Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы в том что, укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. В условия политической давки со стороны США. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс глобализация во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран, и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике.

Файлы: 1 файл

кожевников.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»

 

 

 

 

Социально-экономическое развитие современной России

 

 

Тема 9. Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Работу выполнила студентка 3курса

                                  Группа 13БЭБ                      

                                      Тимергалина Д.М

                                                               Проверил: Доц. Кожевников Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2014

 

Содержание.

Введение

         1. Роль и место внешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России.

Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России в средне- и долгосрочной перспективе.

2.Новая парадигма дальнейшего развития внешнеэкономических связей РФ в связи с переходом страны от энерго-сырьевой к инновационной модели экономического развития и смены внешнеполитических приоритетов страны. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России в ХХI веке.

3.Современное состояние и проблемы развития российской внешней торговли. Тенденции развития экспортно-импортных связей России на  на важнейших мировых товарных рынках.

 Внешнеторговая  политика РФ. Регулирование деятельности  хозяйствующих субъектов при  осуществлении ими внешнеторговых  операций. Роль регулирования экономических  связей с зарубежными государствами  в формировании благоприятного  внешнеэкономического климата.

Государственная политика стимулирования экспорта и развития импортозамещения в стране. Политика протекционизма в создании на территории страны свободных экономических зон (СЭЗ).

4. Государственная таможенная политика. Современная таможенная политика России и минимизация вмешательства таможенных органов во внешнеторговые процессы, приоритетный учет интересов потребителя.

Современное состояние миграции капитала в России (его экспорт, импорт). Прямые иностранные инвестиции в современной российской экономике и политика государства по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата.

Современное состояние и государственное регулирование процессов международной миграции рабочей силы и высококвалифицированных специалистов в РФ. 

5. Современный этап развития межгосударственных интеграционных связей России. Перспективы усиления и укрепления экономических связей РФ со странами ближнего зарубежья. Политика государства по регулированию интеграционных взаимодействий России на постсоветском экономическом пространстве (СНГ, Союзное государство Беларусь-Россия, ЕврАзЭС, Таможенный и Экономический союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации).

Перспективы формирования единого экономического пространства ЕвАзЭС и проведения единой социально-экономической политики государствами-участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами  важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. В условия политической давки со стороны США. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс глобализация во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран, и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Такие страны нуждаются в первоначальном толчке, который в дальнейшем позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнать высокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическим показателям. Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику со стороны наиболее успешно развивающихся стран мира.

Целью настоящей работы является основы изучения внешнего рынка. Важность этой задачи нередко отрицается: предлагается выход на рынок «дальнего зарубежья», т.е. экономически развитых стран. Последний, однако, представляет собой сбалансированную систему, проникновение в которую значительной дополнительной массы товаров или солидных капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызывает диспропорции, усугубляет и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают западные предприниматели. В силу изложенных обстоятельств со странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных в странах СНГ. Поэтому для последних единственно перспективным решением является восстановление взаимных экономических связей, отношений между предприятиями и регионами для удовлетворения спроса прежде всего на собственном рынке (что, конечно, не исключает выхода за его пределы, когда он рационален). 

         1. Роль и место внешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России.

 «Внешняя торговля Российской Федерации услугами»1

Основные изменения в балансе услуг в соответствии шестым изданием «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) и «Руководством по статистике международной торговли услугами, 2010 год» ООН (РСМТУ-2010) по сравнению с методологией предыдущих (пятого) издания РПБ5.

— включены услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, и услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров, ранее учитываемые в статье платежного баланса «товары»;

— почтовые и курьерские услуги отнесены к категории «транспортных услуг»;

— в составе строительства выделены «строительство за рубежом» и «строительство в России», а также добавлены товары, приобретаемые строительными предприятиями в стране осуществления строительных работ;

— в финансовые услуги включены услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом, оцененные с использованием метода справочной процентной ставки;

— название категории «роялти и лицензионные платежи» заменено на «плату за пользование интеллектуальной собственностью», уточнено ее содержание и отличие от компьютерных и аудиовизуальных услуг (в плане учета различных видов лицензий на интеллектуальную собственность);

— введена группа, объединяющая телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, ранее отражавшиеся в отдельных категориях;

— в категорию «услуги в области научных исследований и разработок» включена покупка (продажа) результатов НИОКР, ранее учитываемая по счету операций с капиталом платежного баланса;

— перегруппированы отдельные компоненты категории «прочие деловые услуги».

Кроме того, подход к определению стоимости страховых услуг в РПБ6 применяется в практике составления платежного баланса Российской Федерации, начиная с итогов за 2009 год.

Итоги внешней торговли со странами дальнего зарубежья.2

Товарооборот Центрального федерального округа со странами ДЗ(Дальнего Запада)за январь-сентябрь 2014 года составил почти 286 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 2,2 %.Оборот внешней торговли со странами ДЗ в 15 раз превышает оборот со странами СНГ. Доля этой группы стран во внешнеторговом обороте немного увеличилась по сравнению с январём-сентябрём 2013 года (93,7 % против 92,8 %).

Экспорт в страны дальнего зарубежья возрос на 8,8 % и достиг 169,3 млрд. долларов США. Импорт из стран ДЗ составил 116,7 млрд. долларов США и по отношению к сопоставимому периоду 2013 года уменьшился на 6,2 %.

Импорт из стран ДЗ более чем в 19 раз превысил объем ввоза из стран СНГ. Для сравнения: в январе-сентябре 2013 года превышение импорта из стран дальнего зарубежья по отношению к поставкам из государств СНГ составляло 15 раз.

По итогам истекшего периода внешняя торговля со странами дальнего зарубежья характеризуется положительным сальдо – 52,6 млрд. долларов США.

По отношению к январю-сентябрю 2013 года сальдо внешнеторгового баланса с этой группой стран увеличилось в 1,7 раза или на 21,4 млрд. долларов США. 

Итоги внешней торговли со странами СНГ.3 

Объем внешней торговли со странами СНГ (без учёта данных о внешней торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) за январь-сентябрь 2014 года составил 19,1 млрд. долларов США, что на 12,2 % ниже сопоставимого периода 2013 года, в том числе экспорт – 13,0 млрд. долларов США (снижение на 3,2 %), импорт – 6,1 млрд. долларов США (снижение на 26,7 %).

Снижение экспорта произошло в основном за счёт сокращения поставок российских товаров в Украину на 502,6 млн. долларов США или на 4,9 %. Кроме этого, на 204,3 млн. долл. США снизились поставки в Киргизию (на 34,6 %), Азербайджан – на 13,7 млн. долл. США (на 2,2 %), Таджикистан – на 12,5 млн. долл. США (на 6,9 %).

Импорт сократился из всех государств, входящих в СНГ, особенно из Украины (на 28,0 % или 2,0 млрд. долларов США), Узбекистана (на 19,9 % или 112,4 млн. долл. США), Азербайджана (на 41,8 % или на 31,0 млн. долларов США).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 6,9  
млрд. долларов США, что выше аналогичного показателя 2013 года на 35,0 % или на 1,8 млрд. долларов США.

Достижение поставленных целей предусматривает реализацию следующих региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе Содружество независимых государств

Экономическое сотрудничество с государствами - членами Содружества Независимых Государств (на двустороннем уровне и в многостороннем формате) относится к приоритетным сферам внешнеэкономической политики России.

В своих отношениях с государствами - членами Содружества Независимых Государств Россия и далее будет делать ставку на развитие позитивных, ориентированных на перспективу отношений стратегического партнерства. Практическое взаимодействие с каждым из государств будет строиться с учетом степени их заинтересованности в сотрудничестве, реальной готовности учитывать интересы Российской Федерации. Развитие равноправных взаимоотношений будет происходить на принципах рыночной экономики с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции. предстоящий период будет продолжена работа по следующим направлениям: реализация экономического потенциала Содружества Независимых Государств как региональной организации; создание ewэкономических условий для эффективного строительства Союзного государства; дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности; развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней основе.

Страны дальнего зарубежья 

Значение торгово-экономических отношений с Китаем и Индией будет определяться не только их потенциалом для развития внешней торговли России в целом, но и особой растущей геополитической ролью этих государств в мире. Масштабная реструктуризация их национальных экономик и модернизация имеющейся промышленной базы, подкрепленная растущими финансовыми ресурсами, позволяет российским компаниям претендовать на участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении и наращивать продажи российской наукоемкой продукции в этих государствах.

 В этой связи Россия стоит  перед необходимостью создания  адекватного экспортного потенциала  на азиатском направлении и  формирования комплекса мер по  его реализации.

Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться на сбалансированной основе по следующим приоритетным направлениям:

продвижение российской машинотехнической продукции на рынок Китая с акцентом на участии российских компаний в модернизации промышленной базы и транспортной инфраструктуры страны, развитии китайской энергетики, в том числе ядерной, и электроэнергетических сетей;

расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;

устранение барьеров в доступе на китайский рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;

расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработке природных ресурсов, создании на территории России производства по глубокой переработке древесины, предприятий по рыбопереработке, пищевой промышленности и др.;

углубление сотрудничества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и образования;

усиление противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время Индия усиливает присутствие на международных рынках, прежде всего в отраслях, связанных с био- и информационными технологиями. В долгосрочной перспективе основными направлениями сотрудничества с этой страной будут:

укрепление позиций России на индийском рынке в качестве экспортера машинотехнической продукции, черных и цветных металлов, а также спецтехники;

углубление инвестиционного сотрудничества российских и индийских компаний в нефтяной и газовой отраслях, фармацевтике;

Информация о работе Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов