бизнесе.

Малые предприятия - юридические лица демонстрируют более высокую степень организации и эффективности, чем индивидуальные предприниматели.

Исследование также выявило наличие качественно разнородных групп внутри сектора малого предпринимательства. При наличии определенной стабильно работающей группы субъектов малого предпринимательства, подавляющее большинство малых бизнесов ведутся собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства являются фиктивными, т.е. не ведут хозяйственной деятельности. Из оставшейся половины действующих субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90% экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная экономическая нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов малых предприятий, и около 35% выполняют социальные функции и формируют конкурентную среду. [4, с. 69].

Торговля и общественное питание являются традиционно “малыми” секторами, с которым крупному бизнесу конкурировать сложно. С нашей точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса должен быть отдан именно этим отраслям. Во-первых, организация малого бизнеса в торговле и общепите не требует существенных капитальных вложений и человеческих ресурсов; средние размеры численности и оборотных средств в этих отраслях невелики. Промышленное предприятие скорее “вырастет” из торгового путем обратной вертикальной интеграции или диверсификации; такие процессы уже можно наблюдать в регионах.

Создание же промышленного предприятия “с нуля” - крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего дефицита кадров и административных барьеров, и при наличии сильной конкуренции со стороны крупных предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности, торговым технологиям можно обучить широкие массы потенциальных и стартовых предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет общественных программ повышения квалификации в этой сфере значительно выше, чем в промышленности.

В целом прогнозируется краткосрочный (2-3 года) рост субъектов малого предпринимательства за счет развития розничной торговли и общепита. В дальнейшем появление крупных форм приведет к вытеснению малого предпринимательства из сферы торговли и к перетоку трудовых ресурсов из предпринимательской среды в сферу наемного труда в крупных торговых организациях.

В соответствии с этими обстоятельствами и должна строиться конкурентная политика местных органов власти. В течение этого периода областные и городские органы исполнительной власти имеют возможности оказания влияния на происходящие процессы, с тем, чтобы их эффект был позитивным для региональной экономики.

В рамках построения эффективной конкурентной политики, направленной на поддержание малых предприятий, поддержка малого предпринимательства должна осуществляться выборочно, по тем направлениям, где “не работает” крупный и средний бизнес. Такими направлениями должны стать:

        поддержка производства на малых предприятиях тех товаров, которые в настоящее время ввозятся из других регионов;

        поддержка организации производств, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых из крупных и средних предприятий в результате внедрения трудосберегающих технологий.

Поддержка малого предпринимательства в отраслях, где имеется значительный противовес крупных и средних предприятий, должна быть тщательно обоснована. В целом рекомендуется органам исполнительной власти воздерживаться от финансирования такого типа поддержки, поскольку в долгосрочной перспективе данные субъекты менее конкурентоспособны по сравнению с крупными корпорациями, и средства, направленные на их поддержку, могут в будущем быть потеряны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после экономического кризиса в России и «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Книги

1.        Грязнова А.Г., Думной Н.Н. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями – М.: КНОРУС, 2008.

2.        Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2009.

3.        Месарович М.Н. Основания общей теории систем // Общая теория систем. – М.: Мир. – 2008.

4.        Сапсай Б.П. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. – М.: Время. – 2008.

Статьи

5.        Взаимодействие малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Москва, апрель 2009 г. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2009.

6.        Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2009.

7.        Шестоперов О.Н. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. – Вопросы экономики, 2010, № 2.

Интернет источники

8.        www.expert.ru - Сайт журнала «Эксперт».

9.        www.nissi.ru/analinics – сайт Научного института системных исследований проблем предпринимательства.

Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса