Взаимодействие цены, спроса и предложения в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.
Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.

Содержание работы

1. Взаимодействие цены, спроса и предложения в рыночной экономике 3
2. Особенности биржевого ценообразования 8
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 196.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Взаимодействие цены, спроса и предложения в рыночной экономике 3

2. Особенности биржевого ценообразования 8

Список литературы 13

 

 

 

  1. Взаимодействие  цены, спроса и предложения в рыночной экономике

Саморегулирование рынка  происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных  условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.

Цена в рыночной экономике  – это сигнал, на который ориентируются  производители товаров и услуг, которые принимают решения о  том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие  товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики  на микро- и макроуровне.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.

Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания  покупателей осуществимы. Кроме  желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.

Количественно спрос можно  измерять показателем “величина  спроса”.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения  величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса.

На основании этого  можно сформулировать закон спроса:

“ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится  в обратной зависимости от изменения  цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”.

Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:

  1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
  2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
  3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
  4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
  5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

  1. Качество и ассортимент данного товара. 
  2. Уровень дохода населения. 
  3. Цены на дополняющие товары. 
  4. Цены на товары – заменители.
  5. Мода, вкусы и предпочтения.
  6. Климатические и сезонные условия.
  7. Ожидание изменений доходов и цен.

Предложение – это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене.

Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли  от бизнеса. Способности характеризуются  знаниями технологического процесса при  производстве товара и навыками торговли.

Количественно предложение  можно измерять показателем “величина  предложения”.

Величина предложения – это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения  величины предложения определяется шкалой предложения и графическим  изображением в виде кривой предложения.

На основании этого  можно сформулировать закон предложения:

“ При прочих равных условиях изменение величины предложения  находится в прямой зависимости  от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”.

Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

  1. Качество и ассортимент данного товара. 
  2. Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия.
  3. Усовершенствование технологии производства.
  4. Цены на товары – заменители.
  5. Налоги, дотации, субсидии.
  6. Количество конкурентов.

Взаимодействие спроса и  предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и  предложения определяется точка  равновесия.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.

В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs.

Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может  сложиться положение дефицита или  избытка товара.

а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается.

б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается.

а) Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, следовательно, увеличивается равновесная цена и равновесный объём.

б) Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, следовательно, уменьшается равновесная цена и равновесный объём.

а) Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо, следовательно, уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объём.

б) Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево, следовательно, возрастает равновесная цена и уменьшается равновесный объём.

а) Увеличиваются: возрастает только равновесный объём продаж.

б) Уменьшаются: снизится равновесный объём продаж.

а) Спрос увеличивается, предложение сокращается: возрастает только равновесная цена.

б) Спрос сокращается, предложение увеличивается: снижается только равновесная цена.

  1. Особенности биржевого ценообразования

Ценообразование как процесс  определения цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов  и с учетом отдельных факторов. Постановка целей ценообразования  зависит от избранной стратегии. Можно выделить следующие стратегии  ценообразования на рынке ценных бумаг:

 - захват рынка путем установления низкого уровня цен;

-        получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;

-        постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.

Целями ценообразования  на фондовом рынке могут быть

-        сбалансированность спроса и предложения,

-        захват рынка и устранение конкурентов, привлечение инвестиций,

-        передел собственности.

Задачами ценообразования  на рынке ценных бумаг являются

-        отражение реального спроса и предложения;

-        реализация конкретных целей ценообразования, учет разнообразных факторов.

К основным принципам ценообразования  относятся следующие

-        научный подход,

-        целевая направленность,

-        сопоставимость по разным периодам времени,

-        учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты,

-        отражение реального уровня затрат на фондовые операции.

Ценообразование на рынке  ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического  моделирования.

Экспертный метод состоит  в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения  цен. Метод требует тщательного  подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.

Аналитический метод основан  на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее уровень. Факторный анализ при этом позволяет учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия.

Статистический метод  основан на использовании ряда статистических приемов в ценообразовании на рынке ценных бумаг. Метод базируется на статистическом анализе с применением  средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних  величин), а также на корреляционно-регрессионном  анализе.

В настоящее время наиболее активно в ценообразовании на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют  определить общую тенденцию изменения  конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.

Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется  следующим образом. Ценная бумага или  фондовая операция характеризуется  рядом параметров. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная  нормативная единица оценивается  определенным количеством баллов. Далее  баллы суммируются и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате параметры, нормативное значение каждого из которых оценено с помощью баллов, определяют уровень цены.

Балансовый метод основан  на том, что движение стоимости ценных бумаг отражается в балансе любого хозяйствующего субъекта. Номинальная  стоимость облигаций показывается в балансе при отражении выпуска  краткосрочного или долгосрочного  займа. Номинальная стоимость акций  лежит в основе отражения уставного  капитала. Разница между рыночной стоимостью ценных бумаг отражаетСя в балансе как эмиссионный доход. На основе стоимости чистых активов предприятия определяют цену выкупа акций.

Экономико-математическое моделирование  основано на построении различных моделей  ценообразования. Под моделью ценообразования  понимается математическая или иная схема, отображающая процесс формирования цены. На рынке ценных бумаг могут использоваться концептуальные, математические, структурные, статистические, факторные, матричные, графические, логические, имитационные модели ценообразования.

Концептуальные модели учитывают  определенные подходы, концепции (систему  взглядов на процесс формирования цен  на рынке ценных бумаг). Например, по стоимостной концепции цена на рынке  ценных бумаг моделируется как денежное выражение действительной рыночной стоимости. Концепция равновесия исходит  из того, что цена на фондовом рынке  отражает равновесие спроса и предложения  на определенную ценную бумагу в момент совершения фондовой операции. Математические модели исходят из строго определенных математических зависимостей, характеризующих  процесс ценообразования. Трендовые  модели строятся на основе зависимости  цены от ряда величин, характеризующих  устойчивые тенденции и колебания  на фондовом рынке. Модели компонентного  анализа определяют зависимость  уровня цены от определенных компанент (составных частей) рынка ценных бумаг. Структурные модели включают  
анализ составных элементов определенной цены, взаимосвязей между ними и их влияние на изменение уровня цен. Статистические модели основаны на отражении статистических закономерностей и отклонений от них. При этом в начале теоретически обосновывают выбор вида зависимости и оценивают параметры модели на основе построения динамических рядов статистических наблюдений,   проверки соответствия выбранного типа модели конкретным условиям ценообразования. Модели могут иметь статистический, динамический характер; могут быть линейными, многомерными; разрабатываться с использованием компьютерных технологий или вручную; применятся повсеместно или в отдельных частных случаях.

Биржевое ценообразование  основано на оперативном учете основных свойств биржевого товара, конъюнктуры  рынка, объемах аналогичного товара и зависит от большого числа факторов.

Ценообразование на бирже  характеризуется рядом определенных понятий. Под базисной ценой подразумевается цена биржевого товара стандартного качества со строго определенными свойствами.

Типичная (справочная) цена отражает стоимость единицы товара при типичных объемах продаж и условиях реализации.

Контрактная цена – это фактическая цена биржевой сделки.

Цена спроса – цена товара, предлагаемая покупателем.

Информация о работе Взаимодействие цены, спроса и предложения в рыночной экономике